Технология досмотра пассажиров, ручной клади, груза, почты и бортового питания.

Настоящие Правила производства досмотра и перечень лиц, имеющих право производить досмотр (далее - Правила) разработаны в соответствии со статьей 97 Закона Республики Казахстан "Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации Республики Казахстан", Чикагской (1944 года) Конвенции о Международной гражданской авиации. Правила определяют порядок досмотра ручной клади, багажа, грузов, почты, бортпитания, экипажа воздушного судна и личного досмотра пассажиров на внутренних и международных линиях, за исключением должностных лиц государства по специальному Перечню, утвержденному Правительством Республики Казахстан, а также лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом. Целью досмотра является обеспечение безопасности полетов, охрана жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей, наземного персонала, населения и средств аэропорта от актов незаконного вмешательства.
Досмотр на внутренних авиалиниях производится работниками службы авиационной безопасности (далее - САБ) аэропортов, на международных авиалиниях работниками САБ аэропортов, сотрудниками таможенных и пограничных органов Республики Казахстан, в соответствии с их компетенцией.
Досмотр ручной клади, багажа, личный досмотр пассажиров и членов экипажей воздушных судов, а также грузов, почты, бортпитания производятся для предотвращения незаконного провоза опасных грузов и предметов, установленных Перечнем опасных веществ и предметов, а также всех видов наркотиков, запрещенных пассажирам к перевозке на гражданских воздушных судах.

Досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров производятся по предъявлению билетов для полета.
При досмотре пассажиров проводится проверка документов, удостоверяющих личность пассажира и соответствие их перевозочным документам.
При досмотре применяются технические средства.
Досмотр в пункте досмотра пассажиров и их ручной клади (багажа) производится работниками подразделения досмотра САБ в количестве не менее четырех человек.
При регистрации пассажиров и багажа работниками соответствующих служб аэропорта (авиакомпании) и при досмотре пассажиров и багажа, в зависимости от используемой схемы обслуживания пассажиров, производится опрос пассажиров о принадлежности багажа с целью исключения регистрации багажа, не принадлежащего пассажиру. В случае установления факта несоответствия принадлежности багажа пассажиру, а также получения данных о доступе к багажу посторонних лиц, немедленно уведомляется подразделение досмотра САБ аэропорта для более тщательного досмотра багажа.
В качестве дополнительной меры по обеспечению авиационной безопасности может производиться выборочный личный досмотр пассажиров и досмотр их ручной клади вручную.
Личный досмотр пассажиров и досмотр их ручной клади вручную осуществляется в случаях, когда оборудование для досмотра отсутствует или неисправно, а также при обнаружении техническими средствами досмотра контуров и иных данных, свидетельствующих о возможном нахождении предметов, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте. В обычных условиях производится досмотр не менее 10 % пассажиров и ручной клади от общего числа пассажиров каждого рейса.

В условиях необходимости дополнительных мер по повышению авиационной безопасности в аэропорту при угрозе осуществления актов незаконного вмешательства или урегулирования ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства, процентное отношение досматриваемых вручную пассажиров определяется решением межведомственной аэропортовой комиссии по авиационной безопасности по согласованию с уполномоченным органом.
Пассажиры, уклоняющиеся от досмотра ручной клади, багажа и личного досмотра, не допускаются к перевозке.
При досмотре в целях безопасности организации гражданской авиации руководствуются разделами 4.2 "Досмотр пассажиров и ручной клади", 4.3 "Контроль за пассажирами, прошедшими досмотр", 4.5 "Багаж, перевозимый в грузовом отсеке", 4.6 "Меры обеспечения безопасности авиагруза", 4.7 "Безопасность бортпитания, сопутствующих средств и бортприпасов", добавлениями 22 "Досмотр пассажиров и ручной клади", 23 "Обслуживание потока пассажиров и досмотр в целях безопасности", 25 "Меры обеспечения безопасности авиагруза", 26 "Обеспечение безопасности бортпитания и бортприпасов" "Руководства по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства", издание - 6, 2002 года, Международной организации гражданской авиации, а также требованиями нормативных правовых актов Республики Казахстан.
Ответственность за организацию досмотра несут руководители аэропортов и руководители САБ.
Досмотру ручной клади, багажа и личному досмотру пассажиров должно предшествовать предложение пассажиру предъявить возможно имеющиеся у него опасные грузы и предметы, установленные Перечнем.
Все опасные вещества и предметы, которые запрещены к перевозке, ограничиваются в перемещении, а пассажир, у которого они обнаружены, передается сотрудникам органов внутренних дел для принятия решения в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Все опасные вещества и предметы, которые запрещены к перевозке, ограничиваются к дальнейшему перемещению, передаются провожающим пассажирам лицам или при их отсутствии учитываются САБ аэропорта и передаются работникам органов внутренних дел для их последующего изъятия.
Досмотр засланного и трансферного багажа производится по прибытии в аэропорт перед направлением на борт воздушных судов либо перед размещением в складские (либо иные) помещения аэропорта.
Досмотр ручной клади, багажа, находящихся при пассажире, производятся в его присутствии. В случаях, не терпящих отлагательств, досмотр такого багажа может быть произведен в отсутствие пассажира.
Досмотр багажа в отсутствие пассажира, связанный с необходимостью вскрытия багажа, производится по мотивированному решению (изложенному в письменном виде) руководителей аэропортов, их заместителей по авиационной безопасности, начальников САБ, начальников подразделений досмотра САБ аэропорта (городского аэровокзала), смен этой службы, подразделений транспортной полиции, дислоцированных в аэропортах, а в контролируемых зонах международных аэропортов, в которых осуществляется пограничный и таможенный контроль, - также начальников подразделений пограничных и таможенных органов.
В отсутствие указанных должностных лиц решение о производстве досмотра может быть принято лицами, замещающими их, в установленном порядке.
Досмотр багажа в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, производится в присутствии двух понятых с оформлением акта досмотра. Факт обнаружения в багаже, ручной клади или у пассажиров при досмотре веществ, грузов или предметов, запрещенных к перевозке на гражданских воздушных судах, а также досмотр багажа в отсутствие пассажира, связанный с необходимостью вскрытия багажа, оформляется актом и регистрируется в специальном журнале.
Личный досмотр пассажиров производится в пределах, необходимых для обнаружения веществ, грузов и предметов, запрещенных к перевозке на гражданских воздушных судах по признакам контрольной проверки техническими средствами, а также по мотивированному решению должностных лиц службы авиационной безопасности и правоохранительных органов.
Перед проведением личного досмотра пассажира специалистами подразделения досмотра САБ аэропорта производится регистрация в журнале с указанием даты, номера рейса, времени проведения досмотра, фамилии, имени, отчества пассажира, его гражданства, номера удостоверения личности (паспорта), места жительства, а также фамилий, полного наименования должностей всех лиц, участвовавших в проведении досмотра, и номера акта о его результатах.
Результаты досмотра оформляются актом, подписываемым лицом, принявшим решение о производстве досмотра, лицом, производящим досмотр, и пассажиром.
Личный досмотр пассажиров и досмотр багажа в отсутствие пассажира, связанный с необходимостью вскрытия багажа, имеют право производить должностные лица, указанные в пункте 6 настоящих Правил, а также по их поручению - старшие инспекторы (инспекторы) подразделений досмотра и безопасности САБ аэропорта, должностные лица подразделений транспортной полиции, а в контролируемых зонах международных аэропортов, в которых осуществляется пограничный и таможенный контроль, также должностные лица подразделений пограничных и таможенных органов.
Досмотр ручной клади и багажа в присутствии пассажира производится по поручению должностных лиц, указанных в пункте 6 настоящих Правил, старшими инспекторами, младшими инспекторами, агентами досмотра подразделения досмотра САБ аэропорта, а в контролируемых зонах международных аэропортов, в которых осуществляется пограничный и таможенный контроль, - также должностными лицами подразделений пограничных и таможенных органов.
Личный досмотр производится только лицами одного пола с досматриваемым пассажиром в специально выделенных в аэропортах (городских аэровокзалах) помещениях, отвечающих требованиям санитарии и гигиены.
Запрещается производить в одном помещении одновременно личный досмотр нескольких пассажиров.
На гражданском воздушном судне, находящемся в полете, досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров могут производить по решению командира этого судна лица, входящие в состав экипажа. Досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров могут быть произведены, при необходимости, независимо от согласия пассажиров.

В случае, когда при личном досмотре пассажира или досмотре его ручной клади и багажа обнаружены опасные вещества, грузы и предметы, которые пассажир стремился незаконно провезти, пассажир несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

Перед загрузкой на борт воздушного судна груз, почта и бортовые запасы воздушного судна подвергаются предполетному досмотру различными видами и способами с применением технических и специальных средств, а также проведением контрольного взвешивания.

Предполетный досмотр и перевозка опасных грузов осуществляются в соответствии с требованиями Приложения 18 к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации "Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху" и Технических инструкций по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху (Doc 9284 AN/905 ИКАО).

Предполетный досмотр грузов проводится группой досмотра на участках грузового терминала в присутствии работника грузового склада.

При отсутствии возможности осуществить досмотр содержимого груза с использованием технических и специальных средств, с помощью ручного (контактного) метода или визуально, а также при поступлении информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на вылетающее воздушное судно по решению руководителя службы авиационной безопасности допускается:

выдержка груза до погрузки на борт воздушного судна в безопасных условиях в течение срока не менее двух часов сверх расчетного времени выполнения рейса этого воздушного судна до пункта назначения;

проверка груза в декомпрессионной камере в течение расчетного времени выполнения рейса этого воздушного судна до пункта назначения.

Груз, вызвавший подозрение, подвергается повторному предполетному досмотру с целью обнаружения в нем предметов и веществ, запрещенных к перевозке на борту воздушного судна.

Внешняя упаковка груза подлежит проверке. При повреждении (нарушении целостности) внешней упаковки груз к вылету не допускается.

По окончании предполетного досмотра груз маркируется номерными стикерами, проставляется отметка о досмотре в каждом экземпляре накладной и ведомости. О результатах досмотра вносится запись в журнал учета досмотренных грузов, почты и бортовых запасов воздушного судна (приложение N 6 к настоящим Правилам).

При обнаружении признаков взрывного устройства груз не вскрывается и не перемещается, а вызываются специалисты по взрывным устройствам - пиротехники.

Транзитный груз, прибывший в аэропорт, не досматривается повторно, если во время его нахождения на борту воздушного судна на территории аэропорта были соблюдены меры по предотвращению несанкционированного доступа к воздушному судну.

Трансферные грузы, почта и бортовые запасы воздушного судна подлежат обязательному предполетному досмотру в промежуточных аэропортах до их смешивания с досмотренными грузами, почтой и бортовыми запасами воздушного судна, для которых данный пункт перевозки является начальным.

Предполетный досмотр почтовых отправлений (корреспонденции) проводится в пункте досмотра в отделении перевозки почты аэропорта при получении (отправке), в пунктах досмотра грузового терминала или в пунктах досмотра аэровокзального комплекса без их вскрытия.

Дипломатическая почта, консульские вализы и приравненная к ним иная официальная корреспонденция должны иметь видимые внешние признаки (замки, сургучные печати, опечатанные бирки с указанием пункта назначения и отправки), а дипломатические курьеры должны иметь при себе курьерский лист.

При подозрении, что в дипломатическом отправлении (корреспонденции) находятся опасные предметы или вещества, запрещенные к перевозке на борту воздушного судна, дипломатическое отправление (корреспонденция) в присутствии полномочного дипломатического курьера подлежит предполетному досмотру с применением технических и специальных средств без вскрытия упаковки.

По окончании предполетного досмотра дипломатическое отправление (корреспонденция) маркируется номерными стикерами, в накладной, ее копиях и ведомости делается отметка о досмотре. О результатах досмотра вносится запись в журнал учета досмотренных грузов, почты и бортовых запасов воздушного судна (приложение N 6 к настоящим Правилам).

Обнаруженные в грузовом отправлении предметы и вещества, находящиеся в свободной продаже, но запрещенные к перевозке на борту воздушного судна, изымаются с оформлением акта обнаружения и изъятия из грузового отправления воздушного судна при производстве досмотра запрещенных к перевозке опасных грузов, предметов или веществ (приложение N 7 к настоящим Правилам) в двух экземплярах (или необходимом количестве).

Изъятые предметы и вещества с копией акта передаются грузоотправителю.

Груз (почтовое отправление) задерживается и к перевозке (выдаче) на борту воздушного судна не допускается при обнаружении в нем предметов и веществ, за незаконное изготовление, ношение и хранение которых предусмотрена уголовная ответственность.

Регистрация, доставка, погрузка грузов и почты на борт воздушного судна, сопровождаемых вооруженными военнослужащими и сотрудниками, указанными в пункте 95 настоящих Правил, осуществляются в соответствии с настоящими Правилами.

Предполетный досмотр бортовых запасов воздушных судов, аварийно-спасательных средств и бортового питания экипажа и пассажиров, бортового кухонного оборудования проводится в местах их комплектования специалистами групп досмотра в оборудованных пунктах досмотра с использованием технических и специальных средств.

Предполетный досмотр бортового питания воздушного судна проводится в присутствии экспедитора.

В случае необходимости и в порядке осуществления контроля руководитель службы авиационной безопасности имеет право проводить выборочную проверку бортовых запасов воздушного судна непосредственно перед загрузкой на борт воздушного судна с актом досмотра.

Акт досмотра составляется в двух экземплярах. Один экземпляр передается в цех предприятия питания, второй - в службу авиационной безопасности.

По окончании предполетного досмотра бортового питания воздушного судна каждый контейнер маркируется номерными стикерами, в накладной и ее копиях делается отметка о досмотре.

Контроль загрузки на борт воздушного судна грузов, почты, бортовых запасов, аварийно-спасательных средств и бортового питания осуществляется сотрудниками службы авиационной безопасности.

Груз, почта, бортовые запасы воздушного судна, аварийно-спасательные средства и бортовое питание воздушного судна не должны содержать предметы и вещества, запрещенные к перевозке на борту воздушного судна.

Наши рекомендации