Краткосрочная корректировка мощности
Планирование использование мощности
Мощность операции – это ее максимальная пропускная способность в заданный промежуток времени. У каждой операции имеется свое ограничение по мощности.
Мощность цепи поставок – это максимум продуктов, которые могут быть доставлены к конечным потребителям за заданное время.
Если цепь поставок работает в идеальных условиях, без сбоев и проблем – то максимальный материальный поток через нее формирует проектную мощность (designed capacity). Максимальная мощность, которую можно поддерживать в нормальных условиях, учитывая временные сбои, отклонения в показателях, поломки, обслуживание и пр. называется эффективной мощностью (effective capacity).
Фактическая пропускная способность (actual capacity)– это чаще всего достигаемая в реальных условиях мощность (как правило, более низкая, чем эффективная).
Не все звенья цепи поставок имеют равную мощность. В ней существуют узкие места (bottlenecks), ограничивающие общую пропускную способность цепи. Они работают на полную мощность, в то время как в цепи наличествуют другие части, имеющие свободные мощности, которые в полной мере не загружены.
Увеличить мощность цепи поставок можно лишь наращивая мощность в узком месте. Как ни очевидно это положение, на практике оно часто игнорируется. Транспортные компании нанимают больше менеджеров, когда им надо больше водителей. Авиакомпании приобретают большие самолеты, хотя пассажирские терминалы уже переполнены. Контейнерные терминалы приобретаю краны, хотя переполнены парковки и близлежащие улицы.
Цель планирования мощности – сопоставить имеющуюся мощность сооружения или отдельных элементов с предъявляемым к ним спросом. Любое несоответствие может оказаться дорогостоящим. Если мощность ниже спроса, узкие места ограничивают перемещение материалов, и качество обслуживания потребителей снижается. Если мощность выше спроса, то организация перемещает требуемые материалы, но часть мощности оказывается недогруженной, а мощность - это тоже ресурс.
Основные шаги при планировании мощностей – это (i) определение требуемых ресурсов, (ii) сопоставление их с имеющимися ресурсами, а затем (iii) анализ альтернативных планов преодоления этой разницы. Эта процедура реализуется в несколько шагов.
1. Изучение спроса и определение требуемой мощности.
2. Определение мощности, имеющейся в настоящее время.
3. Выявление разницы между требуемой и имеющейся мощности.
4. Формирование альтернативных вариантов, позволяющих устранить эту разницу.
5. Сравнение планов и выбор наилучшего.
6. Реализация наилучшего плана и контроль результатов.
Этот стандартный подход к любому типу планирования называется планированием требований к ресурсам (resources requirement planning). К сожалению, часто в реальной жизни эта последовательность не приводит к желаемым результатам. Рассматривать множество потенциально возможных планов во всех деталях - нереально. Так же сложно сравнивать и альтернативные варианты преодоления выявленных разрывов, поскольку в каждом из них могут участвовать конкурирующие цели и факторы, трудно выражаемые количественно.
Реалистичную возможность преодоления этих сложностей дает итеративный подход. В этом случае разрабатывают в целом приемлемый план и анализируют, насколько полно с его помощью можно добиться поставленных целей. Если результаты не устраивают, план модифицируют или совершенствуют. Для этого шаги 4 и 5 повторяют до тех пор, пока не будет получено полностью устраивающее решение. В ходе итераций следует исходить из того, что отыскать единственный «лучший» план редко удается, и на самом деле мы можем добиваться только приемлемого решения.
Корректировка мощности
На практике при планировании использования мощности встречается ряд проблем. Спрос может меняться плавно, понемногу принимая практически любой значение, в то время когда мощность может меняться только дискретно и намного. Из-за этого добиться точного соответствия дискретно меняющейся мощности и непрерывно меняющегося спроса невозможно, и приходится воспользоваться одной из трех базовых стратегий, показанных на рисунке ниже.
Рис.2.11. Выбор момента времени для увеличения мощности
Каждая из этих стратегий может быть наилучшей при определенных условиях. Быстрое увеличение мощности оправдано при высоких потерях из-за дефицита, нестабильности спроса, изменяющейся эффективности и низких затратах на незадействованные мощности. Основной фактор задержки увеличения мощности – капитальные затраты.
Вместе с вопросом об изменении мощности возникает вопрос о масштабах этих изменений. Любые изменения мощности обычно вызывают те или иные нарушения привычной работы, и поэтому, возможно, лучше пойти на небольшое число крупных изменений мощности, чем часто испытывать мелкие сбои (рис.2.12).
Рис.2.12. Альтернативные варианты увеличения мощности
Крупные изменения мощности увеличивают периоды работы без сбоев, связаны с меньшим риском невозможности удовлетворить всплеск спроса, позволяют надеяться на экономию от масштабов. С другой стороны, разрыв между спросом и предложением становится больше, сбои могут стать серьезнее, капиталовложение крупнее, коэффициент использования мощностей ниже, выше риск от неожиданного изменения спроса.
Краткосрочная корректировка мощности
Планирование мощности, на первый взгляд, есть прежде всего стратегическая функция. Организация может увеличить общую мощность цепи поставок, открыв новый склад, разработав новый процесс, открыв новые офисы или переехав в другое место. И наоборот, можно закрыть склад, переориентировать предприятия, слить производства. Все это – стратегические решения с долгосрочными последствиями.
В то же время, организация может корректировать мощность, сдавая свободное пространство в аренду, работая сверхурочно, нанимая персонал на ограниченный срок, передавая часть работ субподрядчикам.
Планирование мощности, таки образом, включает решения, принимаемые на всех уровнях: стратегические решения дают общую картину, которая уточняется в ходе краткосрочных корректировок. Эти корректировки производятся двумя способами:
- управление мощностью (capacity management) для приведения ее в соответствие спросу;
- управление спросом (demand management) для приведения его в соответствие с имеющейся мощностью.
Если есть оптовый склад ограниченной площади, и наблюдается временное расширение бизнеса (например, заказы с ближайших строек), то у продавца есть два пути. Можно арендовать дополнительные площади на время выполнения строительных работ. Если нет желания увеличивать мощность, можно повысить цены на услуги, что снизит спрос и приведет его в соответствие с имеющейся мощностью.
Способы корректировки мощности таковы:
- изменение организации работ в соответствии со спросом;
- наем внештатного персонала;
- использование внешних подрядчиков;
- аренда дополнительных сооружений;
- изменение скорости выполнения работ;
- изменение графиков техобслуживания;
- стимулирование потребителей проводить часть работ самим.
Корректировка спроса наиболее просто осуществляется изменением цены, однако границы применимости этого варианта узки. Цены должны быть высокими и покрывать затраты, оставаться низкими и быть конкурентными, не меняться слишком часто.
Способы корректировки спроса таковы:
- изменение цены;
- ограничение числа обслуживаемых потребителей за счет квалификационных требований;
- изменение объема маркетинга;
- изменение спроса выгодными предложениями;
- замена предлагаемых продуктов субститутами;
- изменение времени выполнения заказа;
- изменение системы резервирования или очередности;
- использование запасов для обслуживания пикового спроса.