Договор перевозки пассажиров и багажа
По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа - также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК РФ)[8].
Пассажиром признается физическое лицо, перевозка которого транспортным средством осуществляется на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажира. Пассажир не входит в состав служебного персонала (экипажа) транспортного средства и должен иметь проездной билет. Пассажир пользуется также правами, предоставленными потребителю законодательством о защите прав потребителей.
Перевозчиком является транспортная организация, относящаяся, как правило, к транспорту общего пользования и обязанная осуществлять перевозки по обращению любого гражданина в силу публичного характера договора перевозки пассажира.
По своей юридической природе этот договор является двусторонним и возмездным. Основные условия договора перевозки должны быть одинаковыми для всех пассажиров, которые приобрели соответствующие проездные билеты.
По способу заключения договор перевозки пассажира относится к договорам присоединения: его условия определяются перевозчиком в стандартных формах и могут быть приняты пассажиром не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (ст. 428 ГК РФ).
Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией, а провоз ручной клади за плату - квитанцией на провоз ручной клади. Обязательные реквизиты билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади устанавливаются правилами перевозок пассажиров. Пассажир, купивший проездной билет, вправе в любое время по своему усмотрению отказаться от договора перевозки пассажира, т.е. вправе расторгнуть его в одностороннем порядке.
В части I ст.97 КВВТ РФ дано определение понятия договора перевозки пассажира (по ст. 786 ГК РФ): «По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа».
Как видно из этого определения, такой договор не требует предоставления пассажиру, в соответствии с размером оплаты, обусловленных договором условий, удобств и услуг, что было бы полезно включить в данное определение. Это упущение исправлено в новых нормативных актах - в Транспортном уставе железных дорог РФ и Воздушном кодексе РФ это определение договора пассажирских перевозок дополнено обязанностью перевозчика «предоставить пассажиру место, указанное в билете».
Подтверждением факта заключения договора перевозки пассажира, согласно части 2 ст. 97 КВВТ РФ является «билет», т.е. не предусматривается устная форма этого договора. В то же время на легковом автотранспорте, в частности, на такси (что практически имеет место также при пользовании водными такси - катерами и т.п.) обычно нет билетов, а плата взимается из расчета времени и расстояния перевозки, по возможности, определяемых по счетчику.
Билет - не единственная форма подтверждения права пассажира на перевозку. На практике существуют еще различные дополнительные или заменяющие билет документы на право проезда: жетоны, удостоверения, посадочные талоны, плацкарты и т.п. Кроме билетов на одноразовую поездку существуют специальные формы договоров пассажирской перевозки «на время» - абонементных (месячных, сезонных, навигационных, годовых»), а также на перевозку нескольких пассажиров - групповые билеты .
Особенностью договора перевозки пассажира является его непосредственная связь с бесплатной перевозкой личных вещей, имущества пассажира «при себе» в виде «ручной клади» в пределах установленных норм, а также с правом отправления на основе пассажирского билета, т.е. сдачи к перевозке «багажа», подтверждаемой выдачей пассажиру багажной квитанции[9]. Как правило, багаж должен перевозиться тем же рейсом что и пассажир. При этом договором устанавливается только одна обязанность пассажира «уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа».
Пассажирские перевозки на внутреннем водном транспорте классифицируются на:
- транзитные: межобластные, межреспубликанские, международные;
местные: внутриобластные, внутриреспубликанские, внутрикраевые, внутрирайонные;
пригородные: между городом и тяготеющими к нему пунктами;
внутригородские; а на водном транспорте и переправы.
На внутреннем водном транспорте, кроме перевозок деловых пассажиров, широко развиты перевозки отдыхающих, в том числе «круизные». В частности, на внутреннем водном и морском транспорте это:
а) туристские перевозки в водоизмещающих, комфортабельных судах;
б) экскурсионно-прогулочные перевозки продолжительностью до 24-х часов.
Договор перевозки пассажира является публичным, т.е. перевозчик -владелец транспорта общего пользования (коммерческое предприятие), которое в силу закона или выданной ему лицензии осуществляет перевозки пассажиров и багажа, не вправе отказать любому физическому или юридическому лицу в перевозке. Перечень перевозчиков общего пользования должен быть опубликован для сведения заинтересованных лиц в Сборнике правил и тарифов внутреннего водного транспорта (ч.2 ст.95 КВВТ РФ). В связи с этим перевозчики должны организовать продажу билетов не только во время посадки на рейс, но также предварительную продажу в установленные нормативные сроки.
Формы пассажирских, в том числе абонементных билетов могут устанавливаться судовладельцем (перевозчиком) по согласованию с соответствующим государственным транспортным контрольным органом.
Организация движения пассажирских судов регулируется установленными расписаниями, с указанием времени прибытия и отправления по каждому пункту, соблюдение которых является одним из важнейших обязательств перевозчика.
Транспортным законодательством устанавливаются основные обязанности транспортных организаций по перевозке пассажиров. Перевозчик обязан: своевременно подать транспортные средства для посадки пассажиров и их отправки в соответствии с расписанием движения; предоставить пассажиру места в соответствии с приобретенным проездным билетом; доставить пассажира и его багаж в пункт назначения в установленный срок; обеспечить в пути следования безопасность пассажира и сохранность его багажа; оказывать пассажиру услуги, оплаченные при приобретении билета, а также дополнительные услуги на платной основе[10].
Основная обязанность пассажира состоит в уплате им перевозчику установленной платы за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа. Оплата перевозки осуществляется пассажиром, как правило, в момент приобретения проездного документа (билета) или при сдаче багажа. Пассажир обязан хранить билет, багажную квитанцию, квитанцию на провоз ручной клади в течение всей поездки и предъявлять их по первому требованию лиц, осуществляющих контроль .
Транспортное законодательство возлагает на пассажира обязанности по соблюдению установленных правил поведения в период поездки. Например, пассажир может быть удален из поезда работниками органов внутренних дел, если он при посадке в поезд или в пути следования нарушает правила проезда, общественный порядок и мешает спокойствию других пассажиров. При этом средства в размере стоимости проезда за непроследованное расстояние и стоимости перевозки багажа не возвращаются.
Перевозчик вправе отказаться от заключенного договора перевозки пассажира и в одностороннем порядке расторгнуть его при обстоятельствах непреодолимой силы, стихийном явлении, катастрофе на транспорте, военных действиях, объявлении карантина и ином запрещении движения, отвлечения судна для государственных нужд, недоступности пунктов отправления и назначения, гибели судна или его аварии и т.п., а также при нарушении пассажиром правил перевозок и обслуживания или при отказе от соблюдения таких правил с возвратом пассажиру стоимости неиспользованной перевозки (пропорционально не пройденному расстоянию). При нарушении пассажиром правил создающем угрозу безопасности судоходства, жизни и здоровью других пассажиров плата за проезд и провоз багажа пассажиру не возвращается (ч.2 ст. 101 КВВТ РФ).
При продлении или прекращении рейса перевозчик обязан за свой счет доставить пассажира в обусловленный сторонами пункт и возместить причиненные пассажиру убытки. Если перевозка полностью или частично перевозчиком передана другому исполнителю (заменяющему перевозчику), то основной, указанный в билете, перевозчик остается ответственным перед пассажиром за действия заменяющего его перевозчика[11].
Пассажир, оказавшийся на судне без билета или с билетом не соответствующим занимаемому им месту, или при проезде дальше указанного в билете пункта назначения или с ручной кладью сверх нормы бесплатной перевозки, должен произвести необходимую оплату (доплату) с взысканием с него установленного штрафа за допущенное нарушение правил.
Осуществление транспортного обслуживания населения связано с вопросами технического обеспечения безопасности движения, соблюдения технических, санитарных, кадровых и иных требований к перевозчикам, которые не охватываются действием гражданского законодательства. Эти отношения не относятся к гражданско-правовым отношениям, так как не могут регулироваться на основе равноправия сторон, а подразумевают отношения на уровне власти-подчинения, характерные для административных отношений, поэтому и проведение конкурса на право осуществления перевозок пассажиров производится в рамках административных правоотношений, возникающих между государственными органами и перевозчиками, по организации и обслуживанию пассажиров наземного пассажирского маршрутного транспорта общего пользования[12] .
Проведение конкурса на право осуществлять перевозки пассажиров по установленным маршрутам производится в рамках административных правоотношений, возникающих между государственными органами и перевозчиками при реализации первыми своих полномочий по организации обслуживания пассажиров наземного пассажирского маршрутного транспорта общего пользования .
Таким образом, предоставление перевозчикам права осуществления перевозок по каждому установленному маршруту регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров в любом незапрещенном месте на конкурсной основе (путем организации и проведения конкурса) основывается на законодательно определенных полномочиях органов власти и не противоречит требованиям ст. ст. 447 и 448 ГК РФ, с учетом чего публично-правовые образования вправе выявлять перевозчиков, способных выполнять наиболее качественную и безопасную перевозку пассажиров на городских маршрутах, посредством проведения конкурса.
Привлечение на конкурсной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к организации регулярных перевозок с заключением договоров об их организации по своей природе не является размещением заказа.
Однако само публично-правовое образование не имеет потребности в услугах по перевозке. Такую потребность имеют граждане, а органы власти обязаны создать условия для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах поселения.
Договоры об организации перевозок не имеют своим предметом государственные нужды и не являются государственными контрактами, что исключает применение к конкурсным процедурам на право осуществления перевозок по установленным маршрутам регулярных перевозок норм Закона о заказе[13]. Порядок и основания привлечения перевозчиков устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований, не регулирующих гражданско-правовые отношения. Отношения, складывающиеся между органами власти и выигравшими конкурс перевозчиками, являются публично-правовыми отношениями - бюджетными и административными, к которым в силу ч. 3 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство применяться не должно.
Тем не менее единства в судебной практике по данному вопросу нет. Существует несколько позиций по вопросу о возможности распространения норм Закона о заказе на отношения по проведению конкурса на право заключения договора об организации перевозок.
1-я позиция. Закон о заказе распространяет свое действие на рассматриваемые отношения. Мотивируется это обычно двумя обстоятельствами: во-первых, предметом конкурса на право организации перевозок пассажиров и багажа на регулярных маршрутах является перевозка пассажиров, в том числе пользующихся правом бесплатного проезда; во-вторых, компенсация затрат на перевозку льготных категорий пассажиров возмещается за счет средств местного и регионального бюджетов .
2-я позиция. Закон о заказе не распространяет своего действия на рассматриваемые отношения, поскольку привлечение на конкурсной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к организации регулярных перевозок с заключением договоров об организации таких перевозок по своей природе не является размещением заказа путем проведения конкурса на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд за счет средств бюджета, так как осуществляется за счет средств самих граждан. Такие конкурсы не предусматривают расходования средств бюджета публично-правового образования, а направлены на отбор перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров с последующим заключением договора об организации перевозок. Предусмотренная возможность компенсации убытков, связанных с осуществлением перевозок с применением установленных тарифов и льгот, не равнозначна размещению заказа на выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд .
Иногда суды без особой мотивации указывают, что правоотношения по проведению конкурса на право заключения договора на выполнение пассажирских перевозок по маршруту регулярного сообщения не регулируются Законом о заказе .
В некоторых случаях суды, рассматривая споры по оспариванию результатов проведенных конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок, применяют в ходе их разрешения нормы гражданского и антимонопольного законодательства, не называя при этом нормы Закона о заказе в качестве тех, которыми они руководствовались.
Мнение о возможности применения Закона о заказе по аналогии в судебной практике пока не поддерживается, поскольку перевозка избранными на основании конкурса перевозчиками осуществляется за счет средств самих граждан, а само проведение конкурса является реализацией муниципальным образованием вопроса местного значения. Однако эти аргументы свидетельствуют в большей степени о невозможности прямого применения норм Закона о заказе, нежели о невозможности их применения по аналогии.
Нормам антимонопольного законодательства привлечение перевозчиков на конкурсной основе к перевозке пассажиров также не противоречит.
Не является нарушением антимонопольного законодательства включение в состав одного лота нескольких маршрутов. В соответствии с п. 9 ст. 2 УАТ маршрут регулярных перевозок - это предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке. Следовательно, каждый из маршрутов является самостоятельным объектом правового регулирования, что тем не менее не влечет вывода о невозможности включения в состав одного лота группы маршрутов.
В целях улучшения транспортного обслуживания населения, снижения аварийности на пассажирском транспорте, оптимизации маршрутной сети могут быть определены высокорентабельные и низкорентабельные маршруты. Их объединение с целью бесперебойного обеспечения транспортного обслуживания в один лот позволяет обеспечивать обязанность перевозчиков, с которыми по итогам конкурса будет заключен договор, обслуживать и непривлекательные с экономической точки зрения маршруты, но необходимые для удовлетворения нужд поселения[14].
В подобных условиях и с учетом требований ч. 2.1 ст. 10 Закона о заказе, предусматривающей право выделять лоты, суды определяют, что формирование лотов осуществляется муниципальным заказчиком самостоятельно исходя из потребностей муниципального образования, а потому указанные принципы объединения муниципальных маршрутов в лоты являются правомерными и обоснованными .
Суд не усмотрел нарушений антимонопольного законодательства при выставлении на конкурс маршрутов лотами, поскольку именно к компетенции органов местного самоуправления отнесена как организация транспортного обслуживания населения на соответствующей территории, так и утверждение маршрутов, а также графиков движения транспортных средств. Определение видов выставляемых на конкурс маршрутов направлено на организацию стабильных и регулярных транспортных перевозок на соответствующей территории и не создает дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги в сфере пассажирских перевозок.
Из содержания ряда судебных актов усматривается, что в состав одного лота было включено несколько маршрутов, но данное обстоятельство не рассматривалось как нарушающее требования антимонопольного законодательства, и соответствующие требования по нему не заявлялись .
Таким образом, запрет на включение в состав лота нескольких маршрутов регулярных перевозок законодательством не предусмотрен. С позиций Закона о заказе включать в состав лота нельзя только те услуги, которые технологически и функционально не связаны с услугами, оказание которых является предметом торгов. Наличие технологической или функциональной взаимосвязанности устанавливается в отношении разнородных услуг. Различие между маршрутами по критерию места высадки пассажиров не влечет отсутствие между ними технологической и функциональной взаимосвязанности.
Таким образом, организация транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом базируется на договоре, заключаемом по итогам проведения торгов, правила осуществления которых должны устанавливаться публично-правовым образованием самостоятельно.
В то же время допускается заключение соглашений, направленных на повышение пределов ответственности перевозчика, например, на воздушном и морском транспорте (ст. 123 ВК РФ, ст. 191 КТМ РФ).
Ответственность перевозчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из договора перевозки пассажира, носит ограниченный характер. Например, в случае утраты или недостачи багажа ответственность перевозчика ограничена стоимостью утраченного или недостающего багажа (ст. 796 ГК РФ). В связи с распространением на отношения с участием пассажиров действия законодательства о защите прав потребителей на практике нередко возникал вопрос о правомерности установленных ограничений ответственности перевозчика[15]. Ответ на этот вопрос содержится в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей". В случаях, если отдельные виды гражданско-правовых отношений с участием потребителей, помимо норм ГК РФ, регулируются и специальными законами Российской Федерации (например, договоры перевозки), к отношениям, вытекающим из таких договоров, Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" может применяться в части, не противоречащей ГК РФ и специальному закону.
Законодательство предусматривает ответственность транспортных организаций за отдельные нарушения обязательства по перевозке пассажира.
Например, за задержку отправления поезда или опоздание поезда на железнодорожную станцию назначения, за исключением перевозок в пригородном сообщении, перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере 3% стоимости проезда за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда, если не докажет, что задержка или опоздание поезда произошли вследствие обстоятельств непреодолимой силы, устранения угрожающей жизни или здоровью пассажира неисправности транспортных средств, возникшей не по вине перевозчика, или иных не зависящих от перевозчика обстоятельств (ст. 110 УЖТ РФ). Порядок уплаты штрафа определяется правилами оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Перевозчик несет ответственность за сохранность багажа с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи его лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.
Перевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, в соответствии с общими правилами гл. 59 ГК РФ об обязательствах вследствие причинения вреда. При этом транспортными уставами и кодексами, а также договором может быть предусмотрен более высокий размер ответственности транспортной организации (ст. 1084 ГК РФ; ст. 117 ВК РФ).
Пассажир также может нести ответственность за нарушение договора перевозки. Например, за отправление в составе багажа, сданного для перевозки, предметов, перевозка которых в составе багажа запрещена, пассажир уплачивает перевозчику штраф в размере десятикратной провозной платы за перевозку багажа (ст. 35 УАТ РФ).
Договор фрахтования
Charter (чартер) - это слово из словаря английского торгового мореплавания. Британская империя постоянно поддерживала контакты с многочисленными колониями. Но еще более были заинтересованы в доставке своих товаров за море купеческие компании. В их распоряжении не было собственных кораблей. Поэтому их просто стали нанимать. Это сотрудничество между капитаном судна и торговым домом стал называться фрахтом. Стороны заключали договор – чартер. Он мог быть на один рейс (sigle-trip) или на определенное время (time-charter).
Согласно ч. 1 ст. 787 ГК по договору фрахтования (чартер) одна сторона - фрахтовщик обязуется предоставить другой стороне - фрахтователю за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Позже договор фрахтования стал термином не только морских перевозок. Его стали употреблять и в воздушном сообщении. Кроме того, значение слова «чартеры» перестало касаться только грузовых перевозок. Объектом фрахта стали пассажирские места на борту.
Постепенно первоначальное значение термина «чартер» - договор - утратилось. В других языках он получил иную смысловую нагрузку: пассажирское судно (или его часть), арендуемое у компании-перевозчика для совершения рейсов, задуманных фрахтователем. В современном мире под словом «чартер» в большинстве случаев подразумеваются самолеты. Поэтому мы будем употреблять данный термин именно в этом смысле.
В торговом мореплавании чартер служит целям перевозки груза в специфических условиях нерегулярного (трампового) сообщения. На зафрахтованном на основании рейсового чартера судне, как правило, перевозятся сравнительно дешевые, так называемые массовые грузы - нефть, каменный уголь, руда, лес и т.д[16]. Эти грузы перевозятся большими партиями в количествах, достаточных для загрузки всего судна, части его или определенного судового помещения.
Кроме главного разделения - на грузовые и пассажирские, такие договора фрахта указывают, на сколько времени или на какое количество путешествий они заключаются. Существуют чартерные рейсы. Согласно договору, авиакомпания предоставляет в распоряжение фрахтователя (его называют консолидатором) воздушное судно и экипаж. Таким образом, заполнение пассажирских мест и, следовательно, ответственность за то, что стоимость рейса окупается, полностью лежит на плечах фирмы-арендатора. Ими являются туристические компании. Чаще всего они кооперируются, чтобы избежать рисков неполного заполнения салона. Такие рейсы работают по системе «челноков»: самолет привозит на курорт туристов и тут же забирает тех, у кого закончился срок путевки. В отличие от этого, есть такое понятие, как «отстойный чартер». Это когда самолет ждет привезенных им пассажиров в аэропорту. Такие рейсы практикуются в выходные и на праздники.
В отличие от договора перевозки груза по коносаменту или накладной чартер относится к категории консенсуальных договоров.
Время, полагающееся на грузовые операции (сталия), всегда устанавливается в чартере. В нем может быть также определен размер платы (демереджа) за задержку судна свыше сталийного времени (контрсталии).
В регулярные рейсы компании-перевозчики уже закладывают риски за возможно непроданные авиабилеты. Чартер, как правило, заполнен на сто процентов. Умелая маркетинговая политика туристических фирм практикует такие завлекательные для туристов акции, как раннее бронирование, «горящие» путевки, дисконтные карточки постоянного пользователя и, наконец, «последняя минута». Таким образом, получается, что пассажиры, собравшиеся на одном борту, имеют билеты разной стоимости. У некоторых компаний авиаперелёт включен в стоимость тура. Другие путешествуют самостоятельно, но купили билеты не в обычных кассах, а через турфирму, что называется, «подсели на чартер». То обстоятельство, что самолет фрахтует сразу несколько фирм, гарантирует полную загрузку борта. А если пассажиров все равно мало, для посадки подают более мелкий самолет. Следовательно, нет никакого риска. Поэтому чартерные рейсы зачастую дешевле, чем регулярные. Хотя это бывает и не всегда.
Договор фрахтования (чартер), как и иной договор перевозки, должен быть заключен в письменной форме. При его заключении, как правило, используются стандартные, отпечатанные типографским способом проформы (стандартные формы) этого договора.Несоблюдение требуемой письменной формы договора фрахтования (чартера) не влечет за собой недействительность договора[17].
Что стоит знать пассажиру, который приобретает билет на чартерный рейс? Во-первых, то, что он этой покупкой заключает договор не с авиакомпанией, а с турфирмой. Билеты внешне одинаковые, и, если все пойдет хорошо, вы не ощутите никакой разницы. Но вот если вы захотите аннулировать тур, стоимость авиабилетов не возвращается. Также они не подлежат возврату или переносу времени вылета.
Зачастую дешевые чартеры предусматривают фиксированные даты. Такие рейсы могут опаздывать, поскольку летают они во «временных окнах» между регулярными путешествиями. То есть на взлетно-посадочной полосе прерогативой пользуются те самолеты, которые указаны в расписании. Это следует учитывать, когда вас ждет стыковочный рейс. Авиакомпания не несет никакой ответственности за задержку судна. Но в некоторых случаях можно взять билет на такой самолет с открытой датой обратного вылета (при условии резервирования места за определенный срок).
Движение таких рейсов очень нерегулярно. В «высокий сезон», который может длиться от двух до шести месяцев, чартерные самолеты летают очень часто. Потом их количество заметно снижается, а по некоторым направлениям пропадает вовсе. Остаются лишь регулярные рейсы. Туристические компании могут выкупить у авиаперевозчика лишь часть салона. Но самолет все равно летит по заданному расписанием регулярному маршруту, тогда как чартерные рейсы совершают посадку непосредственно в аэропортах курортов. Например, в Грецию, Болгарию и Турцию зимой можно прилететь, только купив билет у компании-перевозчика. Зачастую самолеты приземляются в Афинах и Стамбуле, тогда как в сезон чартером можно попасть сразу на Крит, Кос, Бургас или в Анталию. Расписание на такие самолеты высвечивается на табло в аэропорту. Однако чартерные рейсы нерегулярны. Поэтому их нет в списке вылетов-прилетов авиакомпаний.
Заключение
В правовом смысле под перевозкой понимается эквивалентно-возмездная транспортировка грузов, пассажиров или багажа. Она всегда осуществляется на основании договора перевозки, заключаемого между перевозчиком и грузоотправителем (грузополучателем, пассажиром).
Таким образом, перевозкой считается такое перемещение грузов, пассажиров и багажа, которое осуществляется в соответствии с положениями гл. 40 ГК РФ, т.е. с обязательным заключением договора перевозки и соблюдением всех правил, установленных на том виде транспорта, на котором осуществляется эта перевозка.
Перевозка является одним из видов гражданско-правовых обязательств (или договоров), которые в научной литературе нередко называют транспортными.
Список использованной литературы:
1. "КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принята всенародным голосованием 12.12.1993). Официальный текст Конституции РФ с внесенными в нее поправками от 30.12.2008 опубликован в "Российской газете" N 7 21.01.2009,
2. "ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" Часть 2 от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995 (действующая редакция от 01.09.2013)
3. "ВОЗДУШНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 19.03.1997 N 60-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.02.1997) (действующая редакция от 05.12.2013)
4. "ВОДНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 03.06.2006 N 74-ФЗ (принят ГД ФС РФ 12.04.2006) (действующая редакция от 01.01.2014)
5. Кодекс внутреннего водного транспорта (КВВТ РФ) от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (с изменениями от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ)
6. Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"
7. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"(изменения от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ)
9. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" (с изменениями и дополнениями от 2 апреля 2012 г. N 31-ФЗ)
10. Брагинский, В.В. Витрянский. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Книга 4. М.:«Статут», 2003. С.266-268 (электронный ресурс) http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=CMB;n=4901;req=doc
11. Гражданское право. Под ред. Алексеева С.С. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: 2011. — 536 с.
12. Гражданское право. Гатин А.М. - М.: 2009. — 384 с.
13. Гражданское право. ред. Рассолов М.М., Алексий П.В., Кузбагаров А.Н. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2010 - 911 с.
14. Гражданское право. Шевчук Д.А. - М.: Эксмо, 2009. – 386 с.
15. Гражданское право. Т.2. Абрамова Е.Н, Аверченко Н.Н, Байгушева Ю.В, Под ред. Сергеева А.П. - М.: 2010. - 880с. (http://www.twirpx.com/file/589378/)
16. Гражданское право. Т.2. Под общ. ред. Степанова С.А. - М.: 2011. - 712с.
17. Гражданское право. Чаусская О.А. - М.: Эксмо, 2009. – 432 с.
18. Транспортное право. (Учебник) Егиазаров В.А. (2008, 6-е изд., 592с.)
19. Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.11.2008 года № 127 «Обзор практики применения арбитражными судами статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации»
20. Решение суда первой инстанции 22.09.2014, Арбитражный суд Республики Алтай
[1] Транспортное право. (Учебник) Егиазаров В.А. (2008,6-е издание, 592с.)
[2] Гражданское право. Гатин А.М. - М.: 2009. — 384 с.
[3] Гражданское право. Под ред. Алексеева С.С. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: 2011. — 536 с.
[4] Гражданское право. Шевчук Д.А. - М.: Эксмо, 2009. – 386 с.
[5] Гражданское право. ред. Рассолов М.М., Алексий П.В., Кузбагаров А.Н. - 4-е изд.
[6] Гражданское право. Т.2. Абрамова Е.Н, Аверченко Н.Н, Байгушева Ю.В, Под ред. Сергеева А.П. - М.: 2010.
[7] Брагинский, В.В. Витрянский. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Книга 4. М.:«Статут», 2003. С.266-268
[8] Гражданское право. Чаусская О.А. - М.: Эксмо, 2009. – 432 с.
[9] Гражданское право. Т.2. Под общ. ред. Степанова С.А. - М.: 2011. - 712с.
[10] Транспортное право. (Учебник) Егиазаров В.А. (2008, 6-е изд., 592с.)
[11] Гражданское право. ред. Рассолов М.М., Алексий П.В., Кузбагаров А.Н. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2010 - 911 с.
[12] Гражданское право. Т.2. Абрамова Е.Н, Аверченко Н.Н, Байгушева Ю.В, Под ред. Сергеева А.П. - М.: 2010. - 880с.
[13] Брагинский, В.В. Витрянский. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Книга 4. М.:«Статут», 2003. С.266-268 (электронный ресурс)
[14] Транспортное право. (Учебник) Егиазаров В.А. (2008, 6-е изд., 592с.)
[15] Гражданское право. Шевчук Д.А. - М.: Эксмо, 2009. – 386 с.
[16] Гражданское право. Под ред. Алексеева С.С. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: 2011. — 536 с.
[17] Брагинский, В.В. Витрянский. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Книга 4. М.:«Статут», 2003. С.266-268