Организационно-подготовительная часть занятия

— Игра на групповое сплочение «День рождения». Дети сидят в кругу. Ребенок должен мимикой и жестами пока­зать, что он подарит своему соседу справа.

— Артикуляционная гимнастика и фонетическая зарядка.

2. Основная часть занятия. $

— Рассказ о Вите.

— Мальчик Витя опоздал в школу. Когда его .спросили, почему он опоздал, Витя сказал: «Вот проснулся я утром, хочу надеть,..., а ее нет. Потом ищу ..., а они под шкафом. На улице холодно, решил надеть теплую..., а она под стулом. Хотел надеть на шею..., а он тоже потерялся. Вот я и опоздал». Я не поняла, что же ищет по утрам Витя? Давайте научим мальчика правильно рассказывать, добавим слова, которые он пропустил. А помогут нам вот эти картинки (рубашка, брюки, куртка, шарф).

Как можно одним словом назвать эти картинки?

— Составление предложений по действию.

Ребенку предлагается взять ручку, открыть тетрадь, закрыть кни­гу, поднять руку, открыть пенал и т. п.

Детям задается вопрос: «Что делает...?», и они должны ответить
полным предложением — выложить его схему.

Сколько слов в предложении? Назовите главные слоба.

• Сообщение темы занятий Игра «Что ты видишь?» (на наборном полотне картинки с изоб­
ражениями птиц)

• Скажите, что есть в кабинете? Что вы видите в кабинете? А кого вы видите на картинках?

• Беседа о птицах'

• Игра «День — ночь».

• Динамическая пауза.

• Сейчас, ребята, вы все превратитесь в птиц. Выбирайте, какая птица вам больше всего нравится. Скажи, Маша, кого ты выбираешь? Ребенок должен ответить полным предложением: «Я выбираю воробья (скворца, кукушку, галку и т. д.)».

День — птички летают. Ночь — птички спят. Пришла сова и утащила ... Маша у нас — воробей. Быстро скажите, кого утащила сова, иначе она съест бедную птичку.

Игра повторяется, пока сова не утащит всех птичек.

• Закончите предложение, подбирая подходящее по смыслу слово. Начертите схему предложения в тетрадь. Из какой сказки это предложение?

Курочка снесла ... (яичко). Бабушка испекла ... (колобок). Мышка увидела ... (теремок). Посадил дед ...(репку).

• Лото «Сказки».

Рассказывание сказки «Репка» по цепочке с опорой на картинки.

Заключительная часть занятия.

• Эмоциональная и смысловая рефлексия занятия.

• Пароль на выход: «Вспомни, каких птиц ты видел на кар­тинках?» Дети дают полный ответ: «Я видел воробья (кукуш­ку и т. п.)»

Тема 11. Занятие 1. Работа над грамматическим оформлением предложения. Предлог «на».

Цели:

• формирование представлений о семантическом и синтакси­ческом значении предлога «на», закрепление предложного управления;

— развитие зрительного восприятия, пространственных представлений, активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Мебель»;

— воспитание внимания к языковым явлениям, развитие речевой произвольности.

Зрительный ряд: предметные картинки серии «Мебель», изображение котенка, наборное полотно, мяч, сюжетные картинки «В комнате», «В классе».

Ход занятия

Наши рекомендации