Перевозка сжиженного газа автотранспортом
Тема 2. ТРАНСПОРТ СЖИЖЕННЫХ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ГАЗОВ
Перевозка сжиженного газа автотранспортом
Индивидуальные потребители, расположенные вблизи кустовых баз или газонаполнительных станций (до 30÷50 км), получают сжиженные газы непосредственно с КБ или ГНС в баллонах. Баллоны доставляются бортовыми автомобилями грузоподъемностью до 2,5 т или специальными автомобилями, приспособленными для развозки баллонов.
При больших расстояниях от индивидуальных потребителей до КБ и ГНС непосредственная доставка сжиженных газов становится нерациональной. В таких случаях организуются промежуточные пункты обмена баллонов (ПОБ). Баллоны, заправленные на КБ и ГНС, доставляются на такие промежуточные пункты в большегрузных автомобилях (бортовых или специально приспособленных).
На промежуточных пунктах производится разлив сжиженных газов в баллоны, куда сжиженные газы с КБ и ГНС доставляются в автоцистернах. В зависимости от установленного на промежуточных пунктах оборудования сжиженные газы из автоцистерн могут сливаться в емкость, соединенную с наполнительной рампой или непосредственно в баллоны посредством подключения автоцистерн к наполнительной рампе. Баллоны, заправленные на промежуточном пункте обмена баллонов, доставляются автотранспортом потребителю. Таким образом, сжиженный газ доставляется потребителю автотранспортом в баллонах непосредственно с ГНС или через ПОБ.
Автотранспорт баллонов можно разделить на два вида: специальными (баллоновозами) и бортовыми автомобилями.
Специальные автомобили предназначены для перевозки баллонов со сжиженным газом в ячейках кузова. Кузов такой машины представляет клетку, сваренную из металлических труб и уголков. Кузов укрепляется на шасси автомобиля. Баллоны укладываются в ячейки горизонтально к середине кузова. Для облегчения погрузки и разгрузки баллонов их укладывают в ячейки на подвижные ролики, обтянутые резиновыми трубками, смягчающими удары. Баллоны в ячейках запираются специальной штангой. Кузов автомобиля сверху покрыт теневым кожухом, который предохраняет баллоны от солнечных лучей.
Баллоновоз служит для перевозки баллонов вместимостью 50 л, которые укладываются горизонтально в 2 ряда вентилями к осевой продольной линии в 2 яруса.
В последнее время для перевозки баллонов часто применяют автопоезда, образованные соединением автомобиля-тягача с полуприцепом.
Таблица 1
Краткая техническая характеристика спецавтомобиля и автопоездов
Тип автомобиля | Габаритные размеры, мм | Число перевозимых баллонов вместимостью 27 л | Масса газа в баллонах, кг | База автомобиля | Тип полуприцепа | Число ярусов |
Спецавтомобиль Автопоезд АП Автопоезд АП-1 | 6147 1970 2250 10950 2500 3180 9050 2310 2505 | ГАЗ-53 МАЗ-504 ЗИЛ-13081 | – МАЗ-5245 ММЗ-548 |
В России и за рубежом доставка сжиженного углеводородного газа отдаленным от кустовых баз или газонаполнительных станций производственным и коммунально-бытовым хозяйствам осуществляется в резервуарах вместимостью от 0,5 до 3,5 т, получивших название «скользящие». Такой способ снабжения сжиженным газом отдаленных хозяйств очень удобен и выгоден.
В России для газоснабжения различных потребителей (туристских баз, санаториев, домов отдыха, производственных помещений) применяют съемные резервуары PC-1600.
Резервуар представляет собой сварной сосуд, состоящий из цилиндрической обечайки и двух эллиптических днищ, изготовленных из листовой малоуглеродистой стали.
3а рубежом транспорт сжиженного газа в «скользящих» емкостях получил широкое распространение. Фирма «Беаирт Амф» (США) изготавливает эмалированные «скользящие» емкости с предполагаемым сроком службы до 50 лет.
В Англии «скользящие» емкости транспортируют специальными автомобилями, оборудованными гидравлическими кранами. По территории газонаполнительной станции (ГНС) «скользящие» емкости транспортируют с помощью специального приспособления, оборудованного ручной лебедкой для подъема и опускания емкости.
Во Франции каждый потребитель сжиженного газа имеет свой способ погрузки, разгрузки и транспортировки «скользящих» емкостей. Одни используют специальные автомобили с консольными кранами, другие – площадку кузова грузовика или специальные прицепы. Емкости на ГНС погружают в кузов автомобиля автопогрузчиками.
Увеличение объема «скользящей» емкости ведет к уменьшению транспортных расходов, однако она должна удовлетворять условиям погрузо-разгрузочных работ и быть транспортабельной. Расчеты показывают, что наиболее рациональный объем «скользящей» емкости 7 м3, при длине 2600 мм и диаметре обечайки 2000 мм.
Таблица 2
Характеристики скользящих емкостей
Страна | Тип емкости | Объем, м3 | Диаметр, мм | Длина, мм | Высота, мм | Ширина, мм | Масса емкости со сжиженным газом, кг | Масса емкости без сжиженного газа, кг | Коэффициент металлоемкости |
Россия | Съемный резервуар РС-1600 | 1,597 | 0,985 | ||||||
Англия | Сферическая емкость | 1,6 | 0,725 | ||||||
США | Горизонтальная емкость | 0,41 | 4,37 | – | – | – | – | – | – |
Германия | Горизонтальная емкость | 3,68 | 7,36 | – | – | – | – | – | – |