FCU (пилотажный пульт управления), FMS
CDU (пульт программируемой системы
Управления полетом) и клавиатура
составляют главный интерфейс – средство
«общения» экипажа с автоматизированными
системами ВС (они позволяют подготовить и
/ или включить режимы работы автоматики;
Задать параметры полета).
PFD - основной пилотажный дисплей,
(особенно FMA - индикатор режимов полета, и
Символы заданных параметров на шкалах
Скорости и высоты), а так же ND -
Навигационный дисплей являются основным
интерфейсом – средством «общения»
воздушного судна с экипажем, т.е.
Подтверждения правильности ввода в блоки
Систем автоматизированного управления,
Заданных экипажем режимов наведения и
Параметров полета.
Любые действия на FCU или пульте
Управления FMS (через клавиатуру или
Функциональные кнопки) должны быть
Сверены с соответствующей индикацией
режимов или данных на PFD и/или ND.
В любой момент полета пилоты (PF и PNF)
обязаны _____точно знать:
• Подготовленные и включенные режимы
Работы автоматизированных систем;
• Установленные на задатчиках значения
Параметров полета;
• Ожидаемый порядок изменения режимов.
Cross check the accuracy of the
FMS with row data.
Проверяйте точность FMS по
Наземным радионавигационным
Средствам.
Когда ВС находится в зоне действия
Наземных радиосредств, данные FMS следует
Сличать с их показаниями (если ВС не
Оборудовано GPS или режим GPS PRIMARY
Не действует).
Точность навигации FMS может быть
проверена:
• Вводом названия (координат)
Настроенного радиомаяка VOR-DME в
поле пеленга / расстояния на
Соответствующей странице FMS;
• Сравнением полученного, таким образом,
Значения дальности до маяка DME по
Расчетным данным FMS с дальностью,
Считанной непосредственно с
Радиомаячного индикатора (RMI);
• Сравнением разницы данных FMS и
Показаний DME с критериями точности,
Установленными для данного этапа
полета (в соответствии с SOP’s).
Если критерии требуемой точности FMS не
Достигнуты, перейдите из режима NAV в
Режим прямого управления курсом, и
Выполняйте полет по непосредственным
Показаниям (наземных) радионавигационных
Средств.
Используйте навигационный дисплей (ND)
Пилотирующего пилота (PF) в режиме ARC
Или ROSE. Если погрешность картинки на
Навигационном дисплее (ND) незначительна,
То не пилотирующий пилот может
Использовать режим MAP с индикацией
ограничений скорости и/или высоты для
Лучшей осведомленности о положении
Самолета в горизонтальной и вертикальной
Плоскостях.
One head up at all times
Одна голова всегда поднята
Существенные изменения плана полета в
FMS должны выполняться не пилотирующим
И проверяться пилотирующим пилотом только
после передачи управления, чтобы «одна
голова была всегда поднята» для контроля
Полета и работы систем.
When things do not go as expected,
Take Over.
Когда дела идут не так, как надо,
Возьми управление на себя.
Если самолет не следует заданной
траектории полета в вертикальной и/или
Горизонтальной плоскости, или заданным
Параметрам, и нет времени анализировать и
решать что делать, перейдите немедленно:
• С управления через FMS на управление
По заданным параметрам; или
• С управления по заданным параметрам
На ручное пилотирование.
Use the correct level of automation
For the tusk.
Используйте уровень
Автоматизации,
Соответствующий конкретной
Задаче.
На современных высокоавтоматизированных
ВС имеются несколько уровней
автоматизации:
• Режимы управления с помощью FMS;
• Режимы управления по заданным
Параметрам.
Правильный выбор уровня автоматизации
зависит от:
• Выполняемой задачи:
- тактической (на ближайшую
Перспективу); или
- стратегической (долгосрочной).
• Этапа полета:
- Полет по маршруту;
- Маневрирование в районе аэродрома;
- Заход на посадку и т.д.
• Резерва времени:
- Плановое изменение;
- Изменение «в последнюю минуту».
Правильный уровень автоматизации – это,