Учет рельефа и препятствий

При учете влияние на дорогу топографических, геологических, гидрологических и метеорологических условий необходимо рассматривать динамику действующих природных процессов и те перемены, которые произойдут после постройки дороги. Необходимо учитывать и все те изменения, которые могут возникнуть в результате созидательной деятельности человека в прилегающей к дороге местности – постройка водохранилищ, осушение болот, проведение ирригационных работ, лесонасаждения и т.д.

Сложность, а иногда и недостаточная изученность способов обеспечения устойчивости ЗП на участках с неблагоприятными геологическими условиями заставляют в большинстве случаев отдавать предпочтение вариантам обхода таких участков, если это не связано с чрезмерным удлинением трассы.

Современные методы механизированного ведения земляных работ позволяют строить устойчивое полотно в самых разнообразных грунтовых условиях. Поэтому типы грунтов подлежат анализу преимущественно с точки зрения опасности пучинообразования, осложняющего эксплуатацию дороги.

Из метеорологических условий при выборе трассы следует учитывать направление господствующих ветров, от которого зависит заносимость дороги снегом, а в песчаных пустынях – песком. Всегда предпочтительнее проложить трассу так, чтобы бассейны, с которых приносится на дорогу снег во время поземок, имели бы меньшие площади и были покрыты задерживающей снег растительностью.

Гидрологический режим пересекаемых водотоков влияет на выбор места их пересечения и необходимые размеры мостов, а в некоторых случаях определяет возможность трассирования дороги по долинам рек. Большие расходы воды на пересекаемых водотоках, вызывающие необходимые постройки крупных дорогостоящих искусственных сооружений, часто делают целесообразным смещение трассы ближе к водоразделу.

Большое значение для работы дороги имеет ее расположение по отношению к странам света.

37. Автопоездом называется механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами). При движении в автопоезде масса прицепа не должна превышать массы автомобиля. Также, в зависимости от массы прицепа может потребоваться наличие дополнительного разрешения на право управления автопоездом — для автомобилей категории B и С дополнительного разрешения не требуется в случае, если масса прицепа не более 750 кг, иначе необходимо также разрешение категории E к B и E к C — соответственно. Движение в составе автопоезда отличается от самостоятельного движения автомобиля по нескольким техническим параметрам. Движение Во время движения нужно учитывать, что при повороте прицеп уходит к центру поворота, а также иметь в виду, что полная длина автопоезда требует на повороте большего запаса свободного пространства. Во время торможения прицеп, нагоняя автомобиль-тягач, подталкивает его сзади, что может привести к отклонению тягача от прямолинейного движения. Несколько специфичным является маневрирование при движении автопоезда задним ходом, этому приему следует научиться заблаговременно.

153. Сток талых вод с малых бассейнов. Снеговой сток имеет ряд отличий от ливневого:

1) сток талых вод продолжается несколько дней, в то время как сток ливневых вод не превышает нескольких часов; поэтому талые воды обычно притекают к сооружению одновременно со значительно большей площади бассейна;

2) талые воды стекают с малыми скоростями, так как они вынуждены просачиваться сквозь слой снега и прокладывать себе под снегом путь по поверхности склонов бассейна;

3) при снеговом стоке потери на впитывание в грунт незначительны, так как сток происходит по еще замерзшему верхнему слою. Потери происходят главным образом за счет накопления (аккумуляции) в неровностях поверхности бассейна. Интенсивность снеготаяния зависит от залесенности бассейна стока, а потери на аккумуляцию снеговых вод — от количества озер и болот, находящихся на площади бассейна.

Максимальный расход талых вод для любых бассейнов (Qт), м3/с, определяется по формуле:

Учет рельефа и препятствий - student2.ru

Где k0 — коэффициент дружности половодья;

n — показатель степени зависящий, который как и k0 зависит от рельефа и климатических условий и определяются по табл. II [2] стр. 23. По указанной таблице k0 = 0,02, а n = 0,25;

F — площадь водосбора, км2;

δ1 — коэффициент, учитывающий снижение максимальных расходов в

заболоченной местности. В данном случае бассейн не заболочен, поэтому δ1=1;

δ2 — коэффициент, учитывающий снижение максимальных расходов в залесенных бассейнах. Определяется δ2 по формуле:

Учет рельефа и препятствий - student2.ru

Где Ал — залесенность водосбора, Ал =0,5, тогда по формуле (4) δ2=0,7;

hр — расчетный слой суммарного стока той же вероятности превышения,

что и искомый максимальный расход, мм. Определяется по формуле:

Учет рельефа и препятствий - student2.ru

Где h0 — средний многолетний слой стока, мм, определяемый по рис. XV.3 [1]. Для Воронежской области h0 = 40 мм;

kр — модульный коэффициент для расчетного расхода. Величина коэффициента kр зависит от величины коэффициента асимметрии Cs, который в свою очередь зависит от коэффициента вариации Cv. Величина коэффициента Cv определяется по карте коэффициентов вариации слоя стока половодий. По рис. XV.4 [1] Cv = 0,5. Данную величину для бассейнов площадью менее 200 км2 умножают на коэффициент определяемый по табл. I [2] на стр. 7 и равный 1,25. Тогда Cv = 0,63.

Коэффициент асимметрии Cs для равнинных водосборов принимается равным:

Учет рельефа и препятствий - student2.ru

Величина коэффициента kр определяется по кривым модульных коэффициентов слоев стока для соответствующей вероятности превышения по рис. XV.5 [1]. kр =2,6.

Учет рельефа и препятствий - student2.ru

Тогда по формуле (5) hр = 104 мм, а по формуле (3): Учет рельефа и препятствий - student2.ru

154. Виды малых искусственных сооружений – мосты, трубы, фильтрующие насыпи, лотки, дюкеры. Для перехода через малые водотоки используют малые водопропускные сооружения. К малым водопропускным сооружениям относятся трубы, мосты длиной до 25 м, лотки, дюкеры, акведуки и фильтрующие насыпи. Эти сооружения размещаются на пересечениях железной дорогой постоянно или периодически действующих водотоков.

Водопропускные трубы по форме сечения подразделяются на круглые (рис. 4.4, а) и прямоугольные (рис. 4.4, б). На существующих дорогах имеется некоторое количество овоидальных труб. Применяют следующие типы труб: круглые железобетонные диаметром от 1 до 2 м, круглые из гофрированного металла, прямоугольные железобетонные отверстием от 1 до 4 м и бетонные от 1,5 до 6 м.

Учет рельефа и препятствий - student2.ru

Рис. 4.4. Типы железобетонных и бетонных труб (фасад и план):а — круглая с коническим входным звеном и раструбным оголовком, б — прямоугольная с раструбным оголовком с обратными стенками

Малые мосты в зависимости от формы подмостового сечения подразделяются на два типа: с прямоугольным сечением (рис. 4.6, а, б) и с трапецеидальным (рис. 4.6, в). При строительстве новых железных дорог наиболее часто применяют сборные свайно- и стоечно-эстакадные железобетонные мосты (см. рис. 4.6, в)

Учет рельефа и препятствий - student2.ru

Рис. 4.6. Типы малых мостов: а — с массивными устоями; б — с откосными крыльями; в — эстакадный с конусами

Лотки закрытые и открытые, прямоугольного сечения отверстием 0,50— 0,75 м, преимущественно из железобетона, устраивают между шпалами для пропуска небольшого количества воды при высоте насыпи менее 1 м, недостаточной для укладки труб.

Дюкеры (рис. 4.7, а) пропускают небольшое количество воды при зарегулированном стоке (преимущественно на мелиоративной сети) под низкими насыпями или мелкими выемками. Дюкеры сооружают для пропуска под железнодорожным путем потоков воды. Они представляют собой два колодца, расположенных с обеих сторон железнодорожного пути и соединенных трубой. Дюкеры устраивают при сооружении каналов, водопровода, канализации, когда обычную трубу проложить невозможно из-за расположения пути в неглубокой выемке.

При пересечении водотока дорогой в достаточно глубокой выемке может быть устроен акведук— своеобразный мост над дорогой, по пролетному строению которого протекает вода (рис.4.7,б)

Учет рельефа и препятствий - student2.ru

Рис. 4.7. Схемы дюкера (а) и акведука (б)

Фильтрующие насыпи, имеющие в своем теле прослойку из крупных камней (рис. 4.8), разрешается сооружать в исключительных случаях на линиях III и IV категорий при малом количестве притекающей воды (до 10 м3/с) и незначительном числе взвешенных частиц грунта в ней. При большем количестве воды строят комбинированные сооружения, состоящие из трубы и фильтрующей насыпи.

Учет рельефа и препятствий - student2.ru

Рис. 4.8. Фильтрующая насыпь: 1 — земляная часть; 2 — изоляция (геотекстиль) 5—10 см; 3 — фильтрующая часть; 4 — укрепление основания; 5— свободная поверхность потока

Наши рекомендации