Кабельные краны и экскаваторы, канатные скреперы

Кабельные краны состоят из двух башен (рис. 29. 12, а): машинной (головной) и хвостовой (контрбашни), между которыми натянута система несущих и тяговых канатов. С помощью последних по несущему канату перемещается тележка с блоками для подъемного каната. Несущий канат образует замкнутое кольцо, огибая блоки на хвостовой и машинной башнях и приводной шкив тяговой лебедки. Подъем и опускание груза производится с помощью подъемных канатов и лебедки. Отдельные породные блоки захватывают крюками и стропами. Мелкокусковатый материал перемещают в ковшах, грейферах, вагонетках и т. д.

Кабельные (башенные) экскаваторы (рис. 29. 12, б) также имеют две башни с несущими и тяговыми канатами между ними. Тележка с ковшом достигает забоя при опускании всей системы канатов. Черпание осуществляется при натяжении тягового каната. Наполненный ковш поднимается посредством натяжения несущего и тягового канатов, а затем тележка с ковшом перемещается по несущим канатам аналогично кабельному крану.

У канатных скреперов (рис. 29.12, в), также имеются две опоры, ковш перемещается волочением в обоих направлениях. Черпание и движение наполненного ковша осуществляется при натяжении тягового (головного) каната, а обратное движение ковша к забою обеспечивается натяжением хвостового каната при расторможенном барабане тяговой лебедки.

Кабельные краны и экскаваторы, канатные скреперы - student2.ru

Рисунок 29. 12 Схемы разработки карьера с использованием кабельного крана, башенного экскаватора и канатного скрепера:

1 – хвостовая башня; 2 – блоки; 3, 4, 9 и 15 – соответственно несущий, тяговый, подъемный и хвостовой канаты; 5 – тележка; 6 – головная башня; 7, 8 и 11 – соответственно тяговая, подъемная и ездовая лебедки; 10 – положение ковша при разгрузке ;12 – ковш; 13 – разгрузочный полок; 14 – транспортный сосуд

Опоры кранов, экскаваторов и скреперов выполняют стационарными, передвижными и самоходными (на рельсовом или гусеничном ходу) или головная опора является неподвижной, а хвостовая по мере выемки передвигается по кривой относительно нее. Нередко в качестве головной опоры используется гусеничный кран или драглайн, а хвостовой – бульдозер или при разработке подводной залежи, понтон (баржа).

Канатные скреперы и башенные экскаваторы разгружают горную массу в штабель или через полок (часто совмещенный с бункером) в средства транспорта. У скреперов обычно ковш – подковообразной формы без дна. Ковш башенного экскаватора подобен ковшу драглайна. При выемке подводных залежей целесообразно применять ковши с пятью стенками.

Максимальный пролет (расстояние между башнями) у экскаваторов составляет 400 м, у кранов 1 км, у скреперов 300 м. Максимальная емкость ковша у экскаваторов достигает 14 м3, у скреперов 12 м3, грузоподъемность кранов 15 т, иногда более. Скорость перемещения ковша по забою при экскавации редко превышает 1 м/с, а скорость холостого движения скрепера достигает 3 м/с, скорость подъема и опускания ковша (груза) 0.25 – 1.5 м/с, скорость передвижения тележки по несущему канату 3 – 8 м/с, продолжительность разгрузки ковша 7 – 10 с.

Производительность кабельного экскаватора (крана) (м3/ч)

Qк. э (к) = 60Е Кабельные краны и экскаваторы, канатные скреперы - student2.ru /(ℓ/ Кабельные краны и экскаваторы, канатные скреперы - student2.ru 1 + 2L/ Кабельные краны и экскаваторы, канатные скреперы - student2.ru 2 + tр. в) , (29.11) где Е – емкость ковша экскаватора, м3 (грузоподъемность крана, т); Кабельные краны и экскаваторы, канатные скреперы - student2.ru - коэффициент экскавации (использования грузоподъемности) ( Кабельные краны и экскаваторы, канатные скреперы - student2.ru = 0.7 – 0.9); ℓ - длина забоя, обеспечивающая наполнение ковша (суммарное расстояние подъема и опускания груза за цикл), м; Кабельные краны и экскаваторы, канатные скреперы - student2.ru 1 - скорость черпания (подъема и опускания груза), м/мин; L – расстояние от забоя (пункта погрузки) до места разгрузки, м; Кабельные краны и экскаваторы, канатные скреперы - student2.ru 2 - транспортная (ездовая) скорость движения тележки, м/мин; tр. в – продолжительность разгрузки и вспомогательных операций, мин.

Производительность канатного скрепера определяется по формуле (29. 11) без множителя 2 в знаменателе. В этом случае L – расстояние скреперования, м ; Кабельные краны и экскаваторы, канатные скреперы - student2.ru 1 и Кабельные краны и экскаваторы, канатные скреперы - student2.ru 2 – скорость рабочего и холостого хода скрепера, м/мин. Производительность рассматриваемого оборудования резко снижается с увеличением L. Например, при изменении L от 20 до 300 м производительность башенного экскаватора уменьшается в 3 раза, а канатного скрепера в 11 раз.

Башенные экскаваторы и канатные скреперы применяются при подводном способе выемки (до глубины 30 м), а также при разработке сильнообводненных и нарушенных залежей. Кабельные краны используются при добыче штучного камня (гранит, мрамор и др.), нерудных ископаемых и руд редких металлов в карьерах небольшой производственной мощности (300 – 500 м3/год).

Перегрузочные пункты

При комбинации автомобильного и железнодорожного транспорта перегрузка горной массы производится непосредственно из автосамосвалов в думпкары (гондолы) на эстакадных перегрузочных пунктах, иногда через бункерные устройства, или с промежуточным складированием и использованием выемочно-погрузочных средств.

Эстакадные перегрузочные пункты (ЭПП)при односторонней разгрузке и фронтальном выезде автосамосвалов обычно представляют собой широкие перегрузочные площадки у откосов уступов или на полунасыпных, укрепленных подпорными стенками (рис. 29.13, а). При фланговом выезде и двухсторонней разгрузке автосамосвалов эстакады устраивают в виде насыпей с двумя подпорными стенками или выполняют из крупных железобетонных элементов (рис. 29.13, б). На перегрузочном пункте должен выдерживаться безопасный интервал между машинами ( обычно не менее 20 – 25 м) и должно соблюдаться правостороннее движение.

Достоинства эстакадной перегрузки: высокая производительность, небольшие капитальные затраты и эксплуатационные расходы (1.2 – 2.5 тг/м3), небольшое требующееся пространство, благоприятные условия для автоматизации. Основные недостатки: жесткая связь между автомобилями и железнодорожным транспортом, наличие дополнительных сооружений и сложность их переноса, увеличение износа подвижного состава.

Перегрузочные бункерные устройства вместимостью 50 – 150 м3, оборудованные пластинчатыми питателями, целесообразны при стационарном расположении перегрузочного пункта на поверхности у борта карьера малой мощности, когда они играют роль аккумулирующей емкости, ускоряют разгрузку вагонов и сокращают простои автотранспорта в ожидании подачи поездов.

Перегрузка горной массы с промежуточным складированием обычно осуществляется с помощью мехлопат. Могут применяться также одноковшовые погрузчики и специальные погрузочные машины.

Кабельные краны и экскаваторы, канатные скреперы - student2.ru

Рисунок 29. 13 Схема эстакадного перегрузочного пункта при односторонней разгрузке и фронтальном выезде (а) и при фронтальном выезде и двухсторонней разгрузке (б)

Различаются экскаваторные перегрузочные пункты (промежуточные склады): с устройством насыпи складируемой горной массы на горизонтальной площадке; с устройством приемного бункера (приямка) экскаватора и движением автомобильного и железнодорожного транспорта на одном уровне; со складированием горной массы у откоса уступа.

Склады в виде насыпей (рис. 29.14, а) с одно- или двухсторонней погрузкой создаются на широких рабочих площадках или на поверхности карьера. При односторонней погрузке и длине насыпи более 150 -200 м устраивают ряд фронтальных въездов с уклоном 5% и шириной не менее 15 – 20 м со стороны нерабочего откоса; в других случаях въезды фланговые. Минимальная ширина верхней площадки насыпи при тупиковых маневрах автомашин 30 – 45 м, а при круговом или петлевом развороте 40 – 55 м

Кабельные краны и экскаваторы, канатные скреперы - student2.ru

Рисунок 29. 14 Типовые схемы экскаваторных перегрузочных пунктов

Перегрузочные пункты (ПП) с приямком (рис. 29. 14, б) представляют собой траншею длиной 30 – 100 м, шириной до 30 – 40 м и глубиной до 3.5 – 4 м. Параметры

приямка определяются радиусом вращения кузова, радиусом и высотой разгрузки

экскаватора. С одной стороны приямка укладывают путь, а с трех других сторон устраивают подъездные площадки размерами не менее 40 Кабельные краны и экскаваторы, канатные скреперы - student2.ru 40 м.

На крупных карьерах при валовой перегрузке на складах работает до четырех-пяти экскаваторов ЭКГ-8И. Среднечасовая производительность экскаватора на складе на 18 – 20% выше, чем в забое.

Достоинства экскаваторной перегрузки: большая производительность складов (до 30 млн. т/год), гибкость связи между автомобильным и железнодорожным транспортом, простота и короткий срок сооружения, возможность усреднения руд. Недостатки: необходимость использования дополнительного мощного оборудования, увеличение затрат на перегрузку, значительные размеры складских площадок.

При комбинации автомобильного транспорта во скиповым подъемом перегрузка горной массы в карьере из автосамосвалов в скипы (рис. 29. 15, а) осуществляется непосредственно или через промежуточные бункер-дозаторы, вместимость которых кратна вместимости скипов и автосамосвалов.

Кабельные краны и экскаваторы, канатные скреперы - student2.ru

Рисунок 29. 15 Схемы перегрузки горной массы из автосамосвалов в скипы и разгрузка скипов в бункер:

1 – мост; 2 – предохранительный целик; 3 – скип; 4 – рельсовый путь; 5 – наклонная эстакада; 6 – пластинчатый питатель; 7 – бункер

При расположении ПП на промежуточном горизонте крутая траншея подъемника перекрывается сборным металлическим или железобетонным мостом для сквозного проезда автосамосвалов по транспортной берме. Автомашины разгружаются у края моста или на мосту, оборудованном поднимающимися лядами. Ширина моста должна обеспечивать двухполосное движение автомашин, а ширина перегрузочной площадки – их свободный разворот (30 – 35 м). Для одного подъемника необходимо иметь два перегрузочных моста: один в работе, а другой в монтаже или демонтаже. Затраты на строительство перегрузочного пункта в карьере составляют 15 20 млн. тг, расходы на перегрузку 20 -30 тг/т.

Скипы разгружают в железобетонные бункера, вместимость которых не мене чем в три-четыре раза превышает вместимость скипа и обычно составляет 200 – 300 м3 и более (рис. 29. 15, б). При совмещении ПП с корпусом крупного дробления руда из скипов разгружается в дробилки, а затем транспортируется конвейерами.

При комбинации автомобильного и конвейерного транспорта в зависимости от типа перемещаемых пород полустационарные и стационарные перегрузочные пункты оборудуют пересыпными воронками, бункерами с питателями, грохотильными и дробильными установками ( рис. 29. 16).

Кабельные краны и экскаваторы, канатные скреперы - student2.ru
Рисунок 29. 16 Схема перегрузочных пунктов: а – грохотильного; б – грохотильно-дробильного; 1 – автосамосвал; 2 – стационарный колосниковый грохот; 3 – бункер; 4 – конвейеры; 5 - дробилки

Пересыпные воронки, отличаются от бункеров меньшими размерами и отсутствием затворов, применяют при перегрузке мягких пород, доставляемых автосамосвалами грузоподъемностью 5 -7 т.

При перегрузке мелкоразрушенных полезных ископаемых (обычно угля) на поверхности и необходимости его аккумулирования сооружают заглубляемые в почву железобетонные бункера ячеечного или щелевого типа; из бункеров горная масса поступает на конвейеры, расположенные в горизонтальных подземных и далее наклонных галереях, выходящих на поверхность. Возможна также перегрузка мелкокусковатых пород на поверхности из средств колесного транспорта на конвейер с использованием полустационарных неглубоких бункеров траншейного типа, откуда, как и на абзетцерных отвалах, разгружаемая горная масса экскавируется и перемещается на конвейер с помощью многоковшовых специализированных отвальных экскаваторов.

Грохотильные установки применяют, когда выход негабаритных кусков (по условию транспортирования конвейерами) не превышает 10 – 15%. При содержании негабарита до 1 – 3% (иногда 5%) возможно использование колосниковых грохотов, а при выходе негабарита более 3 – 5% - приводных грохотов (вибрационных, валковых, качающихся и др.). Полезная длина колосникового грохота должна быть не менее 6 м, угол их наклона должен быть в пределах 255 - 35°, щели должны иметь расширение к нижней части грохота. При размере транспортабельных фракций – 400 мм средняя ширина щели грохота 230 – 250 мм.

Перегрузочные пункты, кроме грохотильной установки, включают разгрузочную площадку или эстакаду с мостом для проезда автосамосвалов, бункера для подрешетного и надрешетного продуктов грохочения (последний может отсутствовать), а также питатели (обычно пластинчатые).

Дробильные установки перегрузочных пунктов оборудуются дробилками: щековыми, конусными или ударного действия. Щековые дробилки по сравнению с конусными конструктивно проще и меньше по размерам, но производительность их при одинаковой ширине разгрузочной щели меньше (примерно в 3 раза), больше расход энергии (почти в 2 раза) и затраты на дробление. При использовании конусных дробилок кусковатость почти 15% дробленой руды превышает ширину разгрузочной щели b, а максимальный размер дробленых кусков dк = 2.1b; степень измельчения конусными дробилками до 8 чаще 3 – 4.

Конусная дробилка ККД- 1500/180 наиболее распространена на рудных карьерах. Щековые дробилки имеют приемные отверстия до 1500 Кабельные краны и экскаваторы, канатные скреперы - student2.ru 2100 мм. Как правило, на перегрузочных пунктах устанавливают две щековые дробилки, заменяющие одну конусную.

Для дробления негабаритных горных пород (содержание кремнезема мене 10% ) с пределом прочности до 150 МПа целесообразно применять дробилки ударного действия (молотковые и роторные). Масса их при одинаковой производительности со щековыми дробилками в 5 раз меньше. Степень измельчения составляет 6 – 8 (максимально до 20). Удельный расход электроэнергии соответственно ниже на 80 и 20 %, чем у щековых и конусных дробилок, и равен 0.5 – 1.5 кВт· ч/т.

Дробилки выбираются по размеру наибольшего куска загружаемого материала и по требуемой производительности при заданной ширине разгрузочной щели. Отмечается тенденция к широкому использованию мобильных или полустационарных дробильных комплексов.

Установка грохотов на перегрузочном пункте перед щековыми дробилками экономически целесообразна, если в поступающей горной массе содержание транспортабельных конвейерами фракций составляет не менее 30 – 40 % (вибрационный грохот) или 20 % (колосниковый грохот).

Типом применяемой дробилки, размерами бункера, наличием или отсутствием грохота и питателей определяются параметры перегрузочных пунктов. Капитальные затраты зависят от строительного объема здания и применяемого оборудования.

При комбинации автомобильного и гравитационного транспорта непосредственная разгрузка автосамосвалов в рудоспуск (рудоскат) или в приемный бункер дробилки обычно осуществляется поочередно (один пункт разгрузки) или одновременно с двух-трех сторон приемного отверстия.

Перегрузка руды в вагонетки подвесной канатной дороги (ПКД) из узкоколейных вагонеток или автосамосвалов производится через промежуточный бункер. Вагонетки ПКД разгружаются также в бункер.

Наши рекомендации