Организационно-подготовительная часть занятия
— Игра на групповое сплочение «День рождения». Дети сидят в кругу. Ребенок должен мимикой и жестами показать, что он подарит своему соседу справа.
— Артикуляционная гимнастика и фонетическая зарядка.
2. Основная часть занятия. $
— Рассказ о Вите.
— Мальчик Витя опоздал в школу. Когда его .спросили, почему он опоздал, Витя сказал: «Вот проснулся я утром, хочу надеть,..., а ее нет. Потом ищу ..., а они под шкафом. На улице холодно, решил надеть теплую..., а она под стулом. Хотел надеть на шею..., а он тоже потерялся. Вот я и опоздал». Я не поняла, что же ищет по утрам Витя? Давайте научим мальчика правильно рассказывать, добавим слова, которые он пропустил. А помогут нам вот эти картинки (рубашка, брюки, куртка, шарф).
Как можно одним словом назвать эти картинки?
— Составление предложений по действию.
Ребенку предлагается взять ручку, открыть тетрадь, закрыть книгу, поднять руку, открыть пенал и т. п.
Детям задается вопрос: «Что делает...?», и они должны ответить
полным предложением — выложить его схему.
Сколько слов в предложении? Назовите главные слоба.
• Сообщение темы занятий Игра «Что ты видишь?» (на наборном полотне картинки с изоб
ражениями птиц)
• Скажите, что есть в кабинете? Что вы видите в кабинете? А кого вы видите на картинках?
• Беседа о птицах'
• Игра «День — ночь».
• Динамическая пауза.
• Сейчас, ребята, вы все превратитесь в птиц. Выбирайте, какая птица вам больше всего нравится. Скажи, Маша, кого ты выбираешь? Ребенок должен ответить полным предложением: «Я выбираю воробья (скворца, кукушку, галку и т. д.)».
День — птички летают. Ночь — птички спят. Пришла сова и утащила ... Маша у нас — воробей. Быстро скажите, кого утащила сова, иначе она съест бедную птичку.
Игра повторяется, пока сова не утащит всех птичек.
• Закончите предложение, подбирая подходящее по смыслу слово. Начертите схему предложения в тетрадь. Из какой сказки это предложение?
Курочка снесла ... (яичко). Бабушка испекла ... (колобок). Мышка увидела ... (теремок). Посадил дед ...(репку).
• Лото «Сказки».
Рассказывание сказки «Репка» по цепочке с опорой на картинки.
Заключительная часть занятия.
• Эмоциональная и смысловая рефлексия занятия.
• Пароль на выход: «Вспомни, каких птиц ты видел на картинках?» Дети дают полный ответ: «Я видел воробья (кукушку и т. п.)»
Тема 11. Занятие 1. Работа над грамматическим оформлением предложения. Предлог «на».
Цели:
• формирование представлений о семантическом и синтаксическом значении предлога «на», закрепление предложного управления;
— развитие зрительного восприятия, пространственных представлений, активизация словарного запаса в рамках лексической темы «Мебель»;
— воспитание внимания к языковым явлениям, развитие речевой произвольности.
Зрительный ряд: предметные картинки серии «Мебель», изображение котенка, наборное полотно, мяч, сюжетные картинки «В комнате», «В классе».
Ход занятия