Современные методы организации прямых смешанных перевозок

Интермодальные перевозки в настоящее время являются наиболее прогрессивной формой осуществления прямого смешанного сообщения. Методы организации интермодальных перевозок весьма разнообразны и зависят от условий перевозок и требований клиентуры.

При перевозках штучных, тарных и мелкопартионных дорогостоящих грузов для укрупнения отправок большое распространение получили контейнерные и пакетные перевозки. Контейнеры, используемые в прямом смешанном сообщении, должны соответствовать техническим условиям, действующим на различных видах транспорта.

Контейнеры могут быть универсальные и специализированные, иметь различные массу и технико-эксплуатационные характеристики.

В пунктах перевалки грузов (грузовые железнодорожные станции, морские и речные порты и т. д.) устраивают обменные пункты и контейнерные площадки. В их состав входят площадки с твердым покрытием для установки и хранения контейнеров и пакетов на поддонах, железнодорожные пути и автомобильные подъездные пути, площадки для маневрирования и стоянки автотранспортных средств, погрузочно-разгрузочные механизмы, весовые устройства, служебные и бытовые помещения. Они предназначены для быстрой замены доставляемых контейнеров или поддонов на подвижном составе заранее подготовленными контейнерами или поддонами. На контейнерных площадках производят погрузку (или разгрузку) контейнеров на транспортные средства различных видов транспорта, краткосрочное хранение грузов, подбор комплектов контейнеров по направлению перевозки и размеру отправок на единице подвижного состава, оформление перевозочных документов, информирование клиентуры о месте нахождения и времени прибытия грузов, техническое обслуживание и ремонт контейнеров.

Для рациональной организации перевозок и согласованной работы различных видов транспорта на крупных контейнерных площадках устраиваются диспетчерские пункты, на которые возлагаются функции по оперативному управлению и координации работы транспортных средств.

В прямом смешанном автомобильно-железнодорожном сообщении используются контрейлеры. Контрейлеры представляют собой пневмоколесные полуприцепы-фургоны или съемные кузова большой грузоподъемности, предназначенные для перевозки различных тарных, штучных грузов в смешанном сообщении. Термин «контрейлер» объединяет понятия контейнер и трейлер (полуприцеп).

Автомобильные полуприцепы-контрейлеры и съемные кузова работают в сцепке с седельными тягачами. В передней части они снабжены опорными катками для установки и крепления на железнодорожных платформах. Съемные кузова-контрейлеры могут быть сочлененными и состоять из нескольких секций, называемых стриктейнерами. Стриктейнеры – это как бы отдельные контейнеры, установленные на автомобильную ходовую часть и жестко соединенные между собой.

Процесс контрейлерных перевозок можно представить в виде последовательности выполнения следующих работ: загрузка контрейлера у грузоотправителя; доставка контрейлера на железнодорожную станцию автомобильным седельным тягачом; установка контрейлера на железнодорожную платформу; перевозка контрейлера по железной дороге до станции назначения; снятие контрейлера с платформы и его буксировка в составе автопоезда грузополучателю; разгрузка контрейлера.

Основное преимущество контрейлерных перевозок заключается в устранении промежуточных погрузочно-разгрузочных работ, что обеспечивает сохранность груза, быструю и дешевую его доставку на большие расстояния «от двери до двери» без перегрузки. Контейнеры при прямых смешанных перевозках не менее 4-х раз подвергаются погрузке-разгрузке (погрузка на транспортное средство, две перегрузки с одного вида транспорта на другой, разгрузка). При контрейлерных же перевозках погрузочно-разгрузочные операции на железнодорожных станциях сводятся только к установке полуприцепов на железнодорожные платформы в пункте отправления и снятию их с платформ в пункте назначения. Загрузка и разгрузка железнодорожных платформ при контрейлерных технологиях осуществляется в течение 8 … 10 минут, а для универсальных контейнеров требуется 30 …45 минут.

Стоимость контрейлеров больше, чем контейнеров, эксплуатационные затраты также выше, однако контейнеры имеют больший коэффициент тары. Поэтому при принятии решения об использовании контейнеров или контрейлеров в прямом смешанном сообщении следует учитывать размеры грузопотоков и расстояния перевозок, а также опираться на тщательные технико-экономические расчеты.

Для прямых смешанных автомобильно-железнодорожных сообщений в качестве конкурента контрейлерных перевозок используются роудрейлерные перевозки. Роудрейлерами называются железнодорожные вагоны с комбинированными ходовыми частями. Технической особенностью является наличие двух пар колес, которые могу использоваться самостоятельно. Одна колесная пара имеет пневматические шины, а вторая – железнодорожные колеса. Первая пара колес используется при движении по автомобильным дорогам, другая – при движении по железнодорожным путям. Подъем и опускание колес проводится с помощью пневматического двигателя за 2 минуты. При движении по рельсам автомобильные колеса прижимаются спиральными пружинами к полу кузова, обеспечивая необходимый просвет.

Формирование железнодорожных составов из роудрейлеров проводится в следующей последовательности. Первый роудрейлер подается задним ходом автомобилем-тягачом на железнодорожные пути, затем опускаются опорные катки и из-под него выезжает тягач. Потом подается второй роудрейлер. Передняя часть роудрейлера сцепляется с задней частью предыдущего и так далее. После формирования состава подается локомотив, к которому прикреплена специальная тележка, устанавливаемая под переднюю часть роудрейлера, находящегося в голове состава, и опорные катки поднимаются. Расформирование составов проходит в обратном порядке.

Преимущества роудрейлерной технологии смешанных перевозок следующие:

1. Снижение потерь и повреждений перевозимых грузов из-за отсутствия промежуточных перегрузок.

2. Отпадает необходимость в дорогостоящих погрузочно-разгрузочных механизмах для перегрузки трейлеров.

3. Низкая стоимость роудрейлерных терминалов позволяет размещать их непосредственно рядом с клиентами, что в свою очередь повлечет снижение затрат на местный подвоз и вывоз автомобильных трейлеров.

4. Устраняется потребность в контейнерах и другой транспортной таре.

Контрейлерные и роудрейлерные перевозки распространены в США, Англии, Германии, Канаде и других странах.

Контрольные вопросы

1. Какие перевозки грузов относятся к смешанным перевозкам?

2. Что такое узловое соглашение? Кто его заключает? Какие вопросы оно содержит?

3. В чем проявляется преимущество прямого смешанного сообщения?

4. Какие дополнительные услуги в рамках прямых смешанных перевозок может предоставлять транспортно-экспедиционная компания?

5. Что способствовало развитию грузовых интермодальных перевозок?

6. В чем состоят достоинства контрейлерных перевозок?

Наши рекомендации