Международная ассоциация воздушного транспорта (иата)
ИАТА — неправительственная международная организация, членами которой являются более 140 авиационных предприятий разных стран. Ассоциация создана в 1945 г., местонахождение ее штаб-квартиры — Монреаль. Является правопреемницей Международной ассоциации воздушных перевозок, существовавшей с 1919 г. до второй мировой войны.
Основными целями ИАТА, согласно ее Уставу, являются содействие развитию безопасного, регулярного и экономичного воздушного транспорта в интересах народов мира, поощрение авиационной коммерческой деятельности и изучение связанных с этим проблем.
Высший орган ИАТА — ежегодное Общее собрание, которое избирает президента и членов Исполнительного комитета Ассоциации, рассматривает отчеты Исполкома, др. комитетов и должностных лиц, финансовый отчет за истекший год, а также утверждает бюджет на следующий год. Исполком — главный исполнительный орган ИАТА. Его состав (от 9 до 21 члена) избирается на три года и ежегодно обновляется на 1/3 Исполком назначает генерального директора, который ему подотчетен и осуществляет оперативное руководство деятельностью аппарата и постоянных органов ИАТА. Исполком может создавать комитеты по различным вопросам деятельности с последующим утверждением Общим собранием.
Большую роль в деятельности ИАТА играют Региональные конференции по перевозкам (зональные и межзональные), которые собираются два раза в год. Весь земной шар поделен ИАТА на три зоны:
1 - я—страны Америки;
2- я— Европа и Африка,
3-я— Азия (кроме Ближнего Востока), Австралия и Океания.
ИАТА разрабатывает рекомендации по уровню, построению и правилам применения тарифов, единые общие условия перевозок, в том числе стандарты обслуживания пассажиров, ведет работу по обобщению и распространению экономического и технического опыта эксплуатации авиалиний, включая стандартизацию и унификацию перевозочной документации и коммерческих соглашений, согласование расписаний и т.п. Фактически обязательную силу имеют только решения ИАТА по техническим вопросам. Решения по экономическим и финансовым вопросам носят характер рекомендаций и могут быть отклонены правительствами стран, авиапредприятия которых входят в ИАТА.
Члены ИАТА делятся на действительных (входят в Общее собрание с правом голоса) и ассоциированных (без права голоса). Действительным членом может быть любое авиапредприятие, занятое в международных воздушных сообщениях. Авиапредприятия, совершающие исключительно внутренние перевозки могут быть только ассоциированными членами ИАТА. Действительные члены, в свою очередь, делятся на «полных» (basic), участвующих во всех сферах деятельности ИАТА, и «частичных» (optional), в отношении которых допускается факультативное участие в деятельности ИАТА по разработке и установлению тарифов.
На Региональных конференциях по перевозкам авиапредприятия пользуются правом голоса в отношении таких тарифов, перевозка по которым является для них использованием прав третьей и четвертой «свобод воздуха». Не согласованные на конференциях тарифы рассматриваются с участием авиапредприятий непосредственно заинтересованных стран. В этом случае единогласия для принятия решения, как на конференциях, не требуется. Если соглашение все же не достигнуто, даже два перевозчика могут заключить соглашение о тарифе на конкретном маршруте. Однако такие ограниченные соглашения не должны противоречить действующему подрайонному соглашению,
В рамках ИАТА существуют Клиринговая палата (создана в 1947 г., находится в Лондоне) для взаимных расчетов между авиапредприятиями-членами и Контрольное бюро (учреждено в 1950 г., находится в Нью-Йорке) для контроля за соблюдением Устава Ассоциации, решений Общего собрания и Региональных конференций. За выявленные инспекторами бюро нарушеня авиапредприятия-члены могут быть подвергнуты таким санкциям, как предупреждение, выговор, штраф до 50 тыс. долл., и даже исключены из ИАТА. Деятельность Ассоциации финансируется в основном за счет членских взносов. ИАТА имеет консультативный статус при ЭКОСОС и сотрудничает со многими международными организациями.