Виды и особенности транспортных операций в товаропроводящей сети

ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ,

НАУКЕ И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СМОЛЕНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по профессиональному модулю «Управление логистическими процессами в закупках, производстве и распределении»

на тему: «Организация контроля за транспортными средствами в товаропроводящей сети»

Выполнила:студентка 3-го курса,

специальность 080214 «Операционная деятельность в логистике»,

группа 113 – ЛС

Лапыкина Ангелина Романовна

Подпись______________________

Руководитель:к.э.н., преподаватель ОГБОУ «Смоленский промышленно-экономический колледж»

Журавлева Юлия Анатольевна

Подпись____________________

Оценка _____________________

Дата _______________________

Смоленск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  
Глава 1. Теоретические основы транспортной логистики  
  1.1. Сущность, задачи и функции транспортной логистики  
1.2. Виды и особенности транспортных операций в товаропроводящей сети 1.3. Формы и методы организации контроля за транспортными операциями  
   
Глава 2. Контроль за транспортными средствами в товаропроводящей сети на примере ООО «ПромСтройОпт»    
2.1.Организационно-экономическая характеристика предприятия  
2.2.  
2.3.    
Заключение  
Список используемой литературы  

Введение

Сегодня руководители всех уровней власти – и чиновники, и руководители предприятий должны обладать информацией и владеть логистическими технологиями, позволяющими в первую очередь управлять рисками. В сущности, это экономический механизм процесса регулирования и принятия решений по снижению затрат, повышению производительности и качества продукции, а также услуг в интегрированной логистической цепочке.

Одной из необходимой части коммерческой деятельности разных видов предприятия является система товароснабжения, а одним из важнейших элементов товароснабжения является транспортировка товаров.

В коммерческой деятельности от транспорта (от поставок товаров) зависит не только скорость поставки товара от производителя к потребителю, но также целостность, качество, затраты на перевозку грузов.

Глава 1. Теоретические основы транспортной логистики
  1.1. Сущность, задачи и функции транспортной логистики

Транспорт - это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.

Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.[1]

Транспорт представляют как систему, состоящую из двух подсистем: транспорт общего пользования и транспорт не общего пользования.

Транспорт общего пользования - отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным (магистраль - основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае - в системе путей сообщения).

Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный.

Транспорт не общего пользования - внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем.

Организация перемещения грузов транспортом необщего пользования является предметом изучения производственной логистики. Задача выбора каналов товародвижения решается в области распределительной логистики.

Предметом транспортной логистики является комплекс задач, связанных с организацией перемещения грузов транспортом общего назначения.

Задачи транспортной логистики:

o выбор вида транспортного средства;

o выбор типа транспортного средства;

o совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;

o совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта) в случае смешанных перевозок;

o обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

o определение рациональных маршрутов доставки.

Транспорт органично вписывается в производственные и торговые процессы. Поэтому транспортная составляющая участвует во множестве задач логистики. Вместе с тем существует достаточно самостоятельная транспортная область логистики, в которой многоаспектная согласованность между участниками транспортного процесса может рассматриваться вне прямой связи с сопряженными производственно-складскими участками движения материального потока.

Транспортная логистика является важнейшей составляющей практической логистики. Это подтверждается хотя бы тем фактом, что добрая половина всех средств, затрачиваемых на процесс в целом, приходится именно на ее долю. В общем, нужно принять как аксиому то, что без транспорта логистика никак не сможет решить поставленных задач.

Основная функция транспортной логистики состоит в создании общей системы, позволяющей оптимизировать процесс перевозок. Для выполнения данной задачи требуется обеспечить участников процесса техническим и технологическим соответствием, используя при этом единые системы планирования, а также согласовать экономические интересы всех сторон.

Менее глобальные, но от этого не менее важные функции транспортной логистики заключаются в следующем.

Во-первых, это решение всех вопросов, связанных с планированием, организацией и выполнением перевозки товара от места, где его изготовили, до пункта назначения. Сюда же относится и оказание различных дополнительных услуг.

Во-вторых, это оформление всех необходимых документов, кроме того, юридическое сопровождение, различные финансовые, страховые и таможенные услуги, информационное обеспечение.

В-третьих, это регулировка объемов партий товара, организация всех разгрузочно-погрузочных работ, в том числе и упаковки, расфасовки, складирования. [2]

На данный момент, роль транспорта существенно меняется с развитием логистических систем в сфере логистики. В наших современных условиях дисциплина транспортного обслуживания определяется не интересами отдельного отправителя (получателя), а оптимальным соотношением расходов и прибыли в указанно цикле производства и потребления.

Виды и особенности транспортных операций в товаропроводящей сети

Товаропроводящая сеть предприятия (ТПС) - это структура, посредством которой юридическое лицо продвигает и реализует продукцию на внешних рынках, используя при этом объекты ТПС - торговые представительства, фирменные магазины, совместные предприятия, сервисные центры, консигнационные склады, торговые дома, официальных дилеров, дистрибьюторов.

Товаропроводящие сети являются внешними логистическими системами, которые решают задачи, связанные с управлением и оптимизацией материальных и сопутствующих потоков от их источников к пунктам назначения (конечного личного или производственного потребления) вне производственного технологического цикла.

В зависимости от конкретных видов транспорта, используемых в перевозках, различают морские, речные, воздушные, железнодорожные, автомобильные и трубопроводные сообщения.

Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др. Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта.[3]

Железнодорожные перевозки:

• наибольшая эффективность в использовании достигается при перевоз­ках на расстояние более 200 км;

• относительная дешевизна по отношению к автомобильным перевозкам;

• возможность доставки «до двери» за счет строительства подъездных путей к предприятиям;

• способность перевозить самую широкую гамму различных грузов;

• независимость от климатических условий.

Автомобильные перевозки:

• возможность доставки грузов от грузоотправителя до получателя без перегрузки, обеспечение высокой сохранности груза;

• большая мобильность и скорость перевозки;

• экономичность при перевозке товарно-штучных грузов на небольшие расстояния (до 200 км);

• ритмичность перевозки грузов без необходимости их накопления;

• ограниченность использования на большие расстояния при перевозке значительных партий грузов, зависимость от дорожной сети;

• дорогой вид транспорта при перевозках на большие расстояния.

Воздушные перевозки:

• высокая скорость доставки, сокращение (спрямление) пути, высокая сохранность груза в пути, возможность перевозки в отдаленные районы, где невозможны другие виды транспорта;

• дороговизна доставки, количественная ограниченность.

Транспортировка трубопроводом:

• низкая себестоимость транспортировки, герметичность труб, что фак­тически исключает потери грузов;

• высокий уровень автоматизации операций залива, перекачки и слива;

• обеспечение непрерывности подачи и транспортировки грузов.

«Оценка видов транспорта по критериям крупных отправителей»

Таблица 1.[4]

Вид транспорта Скорость Частота отправок Надежность Перевозочная способность Доступность Стоимость
Ж/Д
Водный
Автомобильный
Трубопроводный
Воздушный

Основным критерием выбора того или иного вида транспорта для предприятия выступает экономическая целесообразность и техническая возможность обеспечить транспортировку конкретного груза в срок, без потерь и с минимальными затратами. В тоже время различные виды транспорта взаимозаменяемы, и здесь уже все зависит от выбора самого грузовладельца.
1.3. Формы и методы организации контроля за транспортными операциями

Для достижения постоянной эффективности в любом виде производственно-хозяйственной деятельности необходимо иметь соответствующую систему контроля. Управление и контроль за транспортными перевозками не является исключением. Без эффективной и слаженной системы контроля транспортная логистическая система не может считаться полностью дееспособной.

Любое автотранспортное предприятие, должно иметь эффективную систему по контролю над работой транспорта. В наше время оно старается любым способом уменьшить затраты на содержание основного технологического оборудования, сделать его работу эффективной и надежной, чтобы обеспечить максимальную прибыльность бизнеса. Как раз эти вопросы и попадают в сферу контроля. Для предприятия понятие контроль, включает в себя несколько составляющих. Материальная - это контроль за расходованием топлива и смазочных материалов. Моральная - строгое соблюдение дисциплины труда. Это контроль за соблюдением скоростного режима, соблюдением графика движения, соблюдением маршрута движения, исключение «левых» рейсов и несанкционированных перевозок, и т. д.

Оперативное регулирование проявляется в разработке управленческих воздействий на перевозочный процесс с целью удержания его в рамках заданного плана. По этой причине необходим постоянный контроль за ходом перевозочного процесса — диспетчерирование, при помощи мобильных и прочих средств связи.

В настоящее время в мире эксплуатируется около 170 видов систем слежения и диспетчеризации автотранспорта, причем более половины для определения местоположения транспортных средств используют датчики спутниковой навигационной системы GPS/NAVSTAR, которая обеспечивает достаточно точное определение координат, курса и скорости объекта с указанием точного времени в практически любом месте земного шара круглосуточно.

В настоящее время разработано множество программ для транспортных компаний, позволяющих быстро и удобно решать задачи транспортной логистики.

Программы позволяют регистрировать, обрабатывать и контролировать заказы на грузоперевозки (автоперевозки и т.п.), решать транспортные задачи, вести журнал учета транспорта и водителей, журнал учета заявок и клиентов, оформлять заявки и путевые листы на фирменных бланках, печатать платежные документы на основании зарегистрированных заказов, осуществлять контроль движения грузов и транспорта, вести полноценный бухгалтерский учет затрат.

Для передачи радиочастотного сигнала используются технические и информационные возможности Международной спутниковой системы мобильной связи Inmarsat-C либо Европейской спутниковой системы мобильной связи Euteltracs, навигационной системы GPS/Navstar, низкоорбитальной системы GLOBALSTAR либо среднеорбитальной системы ICO Global.[5]

Существует два варианта мониторинга: online - с дистанционной передачей координатной информации и offline - информация считывается по прибытию на диспетчерский пункт. Современные системы мониторинга автотранспорта представляют собой совокупность элементов навигации, организации и анализа автоперевозок. Наибольший эффект от внедрения таких систем на предприятиях заказчиков состоит в значительном сокращении расходов на топливо в размере 15-40 %.

Данные системы GPS мониторинга эксплуатации транспорта предназначены для:

- слежения за транспортом

- оптимизации маршрутов и количества требуемого транспорта

- проведения объективной стратегии развития транспорта

- определения дисциплины (отклонение от маршрута следования) и квалификации водителей

- автоматизации операций, связанных с составлением отчётов

- оперативного реагирования на различные нештатные ситуации

Транспортные средства оснащаются бортовым оборудованием, состоящее из регистратора и других систем сбора информации (датчиков). Бортовое оборудование служит для регистрации и передачи бортовой телеметрии в диспетчерский центр для дальнейшего хранения, обработки и анализа. Информация обрабатывается программным обеспечением и предоставляется в виде текстовых и графических отчётов.

Картографические отчёты позволяют получать данные по:

- маршруту движения;

- отклонению от маршрута следования;

- месту и времени простоя транспорта;

- месту и времени заправок и сливов топлива;

- скоростным режимам;

Также, в соответствии с техническим заданием возможно подключение дополнительных датчиков:

- открытия/закрытия двери (кабины, контейнера и т.д.);

- датчика температуры охлаждающей жидкости;

- датчики давления масла;

- датчика загрузки транспортного средства;

- датчик температуры контейнера;

Очень важно производить контроль над транспортными операциями, так как перевозки являются неотъемлемой и очень важной частью в транспортной логистике.

Выводы по первой главе

Сегодня, роль транспорта существенно меняется с развитием логистических систем в сфере логистики.

Основные критерии выбора транспорта – это экономическая целесообразность и техническая возможность обеспечения транспортировки конкретного груза без лишних затрат, повреждений и во время.

Современно-развитые технологии слежения за перевозкой груза позволят транспортной операции проходить наиболее удобно и быстро как для потребителей, так и для самих производителей и перевозчиков.

Глава 2. Контроль за транспортными средствами в товаропроводящей сети на примере ООО «ПромСтройОпт»

Наши рекомендации