Маркировка и окраска пожарных автомобилей.
Пожарные автомобили обычно окрашивают в красный цвет. Опознавательные знаки наносятся белой краской. Цветографические схемы регламентированы ГОСТ 21392—75. Марку ПА наносят слева сзади, номер пожарной части наносят на дверях кабины водителя и справа сзади, ниже номера части на кабине пишут название города.
Для обозначения ПА введена специальная маркировка: начальные буквы обозначают вид автомобиля; цифры после дефиса - главный параметр; в скобках указывают номер модели базового автомобиля, часто указывают еще и номер модели, выпускаемой производством (слово «модель» можно не писать). Расшифровка некоторых моделей приведена в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Маркировка пожарных автомобилей
Марка | Вид автомобиля | Показатель | Шасси | ||
Наименование | Обозначение | Наименование | Значение | ||
АЦ-40 (131) 137 | Автоцистерна | АЦ | Подача насоса | 40 л/с | ЗИЛ-131 |
АНР-40 (130) 127А | Автомобиль насосно-рукавный | АНР | То же | 40 л/с | ЗИЛ-130 |
АР-2 (131) 133 | Автомобиль рукавный | АР | Длина напор-ных рукавов | 2040м | ЗИЛ-131 |
АТ-3 (131) Т2 | Автомобиль тех-нической службы | АТ | Грузоподъем-ность крана | Зт | ЗИЛ-131 |
АСО-12 (66) 90А | Автомобиль связи и освещения | АСО | Мощность генератора | 12 кВт | ГАЗ-66 |
АЛ-30 (131) Л22 | Автолестница | АЛ | Длина | 30 м | ЗИЛ-131 |
Тактико-техническая характеристика (ТТХ) АЦ является совокупностью показателей, определяющих технические возможности шасси и пожарного оборудования, запас огнетушащих средств и численность боевого расчета
Технические возможности ПА можно эффективно реализовать только при условии содержания их в исправном состоянии и обеспечении рационального температурного режима в пожарных депо, особенно в зимних условиях. Температура воздуха в гаражах должна быть не ниже 5°С. При таком условии обеспечивается надежный пуск двигателей, и при следовании на пожар они быстро прогреваются. Учитывая дорожные условия, интенсивность уличного движения и тепловое состояние двигателя, ПА при следовании на пожар развивают максимально возможную скорость движения.
Первичным тактическим подразделением в пожарной охране является отделение на автоцистерне (АЦ) или пожарном автомобиле насосно-рукавном (АНР). Эти пожарные автомобили являются технической основой вооруженности пожарных частей. В нашей стране они создаются на шасси грузовых автомобилей отечественного производства: УралАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, КамАЗ и др. Наши пожарные машины характеризуются хорошими ходовыми качествами, высокой надежностью в эксплуатации и простотой обслуживания. Они сравнительно дешевы.
Автоцистерны составляют основу парка пожарных автомобилей.
Независимо от базового шасси все автоцистерны имеют:
1. насосные установки,
2. цистерны и баки для огнетушащих средств,
3. трубопроводную арматуру,
4. систему забора,
5. систему подачи пенообразователя.
Все перечисленные элементы соединены трубопроводами, образующими водопенные коммуникации.
Несмотря на существенные различия, все пожарные автомобили состоят из: шасси, емкостей для воды и пены, кузова, насоса, системы трубопроводов и кранов, отсеков для ПТВ (пожарно-технического вооружения).
Автоцистернами доставляется вода к месту пожара в цистернах, а пенообразователь в специальных баках. АЦ имеет емкости с запасом воды и пенообразователя. Для тушения пожаров можно также использовать воду из водоемов, водопроводных сетей, от других пожарных цистерн.
АНР имеют только запас пенообразователя, а воду забирают только из водоемов, водопроводных сетей или от других автоцистерн.
АЦ и АНР оборудуются системами забора воды, насосами с водопенными коммуникациями, трансмиссией к насосу, дополнительной системой охлаждения двигателя и приводами управления.
Автоцистерна может использоваться как самостоятельная боевая единица с забором пенообразователя из пенобака или постороннего резервуара и забором воды из цистерны, из водоема или из водопроводной сети.
Автоцистерна рассчитана на эксплуатацию в районах с умеренным климатом (исполнение У) при температуре окружающего воздуха от минус 40 до плюс 400С, категория 1 ГОСТ 15150.
Автоцистерны пожарные модели ПМ-524 на шасси КамАЗ:
АЦ - 7 - 40 (53213) – со стационарным лафетным стволом;
АЦ - 7 – 40/4 (53213) – с комбинированным насосом и стационарным лафетным стволом;
АЦ - 5 - 40 (4310) – со стационарным лафетным стволом;
АЦ - 7 – 40/4 (4310) – с комбинированным насосом и стационарным лафетным стволом предназначены для:
- тушения пожаров огнетушащими средствами;
- доставки к месту пожара боевого расчета пожарно-технического вооружения (ПТВ) и запаса огнетушащих веществ;
- подачи воды и воздушно-механической пены низкой и средней кратности через напорные рукава, ручные стволы, пеногенераторы, лафетный ствол при тушении очагов пожара.
Пример условного обозначения автоцистерны пожарной: «Автоцистерна пожарная АЦ - 7 – 40/4 (53213) ТУ 4854-154-21352393-95».
Где: АЦ – автоцистерна пожарная;
7 – вместимость цистерны, м.куб.;
40/4 – подача насосной установки;
40 л/с (ступень нормального давления);
4 л/с (ступень высокого давления);
53213 – модель базового шасси;
ТУ 4854-154-21352393-95 – обозначение технических условий.
Общая компоновка систем АЦ определяется размещением пожарного насоса. На современных пожарных автомобилях насосы устанавливают в отсеках кабин боевого расчета или в отсеке кормовой части.
Таблица 2.2
Для тушения пожаров на АЦ имеется запас воды и пенообразователя. В пожарной охране используются АЦ:
1. легкие с вместимостью цистерн до 2000л - АЦ-30(53А) 106Б, АЦ-ЗО(66) 146 и др.;
2. средние с запасом воды 2000...4000 л - АЦ-40(130)63Б, АЦ-40(131) 137 и др.;
3. тяжелые с запасом воды 4000...5000 л и пенообразователя 360л - Ц-1А, АЦ-40(43202) с дизелем, АЦ-40(133ГЯ)181А-01.
Вместимость цистерн и подача насосов на АЦ достаточны для тушения большинства пожаров. На крупных пожарах АЦ устанавливают на водоисточник или подают воду с помощью ПНС или АНР.