Организация работ по сооружению тоннелей горным способом
На рис. 11.20 приведена циклограмма на проходку однопутного железнодорожного тоннеля в грунтах с коэффициентом крепости f=8÷10 способом сплошного забоя.
Обуриванне забоя и шпуров для анкерной крепи осуществляется с помощью самоходного бурового агрегата (ПБА-1 или фирмы «Фурукава»), погрузка грунта машиной ПНБ-3К в вагоны ВПК-7, передающие грунт в вагоны ВПК-10, удаляемые из тоннеля контактным электровозом.
Выполнение циклограммы обеспечивает продвижение забоя на 3 м, что при четырехсменной работе соответствует скорости проходки 100м/мес. Бригада состоит из 5 звеньев по 5 человек в каждом и распределяется по операциям цикла в соответствии с указаниями на циклограмме.
Организацию работ в тоннеле строят по единому плану, рассчитанному на сооружение в сутки участка тоннеля, длина которого равна суточному продвижению забоя выработки. При отставании других работ от темпов, развиваемых в этом забое, увеличивается срок сооружения тоннеля; при скорости их выполнения больше, чем скорость продвижения забоя выработки, сокращается участок развертывания работ по длине тоннеля и возникают взаимные помехи при выполнении отдельных производственных процессов. Поэтому целесообразно построение циклограмм для различных рабочих мест в тоннеле (проходка штолен, раскрытие калотт и штросс, возведение обделки) исходя из общей для участка скорости сооружения тоннеля.
При поточном методе работ ежесуточно сооружают участок тоннеля, длина которого равна продвижению опережающего забоя. Все основные процессы увязаны в единую схему комплексной механизации.
№ | Наименование работ | Единиц изм. | Объем работ | Трудоемкость, Чел.час. | Время выполнен. операции, час. | Рабочие смены, час. | |||||||||||||||||||
Сборник норм | На ед. изм. | общая | |||||||||||||||||||||||
Подготовка забоя и буровой рамы к бурению шпуров | - | - | - | - | 1 | ||||||||||||||||||||
Бурение шпуров в забое | М шп. | расчет | - | ||||||||||||||||||||||
Бурение шпуров под анкеры | М шп | ЕНиР 36-2-41 | 0,083 | ||||||||||||||||||||||
Установка ж.б. анкеров | Шт. | ЕНиР 36-2-48 | 0,38 | ||||||||||||||||||||||
Подвеска мет сетки на анкерах | М2 | ЕНиР 36-2-48 | 0,24 | ||||||||||||||||||||||
Обслуживание погр. машины | - | - | - | - | |||||||||||||||||||||
Подготовка, заряжание, взрыв и проветривание | - | - | расчет | - | |||||||||||||||||||||
Осмотр и оборка забоя и кровли | - | - | - | - | |||||||||||||||||||||
Погрузка грунта погр. машиной ПНБ-3 | М3 | расчет | - | ||||||||||||||||||||||
Перекидка грунта вручную | М3 | ЕНиР 36-2-128 | 1,2 | ||||||||||||||||||||||
Устройство пути под буровую раму | М | - | - | 1 | |||||||||||||||||||||
Бурение шпуров под коммуникации | М шп. | 5,4 | ЕНиР 36-2-41 | 0,41 | 1 | ||||||||||||||||||||
Итого на цикл |
Рис. 11.20. Циклограмма на проходку 3м однопутного ж. д. тоннеля в грунтах с f =8 способом сплошного забоя
На рис. 11.21 приведена схема работ по сооружению однопутного железнодорожного тоннеля с монолитной обделкой способом сплошного забоя. Погрузку взорванного грунта ведут двумя машинами МПР-6 в вагонетки, смена которых осуществляется перестановщиком, смонтированным на буровых подмостях, отводимых от забоя перед взрывом на 20 м. Обделку бетонируют на расстоянии до 85 м от забоя в телескопической опалубке, состоящей из восьми секций длиной 2 м каждая и тележки для их переноса и установки.
Рис. 11.21. Схема комплексной механизации:
1 - погрузочная машина МПР-6; 2 - буровые подмости с перестановщиком; 3 - состав вагонеток с электровозом; 4 - бетоноукладочная установка; 5 - тележка телескопической опалубки;
6 - тележка для нагнетания раствора за обделку
Укладку бетонной смеси ведут двумя пневмобетоноукладчиками, размещенными на самоходной тележке и загружаемыми с помощью крановой балки. После достижения проектной прочности бетона производят нагнетание за обделку с тележки, на которой установлены аппарат для нагнетания и кран для подъема контейнеров с сухой смесью. В призабойной зоне расстояние между откаточными путями увеличено, чтобы обеспечить захват машинами всего взорванного грунта; на остальном протяжении расстояние между путями соответствует габаритам пространства под рабочими тележками.