Активные студийные мониторы ближнего поля Roland DS-5

Активные мониторы

Для того, чтобы лучше слышать происходящее, в студиях используются акустические системы, называемые контрольными (reference) мониторами. Их задача - воспроизводить звук максимально честно, ничего не добавляя и не убирая. Это - в идеале, на практике подобный идеал недостижим, но с каждым годом мониторы подбираются к нему все ближе.

Персональные и малобюджетные студии, располагающиеся, обычно, в небольших по размеру помещениях, основывают свою систему контроля на мониторах ближнего (nearfield) и среднего (midfield) плана. Кроме того, использование небольших мониторов, близко расположенных к слушателю, позволяет снизить воздействие акустики помещения, поскольку звук, по большей части, достигает слушателя напрямую, без отражений. В крупных студиях имеются мониторные системы дальнего плана, но эти системы редко являются единственными и, как правило, дополняются мониторами ближнего или среднего плана (а иногда и теми, и другими).

Чем меньше размер низкочастотных динамиков, тем сложнее мониторам воспроизводить низкие частоты. Один из способов повысить низкочастотную отдачу - использование фазоинверторов, часто выполненных в виде отверстий в корпусе акустической системы. Однако, создание правильных фазоинверторов - сложный процесс, поскольку необходимо, чтобы они не усиливали одни частоты больше, чем другие. Другой вариант решения задачи - использование субвуфера, то есть дополнительной монофонической акустической системы, специально предназначенной для воспроизведения низких частот. Поскольку на низких частотах человек менее чувствителен к местоположению источника звука, считается, что одного субвуфера достаточно. Однако некоторые специалисты рекомендуют все-таки использовать два субвуфера.

При близком прослушивании очень важным становится расстояние между низкочастотным и высокочастотным динамиками, которое должно быть как можно меньше, чтобы звук происходил из одной точки. Поскольку производители мониторов используют специальные приемы для объединения звука, производимого разными динамиками, каждая модель мониторов рассчитана на определенное идеальное расстояние от слушателя, которое должно быть указано в сопроводительных документах. Лучшим решением этой задачи является расположение высокочастотного излучателя в центре низкочастотного, такие системы называются коаксиальными. Для сохранения фазы, звуки, воспроизводимые низкочастотным и высокочастотным динамиками, должны достигать слушателя одновременно, поэтому некоторые производители выравнивают излучающие части динамиков, стараясь расположить их в одной плоскости (для этого обычно выдвигают вперед низкочастотный динамик, как более глубокий). Хотя это нередко рекомендуется для расширения стерео образа, я не советую вам размещать мониторы горизонтально. Поскольку, работая за пультом, звукорежиссер чаще перемещается горизонтально, нежели вертикально, мониторы лучше располагать в вертикальной позиции, то есть когда высокочастотный динамик находится над низкочастотным, а не сбоку от него. Тем самым, расстояние от обоих динамиков до слушателя сохраняется неизменным при его перемещениях. Наиболее ровная частотная характеристика динамика наблюдается на его "оси" (ось - воображаемая линия, исходящая из центра динамика по направлению к слушателю). Вне оси частотная характеристика становится неровной, что называется "внеосевым окрашиванием" (off-axis coloration). Высокие частоты имеют большую направленность (большее внеосевое окрашивание), чем низкие. Для снижения этого эффекта используются различные приемы, повышающие равномерное рассеивание (понижающие направленность) высоких частот. На этот раз мы рассмотрим только так называемые активные мониторы, то есть содержащие встроенный усилитель. Подобное сочетание имеет немало преимуществ. Объединяя акустические системы с усилителем, производитель может очень точно согласовать их параметры (сопротивление, выходную мощность, коэффициент демпфирования и т. д.) для оптимальной совместной работы. Упрощается применение активного кроссовера (в пассивных акустических системах активный кроссовер можно применить в том случае, если они позволяют производить независимое подключение к разным динамикам). Поскольку усилитель и кроссовер располагаются в непосредственной близости от динамиков, можно значительно снизить протяженность кабелей. Транспортабельность и легкость подключения активных мониторов являются дополнительным плюсом для звукорежиссеров, работающих в разных студиях и желающих иметь одинаковую контрольную систему. Активные мониторы предпочтительней и в том случае, если вы не очень хорошо разбираетесь в согласовании усилителей с акустическими системами. В обзор не включены активные мониторы, выпускаемые фирмами Fostex, Generalmusic, Roland, Yamaha и некоторыми другими, поскольку эти мониторы, как мне кажется, следует рассматривать отдельно (что, между прочим, будет со временем сделано). К тому же мы ограничимся моделями небольшого размера, которые можно разместить на панели индикаторов микшера.

Кстати, хотя вы и видели это сотни раз на фотографиях самых знаменитых студий мира, панель индикаторов микшера - очень плохое место для размещения мониторов. Мало того, что корпус микшера резонирует на низких частотах. Если мониторы установлены на панели индикаторов, то очень сильно повышается уровень отражений от верхней панели микшера. Лучше устанавливать мониторы на специальных подставках позади микшера.

Идеальное расстояние от слушателя для мониторов ближнего плана - около 1 метра, для мониторов среднего плана - 1,5-2 метра. Расстояние между мониторами, и от мониторов до слушателя, должно быть одинаковым, то есть они должны составлять равносторонний треугольник. Мониторы ближнего плана должны быть ближе к слушателю, чем к любой стене. Соответственно и слушатель должен быть ближе к мониторам, чем к стенам. Левый и правый мониторы должны располагаться на одинаковом расстоянии от боковых стен. Соответственно, оба монитора должны находиться на равном расстоянии и от задних поверхностей, при этом материал поверхностей должен быть одинаковым, то есть не следует располагать один монитор напротив стены, а другой - напротив окна. Если фазоинверторы у мониторов сзади, то эти мониторы нельзя устанавливать вплотную к стене. Также должна соблюдаться и вертикальная симметрия, то есть левый и правый мониторы должны располагаться на одной высоте. Что касается высоты, то большинство мониторов следует устанавливать так, чтобы ваши уши были на уровне между высокочастотным и низкочастотным динамиками. Хотя некоторые модели имеют специальные переключатели для компенсации не самого удачного расположения мониторов, делать это следует только в том случае, если иначе расположить мониторы невозможно.

Цена активных мониторов может показаться высокой, однако, если принять во внимание, что, кроме акустических систем, вы еще получаете высококачественный усилитель и кроссовер, то покупка активных мониторов оказывается выгодной и по затратам. Кроме того, акустические системы - это один из многих видов звукового оборудования, при выборе которого огромное значение имеет личное предпочтение.

Мониторы пассивные

Студийные мониторные акустические системы отличаются от домашних прежде всего по своим задачам. Если задача домашних колонок - воспроизвести музыку как можно приятнее, то задача студийных - воспроизвести музыку как можно честнее. Для мониторов, находящихся в низшей части спектра цен, эти задачи чаще всего не совпадают.

Активные студийные мониторы ближнего поля Roland DS-5

Производитель Roland насчитывает около десятка различных моделей студийных мониторов ближнего поля, которые разделены на три линейки. Мониторы серии DM представляют собой компактные модели малой мощности. Линейка мониторов Edirol MA представляет собой недорогие модели для использования в бюджетных домашних студиях. И флагманская линейка мониторов DS состоит из профессиональных моделей, оснащенных цифровым интерфейсом. Сегодня мы рассмотрим самую младшую модель DS-5 из этой линейки.

Отчасти консервативный внешний вид мониторов Roland практически одинаковый у всех моделей. Колонки черного цвета с расположенными на передней панели двумя фазоинверторами и органами управления.

Несмотря на то, что в мониторах линейки DS впереди находится только выключатель питания, подобное решение заслуживает похвалы. Включение мониторов происходит наиболее часто, и гораздо удобнее это делать, не тянувшись к задней панели нащупывая кнопку. Особенно когда мониторы находятся на значительном расстоянии. Практика показывает, что при постоянном использовании, на первый взгляд, такой небольшой плюс перерастает в убедительное преимущество.

Впереди расположены также индикаторы питания и работы цифрового интерфейса.

Габариты самой младшей модели DS-5 относительно небольшие и составляют 19х30х27 сантиметров. Ввиду таких небольших размеров передней панели в мониторах используется среднечастотный динамик с диаметром диффузора 12 сантиметров. Диффузор изготовлен из полимера. Гибкий подвес выполнен из резины средней жесткости.

В качестве пищалки производитель использует купольный (Soft Dome) твиттер, акустически нагруженный на рупор. Диаметр купола составляет 19 миллиметров.

Корпус монитора изготовлен из фибролита, и толщина стенок равна 16 миллиметров. Внутри корпус монитора разделен на две изолированные камеры. В одной из них расположены динамики и звукопоглощающий материал, в другой находится усилительная часть. С одной стороны, это хорошо, так как полностью исключено возникновение различных призвуков и резонансов усилителя. С другой, сокращение объема корпуса колонки уменьшает количество низких частот, а учитывая небольшие размеры СЧ-динамика, звучание в нижнем диапазоне может быть неполноценным.

На задней панели мониторов, представляющей металлическую пластину, расположен радиатор и органы управления. Как мы писали вначале, мониторы серии DS оснащены цифровым входом. Подключение возможно через оптический, коаксиальный и XLR разъемы. При этом мониторы имеют сквозной цифровой вход, для подключения второго монитора.

Говорить о явном преимуществе мониторов с цифровым входом вряд ли стоит. Однако наличие возможности подключения колонок к различным звуковым модулям, оснащенным цифровым интерфейсом, является безусловным плюсом.

В качестве преобразователей используются цифровой контроллер Cirrus Logic CS8416 и 24 бит 192 кГц стерео ЦАП Burr-Brown PCM1793 (DR 113 дБ). В качестве усилительных микросхем производитель использует две мономикросхемы LM3886 от National Semiconductor. Давайте взглянем на график зависимости искажений от мощности, взятый из спецификации на микросхему.

Микросхема LM3886 используется во всех мониторах протестированных нами ранее. Она имеет хорошие показатели мощности при низком уровне искажений. При напряжении питания ±28В LM3886 развивает мощность до 40 Вт при менее 0,1% искажений. Для малых габаритов DS-5 этого более чем достаточно.

Объективное тестированиеИзмерения АЧХ и искажений в тестовом пакете RMAA 5.4 проводились с использованием профессиональной звуковой карты ESI Juli@ (неравномерность АЧХ в loopback в полосе 20 Гц - 20 Гц составляет -0.06, +0.05 дБ) и измерительного микрофона Behringer ECM 8000.

Посмотрим на график АЧХ тестируемых колонок, полученный воспроизведением тестируемой системой логарифмически нар Активные студийные мониторы ближнего поля Roland DS-5 - student2.ru

Наши рекомендации