Основы организации доставки в торговую сеть и на предприятия общественного питания
Промышленные и продовольственные товары доставляют в торговую сеть и на предприятия общественного питания непосредственно с промышленных предприятий-изготовителей и с оптовых баз, холодильников, баз и складов различных торговых организаций, станций железных дорог и пристаней. В зависимости от условий доставки все товары могут быть разделены на группы.
К первой группе относятся мясо и мясопродукты, мясная и рыбная кулинария, молоко и молочные продукты, пиво и безалкогольные напитки, хлеб. Эти товары, как правило, должны завозиться непосредственно от предприятий изготовителей.
Вторую группу составляют товары простого ассортимента, не требующие предварительной подсортировки (крупа, сахар, соль, ликероводочные изделия и т. д.). Их завозить либо непосредственно с местных промышленных предприятий, либо со станций железных дорог и пристаней.
Товары сложного ассортимента, требующие предварительной подсортировки и подбора или отправки комплексных партий, составляют третью группу. К ним относятся кондитерские изделия, готовое платье, обувь, ткани, галантерейные изделия, культтовары. Эти товары могут быть доставлены непосредственно с промышленных предприятий только в крупные специализированные и универсальные магазины, имеющие большой объем товарооборота.
Остальные товары, составляющие четвертую группу, следует завозить с торговых оптовых баз или складов различных торговых организаций.
Товары в торговую сеть и на предприятия общественного питания доставляют в основном по заранее разработанным месячным графикам. Организации-поставщики (заводы, базы, склады и т. д.) составляют сводные графики доставки, учитывая при этом среднедневный фонд получения товаров каждым получателем, периодичность доставки товаров, среднюю и минимальную норму завоза, размещение грузополучателей, продолжительность работы получателей, продолжительность рейса.
На основе сводного графика и заказов торговых организаций и предприятий общественного питания, поступающих накануне дня перевозок и уточняющих объем и ассортимент, на автотранспортных предприятиях разрабатывают маршруты доставки товаров. При доставке товаров в постоянных объемах и постоянным или периодически повторяющимся получателям движение подвижного состава может быть организовано по заранее разработанным маршрутам.
При доставке хлеба и хлебобулочных изделий, фасованных бакалейных товаров, сахара, мороженого, мясной и рыбной кулинарии, рыботоваров, пива и безалкогольных напитков и других товаров простого ассортимента экспедиторские функции выполняют водители. При перевозке товаров сложного ассортимента и высокой стоимости (одежда, обувь и т. д.) экспедиторские функции выполняют экспедиторы, входящие в штат предприятий-поставщиков или оптовых баз.
Сейчас в условиях рыночной экономики получателями являются, в основном, небольшие предприятия торговли и общественного питания, поэтому доставка производится на автомобилях особо малой и малой грузоподъемности или на автомобилях средней грузоподъемности по развозочным маршрутам.
Разгружают товары, как правило, подсобные рабочие торговых предприятий общественного питания. При доставке мелких партий грузов с массой одного места до 50 кг на автомобилях малой грузоподъемности на водителей (по их согласию) может возлагаться, помимо обязанностей экспедитора, выполнение погрузочно-разгрузочных работ.
Для перевозки оборотной и возвратной тары грузополучатели должны использовать подвижной состав, доставляющий товары. Специально для перевозки тары подвижной состав выделяют тогда, когда невозможно перевезти всю тару при обратных ездках или когда сбор тары централизован.
При перевозках груза в торговую сеть и на предприятия общественного питания используют товарно-транспортные накладные, которые называются счетами-фактурами.
Продовольственные и промышленные товары сдаются получателям с тщательным взвешиванием или пересчетом. При этом могут быть случаи расхождения между массой или количеством товаров, принятых в перевозке, и товаров, сдаваемых получателю, возникающие в процессе перевозки в результате естественной убыли, которая является следствием естественных свойств самого груза, характера упаковки, условий перевозки и нормируется по следующим признакам: усушка (уменьшение содержания влаги в товаре, улетучивание, испарение, вымораживание); выветривание; раструска и распыл (при погрузке-разгрузке сыпучих грузов); утечка (просачивание); бой посуды (при перевозках жидкостей в стеклянной таре, возвратной стеклянной тары, стеклянных, фарфоровых и фаянсовых изделий).
Нормы естественной убыли устанавливают дифференцированно: по роду тары, расстоянию перевозки, периодам года. При перевозках, штучных и фасованных товаров нормы не применяют.
Работники автомобильного транспорта (водители, грузчики) подлежат систематическому профилактическому медицинскому обследованию, проводимому местными органами здравоохранения. Результаты обследования записывают в личную медицинскую книжку каждого работника.
Одним из важнейших путей повышения производительности и снижения себестоимости перевозок промышленных и продовольственных товаров является снижение времени простоя под погрузкой-разгрузкой, которое может быть достигнуто. В первую очередь, за счет механизации погрузочно-разгрузочных работ, применения малогабаритных контейнеров, использования специализированного подвижного состава, предварительной подготовки (подгруппировки) товаров к отправке и выписки товарно-транспортных документов и т.п.
Контейнеры на перевозках грузов являются тарой-оборудованием: при подготовке грузов к отправке и в процессе перевозки они являются тарой, в которой размещены товары (штучные или фасованные), после разгрузки и подачи в торговые залы магазинов самообслуживания они представляют собой торговое оборудование для кратковременного хранения товаров до момента их реализации.
Из приведенной на рис. 2.8.1 схемы видно, что система доставки грузов в контейнерах позволяет полностью избежать или свести до минимума ручной труд. Кроме того, применение контейнеров позволяет значительно повысить производительность подвижного состава, избежать перегрузок товаров в магазине при передаче их из подсобных помещений в торговый зал, значительно сократить потребность магазинов в подсобных помещениях, в несколько раз повысить коэффициент установочной и демонстрационной площади (показатель, характеризующий использование площади торгового зала магазина) .
Для перевозки продовольственных и промышленных товаров используют в основном автомобили-фургоны различных конструкций. В соответствии с условиями эксплуатации кузова автомобилей-фургонов должны отвечать следующим основным требованиям:
быть, как правило, прямоугольной формы, что обеспечивает наилучшее использование его внутреннего объема и упрощает изготовление и ремонт;
обеспечивать сохранение качества груза во время перевозки;
внутренняя обшивка кузовов фургонов, предназначенных для перевозки пищевых продуктов, должна обеспечивать возможность проведения санитарной обработки;
пол по возможности должен быть гладким, без надколесных ниш, так как наличие последних ограничивает использование внутренних габаритных размеров кузова;
высота должна обеспечивать выполнение погрузочно-разгрузочных работ внутри кузова грузчиками в полный рост, что достигается применением сдвигающихся или поднимающихся крыш;
конструкция кузова должна обеспечивать возможность выполнения погрузки-разгрузки с двух-трех сторон, что достигается увеличением числа дверей и применением различных погрузочно-разгрузочных механизмов (погрузчиков, транспортеров, рольгангов и т. д.);
дверные проемы должны быть возможно большими (не менее 1200 мм по ширине и 1700 мм по высоте);
двери должны иметь надежное уплотнение и быть оборудованы замками (запорами) с фиксаторами и приспособлениями для опломбирования;
кузова должны быть оборудованы вентиляционными устройствами и внутренним электрическим освещением.
Подвижной состав, занятый на перевозках пищевых продуктов, должен иметь санитарный паспорт, и подвергаться специальной санитарной обработке, которая включает: ежедневную очистку (мойку) наружной части кузова; ежедневную уборку и мойку внутренней части кузова; дезинфекцию внутренней части кузова, проводимую по графику, согласовываемому с местными органами Госсаннадзора.
Санитарную обработку подвижного состава на АТП выполняют в специально отведенном помещении. При выпуске автомобилей на линию ежедневно проверяют их санитарное состояние. Подвижной состав, не отвечающий установленным требованиям, подвергают повторной санитарной обработке.