Порядок действий при возникновении пожара в поезде

14.1. При обнаружении пожара в локомотиве или в составе поезда при

следовании по перегону машинист должен остановить поезд на участке, по

возможности горизонтальном и благоприятном для подъезда пожарных

автомобилей (у шоссейных дорог, переездов).

14.2. Категорически запрещается останавливать поезд с горящими

вагонами, независимо от рода груза: на железнодорожных мостах, в тоннелях,

под мостами, вблизи трансформаторных подстанций, тяговых подстанций,

сгораемых строений или других местах, создающих угрозу быстрого

распространения огня или препятствующих организации тушения пожара и

эвакуации пассажиров. В отдельных случаях, когда поезд находится на неблагоприятном участке

пути (выемка, высокая насыпь и т.д.) или, когда пожар потушить имеющимися

средствами не представляется возможным, машинист поезда, убедившись по

документам в отсутствии в горящем и рядом стоящих вагонах опасных грузов, 1-

3 классов, по согласованию с ДНЦ может продолжить следование до ближайшей

станции, сообщив о пожаре и роде горящего груза ДНЦ ипн ДСП, на которую

следует поезд, для принятия ими мер.

Остановка поезда на электрифицированных линиях железных дорог

должна производиться с таким расчетом, чтобы горящие вагоны или локомотив

не располагались под жесткими или гибкими поперечинами, секционными

изоляторами, воздушными стрелками.

14.3. Одновременно с принятием мер по остановке поезда, машинист

должен подать звуковой сигнал пожарной тревоги (один длинный и два

коротких сигнала) и, используя поездную радиосвязь или любой другой

возможный в создавшейся ситуации вид связи, сообщить о пожаре поездному

диспетчеру или дежурному по ближайшей станции для вызова пожарных

подразделений.

14.4. До получения приказа энергодиспетчера о снятия напряжения в

контактной сети и её заземления работниками ЭЧ запрещается приближаться к

проводам и другим частям контактной сети и воздушных линий на расстояние

менее 2 м, а к оборванным проводам контактной сети на расстояние менее 8 м до

их заземления.

До снятия напряжения в контактной сети тушение горящих объектов

разрешается производить только углекислотными, аэрозольными и

порошковыми огнетушителями, не приближ:аясь к проводам контактной сети

ближе 2 м. Использование воды, химических, пенных или воздушно-пенных

огнетушителей разрешается только после снятия напряжения и заземления

контактной сети. Тушение горящих материалов, расположенных на расстоянии более 8 м от

контактной сети, находящейся под напряжением, допускается любыми

средствами пожаротушения без снятия напряжения. При этом необходимо

следить, чтобы струя воды или пенного раствора не приближалась к контактной

сети на расстояние менее 2 м.

14.5. Организация работ по тушению пожара в поезде до прибытия

пожарных подразделений осуществляется:

на железнодорожной станции - начальником станции, его заместителем, а

в их отсутствие дежурным по станции;

на перегоне - локомотивной бригадой совместно с поездной бригадой;

во всех остальных случаях - локомотивной бригадой.

14.6. После остановки поезда локомотивная бригада обязана:

- принять меры его закреплению на месте и уточнить вагон, в котором

обнаружен пожар;

- вскрыть пакет с перевозочными документами, установить наименование

груза в горящем и рядом стоящих вагонах, а при наличии опасного груза его

количество, номер аварийной карточки и размеры опасной зоны.

14.7. Локомотивной бригаде необходимо при пожаре:

- вагонов с горючими грузами одновременно с вызовом пожарного

подразделения закрепить оставляемые вагоны тормозными башмаками и

расцепить поезд, отведя горящие вагоны от состава на расстояние 200 м и где в

радиусе 200 м нет пожароопасных объектов;

- цистерн с легковоспламеняющимися (ЛВЖ) и горючими (ГЖ)

жидкостями горящие цистерны отвести от поезда на расстояние, где в радиусе

200 м отсутствуют пожароопасные объекты;

- вагонов со сжатыми и сжиженными газами в баллонах - отцепить и

отвести горящий вагон от поезда на 200 м, закрепить его и одновременно

приступить к его тушению имеющимися в её распоряжении средствами

пожаротушения;

- цистерн со сжиженным, сжатым под давлением газом и возникновении

опасности его взрыва, горящую цистерну отвести на безопасное расстояние и

организовать её охрану (тушение такой цистерны огнетун1Ителями запрещается);

- вагона со взрывчатыми материалами (ВМ) немедленно расцепить поезд,

отвести горящий вагон на безопасное расстояние, указанное в аварийной

карточке, но не менее 800 м и действовать далее в соответствии с требованиями,

изложенными в аварийной карточке на данный вид груза или инструкции,

находящейся у сопровождающих груз лиц.

В вагонах пассажирского поезда, тушение пожара осуществляется

поездной бригадой, локомотивная бригада в тушении пожара не участвует.

Во всех случаях расцепления вагонов их закрепление производится

согласно установленным нормам.

14.8. При возникновении пожара в локомотиве локомотивная бригада

обязана:

- перевести в нулевое положение контроллер пульта машиниста,

остановить дизель (на тепловозе), выключить вспомогательные машины,

отключить главный выключатель, опустить токоприёмник и остановить поезд;

- подать звуковой сигнал пожарной тревоги (один длинный, два коротких)

и сообщить о пожаре ДНЦ или ДСП, ограничивающих перегон;

- принять меры к закреплению поезда на месте и отключить приборы

управления и рубильник аккумуляторной батареи локомотива;

- на электровозах убедиться, что токоприёмник опущен, и контактный

провод не касается крыши или имеющегося на ней оборудования и, если очаг

расположен не ближе 2 м к контактному проводу, приступить вместе с

помощником машиниста к тушению пожара, используя имеющиеся

огнетушители и сухой песок;

- включить систему стационарного пожаротушения в зависимости от

конструкционных особенностей локомотива;

- при возгорании тяговых двигателей или подводящих кабелей к ним

тушение пожара начинать с кузова электровоза;

- если пожар не может быть ликвидирован своими силами и имеющимися

средствами, отцепить электровоз и отвести его от состава поезда на расстояние

не менее 50 метров и после этого, при опасностираспространения огня с

горящей секции на другую, расцепить их с отводом на безопасное расстояние,

предварительно закрепив горящую секцию.

После ликвидации пожара, подача напряжения на локомотив (запуск

дизеля), где имело место повреждение электроаппаратов и проводов,

запрещается. Локомотив, поврежденный пожаром, должен следовать в депо с

опущенными токоприёмниками и отключенными цепями управления.

14.9. При возникновении пожара в МВПС локомотивная бригада обязана:

- на электропоездах - перевести в нулевое положение рукоятку

контроллера, отключить выключатель управления (на поездах постоянного

тока), или главный выключатель (на поездах переменного тока), опустить все

токоприемники, остановить поезд и принять меры к его удержанию на месте;

- на дизель-поездах (автомотрисах, рельсовых автобусах) - перевести в

нулевое положение рукоятку контроллера и остановить дизель (на дизель-

поездах ДР1 остановить также вспомогательный дизель), выключить все

приборы управления на пульте управления, остановить дизель-поезд

(автомотрису, рельсовый автобус) и принять меры к его удержанию на месте;

- подать звуковой сигнал пожарнойтревоги (один длинный, два коротких)

и сообщить о пожаре ДНЦ или ДСП, ограничивающих перегон;

- убедиться в том, что все токоприемники опущены и что контактный

провод, который может быть пережжен, не касается вагонов;

- при необходимости оповестить пассажиров о случившемся по

внутрисалоннои связи, организовать эвакуацию пассажиров из горящего вагона

и вагонов, которым угрожает опасность;

- запереть кабину, из которой производилось управление, и приступить

вместе с помощником к тушению пол<ара, используя имеющиеся огнетушители и

песок;

- если подвижной состав оборудован установкой пожаротушения привести

ее в действие;

- если пожар не может быть ликвидирован своими силами и имеющимися

средствами, принять меры к расцепке состава и отводу горящего вагона на

расстояние, исключающее возможность перехода огня на соседние вагоны или

находящиеся вблизи здания и сооружения, не менее 50 м и совместно с

прибывшими пожарными подразделениями ликвидировать пожар.

Наши рекомендации