Пример решения транспортной задачи с помощью MS Excel

Транспортная задача является классической задачей исследования операций. Множество задач распределения ресурсов сводится именно к этой задаче.

В хозяйстве имеются пять складов минеральных удобрений и четыре пункта, куда их необходимо доставить. Потребность каждого пункта в минеральных удобрениях различна, и запасы на каждом складе ограничены. Требуется определить, с какого склада, в какой пункт поставлять, сколько минеральных удобрений для минимизации грузооборота перевозок.

Имеются следующие исходные данные.

Наличие минеральных удобрений на складах.

Пример решения транспортной задачи с помощью MS Excel - student2.ru

Потребность в минеральных удобрениях на различных пунктах.

Пример решения транспортной задачи с помощью MS Excel - student2.ru

Расстояния между складами и пунктами доставки.

Пример решения транспортной задачи с помощью MS Excel - student2.ru

На пересечении столбца конкретного пункта доставки со строкой склада находится информация о расстояниях между этими пунктом доставки и складом. Например, расстояние между 3 пунктом и складом №3 равно 10 километрам.

Для решения задачи подготовим необходимые таблицы. (рис.1)

Пример решения транспортной задачи с помощью MS Excel - student2.ru

Рис.1 Изменяемые ячейки.

Значения ячеек по столбцу В с четвертой по восьмую строку определяются суммированием данных ячеек соответствующих строк начиная со столбца С до столбца F .

Например, значение ячейки B4=CУMM(C4:F4).

(Формулы – Математические – СУММ)

Значения ячеек по 9 строке по столбцам от С до F определяются суммированием данных ячеек соответствующих столбцов с 4 по 8 строки.

Например, значение ячейки С9=СУММ(С4:С8)

Каждое значение в ячейках на пересечении столбца конкретного пункта доставки и строки склада означает количество тонн, поставляемых с этого склада в данный пункт потребления, В нижней строке (строка 9) суммируется общее количество минеральных удобрений, поставляемых в определенный пункт доставки, а во втором столбце (столбец В) суммируется количество доставленного с конкретного склада минеральных удобрений.

Теперь, используя исходные данные, введем на этом же листе требуемые объемы поставок и расстояния между складами и пунктами доставки.

Пример решения транспортной задачи с помощью MS Excel - student2.ru

Рис.2 Исходная информация.

В строке 16 по столбцам C-F определим грузооборот по каждому пункту доставки, К примеру для 1 пункта (ячейка С16) это рассчитывается с помощью формулы

С16=С4*С11+С5*С12+С6*С13Н-С7*С14+С8*С15

либо можно использовать функцию СУММПРОИЗВ (Формулы – Математические – СУММПРОИЗВ, где Массив1- С4: С8, Массив2- С11: С15)

С16=СУММПРОИЗВ(С4: С8; С11: С15)

В ячейке С4 находится количество минеральных удобрений, перевозимых со склада №1 в 1 пункт доставки, а в ячейке СИ - расстояние от склада №1 до 1 пункта доставки. Соответственно первое слагаемое в формуле означает полный грузооборот по данному маршруту. Вся же формула вычисляет полный грузооборот перевозок минеральных удобрений в 1 пункт доставки.

В ячейке В16 по формуле =CУMM(C16:F16) будет вычисляться общий объем грузооборота минеральных удобрений.

Таким образом, информация на рабочем листе примет следующий вид (рис. 3)

Пример решения транспортной задачи с помощью MS Excel - student2.ru

Рис.3 Рабочий лист, подготовленный для решения транспортной задачи.

Для решения транспортной задачи воспользуемся процедурой Поиск решения, которая находится в меню Данные.

(Данные – Анализ – Поиск решения). Для добавления функции на панель инструментов:

Файл – Параметры – Надстройки - Управление - Перейти – Поиск решения – ОК.

После выбора данной команды появится диалоговое окно (рис. 4).

Пример решения транспортной задачи с помощью MS Excel - student2.ru

Рис.4 Диалоговое окно «Поиск решения».

Поскольку в качестве критерия оптимизации нами выбрана минимизация грузооборота, в поле

«Оптимизировать целевую функцию» введите ссылку на ячейку, содержащую формулу расчета общего объема грузооборота минеральных удобрений. В нашем случае это ячейка $В$16. Чтобы минимизировать значение конечной ячейки путем изменения значений влияющих ячеек (влияющими, в данном случае это и изменяемые ячейки, являются ячейки, которые предназначены для хранения» значений искомых неизвестных), переключатель установите в положение

«до: минимум».

В поле «Изменяя ячейки переменных» введите ссылки на изменяемые ячейки, разделяя их запятыми; либо, если ячейки находятся рядом, указывая первую и последнюю ячейку, разделяя их двоеточием ($C$4:$F$8). Это означает, что для достижения минимального грузооборота перевозок будут меняться значения в ячейках с С4 по F8, то есть будут изменяться количество груза, перевезенного по конкретному маршруту.

Если сейчас запустить процесс подбора параметров, то будет найден вариант, где все переменные равны нулю. И это правильно - если не перевозить ничего, то это самый дешевый вариант. Но нам необходимо перевезти минеральные удобрения, поэтому надо наложить некоторые ограничения для поиска решения.

Пример решения транспортной задачи с помощью MS Excel - student2.ru В группе полей «В соответствие с ограничениями» нажмите кнопку «Добавить». Появится диалог «Добавление ограничения» (рис. 5)

Рис.5 Диалоговое окно «Добавление ограничения»

Следует ввести левую часть ограничения в левое поле, выбрать знак условия, накладываемого на значение и ввести правую часть ограничения. Как и в других случаях, можно не вводить ссылки на ячейки, а выделить мышью эти ячейки. После ввода одного ограничения следует нажать кнопку «Добавить» и ввести следующее. По окончании ввода всех ограничений нажмите на кнопку ОК. В диалоге появятся строки введенных ограничений (рис. 6)

Пример решения транспортной задачи с помощью MS Excel - student2.ru

Рис.6 Диалоговое окно «Параметры поиска решения» с заполненными полями.

Для изменения и удаления ограничений в списке «Ограничения» диалогового окна «Поиск решения» укажите ограничение, которое требуется изменить или удалить. Выберите команду Изменить и внесите изменения либо нажмите кнопку «Удалить».

Рассмотрим более подробно условия, которые следует наложить на значения в некоторых ячейках для правильного решения задачи.

Первое условие $В$4:$В$8 <=$В$11:$В$15. Оно означает, что значение в ячейке В4 должно быть меньше или равно значению в В11, в В5 меньше или равно, чем в В12, и так далее до В8 и В15.

В ячейках с В4 по В8 на листе находятся объемы поставок с конкретных складов. В ячейках с B11 по В15 - запасы на этих же складах. Так как невозможно вывести со склада больше, чем на нем есть, первое значение должно быть не больше второго.

Второе условие $C$4:$F$8>=0. Оно означает, что объем перевозок не может быть отрицательным, то есть, если на складе не хватает минеральных удобрений, их не везут с пункта доставки, на который эти минеральные удобрения были завезены ранее. Грузопоток имеет только одно направление - от складов к пунктам доставки удобрений.

И. наконец, третье, и последнее условие $C$9:$F$9>=$C$10:$F$10. Оно означает, что значения в ячейках девятой строки должны быть больше или равны значениям в ячейках десятой строки,, то есть запросы пунктов доставки минеральных удобрений должны быть выполнены полностью. Перевыполнение объема поставок допустимо, а недовыполнение - нет.

Введенные условия должны позволить найти наиболее оптимальный вариант решения задачи. Нажмите кнопку «Найти решение» для подбора решения.

Пример решения транспортной задачи с помощью MS Excel - student2.ru После нахождения решения появляется диалог Результаты поиска решения (рис. 7)

Рис.7 Диалоговое окно «Результаты поиска решения».

Пример решения транспортной задачи с помощью MS Excel - student2.ru Нажав кнопку ОК, вы занесете вариант решения на рабочий лист (рис.8).

Рис.8 Рабочий лист.

Наши рекомендации