Понятие таможенного преступления

Надо отметить, что таможенное преступление является относительно недавно сформировавшимся институтом уголовного права. Правоведы, характеризуя таможенные преступления, отмечают самостоятельность сферы деятельности таможенных органов;высокую распространенность посягательств и наблюдаемую тенденцию к росту; существенный размер ущерба; недостаточность охраны таможенных отношений средствами других отраслей права; и, наконец, способность уголовного права обеспечить защиту таможенных отношений.

В Уголовном кодексе РСФСР существовала только одна таможенная статья о контрабанде, что сводило понятие таможенного преступления к этому составу. Внесенные в 1994 году изменения (введение ст. 1626 УК РСФСР - уклонение от уплаты таможенных платежей и ст. 1691 УК РСФСР - нарушение таможенных правил) сделали необходимым корректировку понятия таможенного преступления. Однако соответствующая основным положениям таможенного законодательства формулировка появилась лишь в Уголовном кодексе 1996 года.

В отличии от предшественников, в Уголовном кодексе РФ 1996 года были значительно изменены качественные характеристики состава основного таможенного преступления – контрабанды: из предыдущей редакции статьи, закреплявшей ответственность за контрабанду были выделены два новых состава: незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189) и невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран (ст. 190).

Кроме того, уголовное и таможенное законодательство подверглись унификации в целях формирования единообразный подход к понятию и содержанию таможенного преступления.

Таможенные преступления - это общественно опасные, виновные, наказуемые деяния, посягающие на сферу экономической деятельности, связанную с порядком перемещения и возврата на территорию России товаров и ценностей через таможенную границу вопреки правовому запрету.

Поскольку составы таможенных преступлений по своей характеристике являются бланкетными, для их уяснения необходимо обращаться к другим нормативно-правовым документам, например - Таможенному кодексу РФ, Кодексу РФ об административных правонарушениях, Закону РФ от 15 апреля 1993 года «О вывозе и ввозе культурных ценностей», Закону РФ от 21 мая 1996 года «О таможенном тарифе».

Особенностью таможенных преступлений является их многообъектность. Так, почти в каждом составе таможенного преступления объектами могут быть и общественная безопасность, и здоровье населения, и экономическая безопасность, и государственная монополия на экспорт и импорт отдельных видов товаров, и интересы культуры.

Рассматривая объективную сторону таможенных преступления, можно выявить следующую их особенность: большая часть составов преступлений совершается путем бездействия: невозвращение (ст. 190,193 УК РФ), либо неуплата (ст. 194 УК РФ).

Анализ субъективной стороны таможенных преступлений свидетельствует о том, что они совершаются с прямым умыслом. Виновный осознает, что он нарушает запреты, осознает характер преступных последствий и желает совершить нарушения. Так, при контрабанде на умышленный характер деяний указывают сами способы совершения контрабанды: сокрытие от таможенных органов, перемещение помимо таможенных органов, обманное использование документов или средств таможенной идентификации.

Субъекты таможенных преступлений весьма разнообразны. Ими могут быть физические и должностные лица (ст. 188, 190 УК РФ), лица, принимающие в силу своей компетенции окончательное решение о незаконном экспорте (ст. 189 УК РФ), а также руководители организаций, обязанные перечислять (контролировать перечисление) средства в иностранной валюте на счет в уполномоченный банк из-за границы (ст. 193 УК РФ).

По характеру посягательств таможенные преступления можно разделить на следующие виды:

1. Преступления, связанные с перемещением товаров (ст. 188, 189 УК РФ).

2. Преступления, связанные с невозвращением из-за границы достояния или валюты (ст. 191, 193 УК РФ).

3. Преступления, связанные с неуплатой таможенных платежей (ст. 194 УКРФ).

Своевременность выявления правонарушений обеспечивает не только пресечение его на ранних этапах совершения, но и восстановление нарушенных требований закона и законных интересов как физических, так и юридических лиц. В то же время своевременность выявления нарушений таможенных правил способствует полноте их выявления, что означает выявление всех совершенных правонарушений и изобличения всех лиц, в той или иной степени причастных к их совершению.

Обеспечение правильного применения закона предполагает строгое и неуклонное соответствие всех действий должностных лиц таможенных органов положениям, содержащимся в Таможенном кодексе Российской Федерации, в соответствии с которым никто не может быть подвергнут мере воздействия за нарушение таможенных правил иначе, как на основании и в порядке, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Производство по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрение осуществляется строго на основании законности. Применение таможенными органами и их должностными лицами мер воздействия за нарушения таможенных правил производится в пределах их компетенции, в точном соответствии с законодательством.

Рассмотрение дела о нарушении таможенных правил, как процессуальная стадия, проводимая в условиях открытости и гласности при участии всех лиц, заинтересованных в исходе дела, способствует укреплению законности, предупреждению правонарушений, а также осуществлению социального контроля за деятельностью таможенных органов и их должностных лиц.

Наши рекомендации