Расчет функциональных натягов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ» НА ТЕМУ: «АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ИЗДЕЛИЯ ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ»
Вариант № Г-0
Выполнил:
Студент группы Лт-001
Манакеров С.М
Проверил:
Шадрина Н.Ю
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
1 Расчет и выбор посадки с натягом зубчатого колеса на вал
Таблица 1 Исходные данные
Параметры вала и колеса, единицы измерения | Вал | Зубчатое колесо |
Длина соединения, мм | L = 90 | |
Диаметр соединения (вала d и отверстия ступицы колеса D), мм | D=d=60 | |
Диаметр впадин зубчатого колеса, мм | d2=100 | |
Модуль упругости, Па (Н/м2) | Ed = ED = 2,06 ∙1011 | |
Предел текучести, Па (Н/м2) | ϭг =36∙107 | |
Коэффициент Пуассона | μd =μD =0,3 | |
Шероховатость поверхности, мкм | Rzd=4 | RzD=6,3 |
Частота вращения, об/мин | n=1000 | |
Крутящий момент. Нм | Mkp=500 |
Рисунок 1 – Общий вид вала в сборе (вид сверху):
1-зубчатое колесо; 2-вал; 3-подшипник; 4-крушка; 5-сальник; 6-шпонка; 7-болт; 8-шайба; 9-шкив; 10-корпус
Расчет функциональных натягов
Используя один из методов расчета посадок с натягом [1, 2] и др., вычисляем значения наименьшего Nmin расч расчетного натяга, обеспечивающего взаимную неподвижность соединяемых деталей, и наибольшего Nmax расч расчетного натяга, определяющего прочность соединяемых деталей.
Натяги Nmin и Nmax, обеспечиваемые выбранной по результатам расчета стандартной посадкой, должны удовлетворять условиям:
< , > , (1.1)
где Nmin ф, Nmax ф — наименьший и наибольший функциональные натяги, определяемые на основе расчетных с учетом поправки на смятие неровностей сопрягаемых поверхностей.
Значение наименьшего расчетного натяга определяется по формуле, мкм,
, (1.2)
где Рэ - удельное контактное эксплуатационное давление при действии крутящего момента, Па:
, (1.3)
где f = 0,15 – коэффициент трения;
n – коэффициент запаса прочности соединения, n=1,5-12;
D=d – номинальный диаметр соединения, м;
L – длина соединения, м;
СD и Cd – коэффициенты Ламэ:
; (1.4)
; (1.5)
где d1=0 т.к в нашем случае вал сплошной;
d2 – наружный диаметр втулки или впадин зубчатого колеса, м.
Наибольший расчетный натяг:
,
где Рдоп – наибольшее допускаемое давление на поверхности вала или втулки, Па.
На поверхности втулки отсутствуют пластические деформации при:
На поверхности вала отсутствуют пластические деформации при:
Поправка к расчетному натягу на смятие неровностей поверхности детали URz, остальные поправки можно принять равными нулю.
мкм
где к – коэффициент, учитывающий высоту смятия неровностей отверстия втулки и вала. Для принятого метода сборки (с нагревом зубчатого колеса) принимаем: к = 0,5.
С учетом поправки величины граничных допустимых значений функциональных натягов для выбора посадки будут равны: