Разбивка кривых и поперечников
На закруглениях трасы детально разбивали переходные и круговые кривые. При радиусе, большем 500 метров, кривую разбивают через 20 метров, при радиусе менее 500 метров –через 10 метров, при радиусе менее 100 метров – через 5 метров.
В стеснённых условиях для разбивки кривой применяют способ хорд и углов. В этом способе положение точек определяют построениями хорд. Задаемся длиной хорды и определяем угол :
Теодолит устанавливаем в точке О и ориентируем ноль лимба в направлении Х. Откладываем теодолитом угол и лентой расстояние, после чего получаем точку 1, которую обозначаем на местности колышком. Откладываем угол 2 и от точки 1 расстояние до пересечения с лучом теодолита, и получают точку 2 и т.д.
Нанесение ситуации на план и проведение горизонталей
Ситуацию наносили в строгом соответствии с журналом и абрисом.
Для нанесения на план результатов съемки прикладывали транспортир так, чтобы центр его совпадал с положением станции на плане (Станция 1), а нулевой диаметр с направлением на станции ориентирования (станция 5), затем откладывали полярные углы (направления на пикеты 11 - 16), делая карандашом пометки у соответствующих частей шкалы транспортира и подписывая номера пикетов. Последовательно прикладывая ребро линейки к станции 1, соединяли линиями ее и сделанные пометки и откладывали вдоль ребра линейки соответствующие полярные расстояния с помощью циркуля – измерителя и масштабной линейки в масштабе плана. Пикеты обозначали на плане кружками диаметром 0,8 мм. Справа от кружка проводили горизонтальную линию длиной 7 мм; над ней выписывали номер пикета и под ней – отметку. Затем на данной станции по абрису наносили ситуацию.
После нанесения пикетов, вычерчивания ситуации, приступили к определению положения горизонталей.
Существуют различные способы определения положения горизонталей на линиях скатов, например:
- с помощью линейки и треугольника,
- с помощью палетки,
- аналитически,
- на глаз (при достаточном опыте!!!).
Под интерполированием понимается определение на плане положения точек горизонталей между двумя точками с известными отметками, расположенными на равномерном склоне.
Интерполируются, в первую очередь, ближайшие пары точек, между которыми указаны направления ската!!!!
При проведении горизонталей через намеченные интерполированием точки учитывали, что:
1) перегибы горизонталей должны находиться на скелетных линиях рельефа,
2) горизонтали должны, в общем, следовать очертаниям таких объектов ситуации, как озера, болота и т.д.,
3) горизонтали обрываются при пересечении с искусственными сооружениями (спланированные площадки, строения, улицы, площади, дороги, изображенные двойными линиями),
4) при расстоянии между горизонталями свыше 2 см обязательно проводятся полугоризонтали.
При составлении плана руководствовались правилом: не переходить к следующей станции, пока не закончена работа на данной.
Только после нанесения всего отснятого на одной станции переходили к следующей.
Оформление плана в туши производили в соответствии с общеобязательными условными знаками.