МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Кировский филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Московский государственный университет путей сообщения»

(Кировский филиал МИИТ)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Для реализации программы дисциплины

«Конструкция, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава (электроподвижной состав) (Автоматические тормоза подвижного состава)»

Задание на контрольную работу №1,2

для специальностей:

190623 01 (190304 01) Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (локомотивы)

190623 03 (190304 03) Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (вагоны)

заочное отделение

среднее профессиональное образование (базовый уровень)

(приложение к программе)

Киров

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа дисциплины «Автоматические тормоза подвижного состава» разработана в соответствии с обязательным минимумом содержания основной профессиональной образовательной программы по специальностям 190623 01 (190304 01) «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (локомотивы)», 190623 03 (190304 03) Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (вагоны) и раскрывает основные требования к знаниям и умениям, которыми должны обладать студенты в результате изучения указанного курса.

Материал предмета необходимо изучать в строгой последовательности и в точном соответствии с программой. Изучая тормозное оборудование подвижного состав и конструкцию тормозных приборов, следует четко уяснить их назначение, конструкцию и принцип действия. После этого можно приступить к изучению технологического процесса ремонта, порядка проверки, испытаний и ухода за ними в эксплуатации.

В результате изучения конкретного материала студент должен уметь объяснить по плакату или схеме устройство и действие того или иного тормозного прибора и тормозного оборудования в целом.

Дисциплина «Автоматические тормоза подвижного состава» изучается на 5 курсе по заочной форме обучения. По учебному материалу дисциплины выполняются две контрольные работы №1 и №2и ряд практических работ.

Излагаемый в контрольной работе материал следует иллюстрировать чертежами, эскизами, схемами. Чертежи необходимо выполнять с соблюдением требований ГОСТов, расчеты сопровождать соответствующими формулами, указывая их смысл, значение, а также размерность получаемых цифровых данных.

В конце методических рекомендаций помещены вопросы для самопроверки при подготовке к экзамену и список рекомендуемой литературы.

Цель контрольной работы – закрепить знания, полученные студентом при самостоятельном изучении дисциплины по рекомендуемой литературе.

Контрольная работа выполняется в соответствии с заданным вариантом в сроки, обусловленные учебным планом. Вариант контрольной работы определяется двумя последними цифрами шифра студента по таблице вариантов, которые помещены перед каждым заданием на контрольную работу.

Контрольная работа выполняется в отдельной тетради в клеточку черной или синей пастой. На контрольную работу наклеивается титульный лист с номером работы; наименованием предмета; фамилией, именем и отчеством студента и преподавателя; полным шифром студента и основой обучения. На первом листе контрольной работы записывается вариант студента и перечисляются соответствующие ему задания контрольной работы. Каждое задание выполняется с нового листа через клетку. В конце контрольной работы приводится список используемой литературы, а также дата выполнения и подпись студента.

После проверки работы преподавателем, студент должен выполнить работу над ошибками (если они имеются в работе). Работа над ошибками выполняется в той же тетради после рецензии преподавателя и сдается на повторную проверку.

Практические работы выполняются в период лабораторно-экзаменационных сессий под руководством преподавателя. Перечень практических работ указан в рабочей программе данной дисциплины. Отчеты по практическим работам составляются и оформляются по стандарту. Тетрадь с зачетом и отчёты по практическим работам студенты предоставляют на экзамен.

ТАБЛИЦА ВАРИАНТОВ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ №1

Задание на контрольную работу №1 составлено в 50 вариантах. Каждый вариант состоит из 4-х вопросов.

В соответствии с таблицей 1 необходимо по двум последним цифрам шифра выбрать номера контрольных вопросов, на которые необходимо дать ответы.

Таблица 1

Две последние цифры шифра Вариант Номера задач и вопросов Две последние цифры шифра Вариант Номера задач и вопросов
01 или 51 5 24 58 70 26 или 76 16 37 55 73
02 или 52 6 25 57 71 27 или 77 15 36 56 72
03 или 53 7 26 56 72 28 или 78 14 35 57 71
04 или 54 8 27 55 73 29 или 79 13 34 58 70
05 или 55 9 28 54 74 30 или 80 12 33 57 69
06 или 56 10 29 53 75 31 или 81 11 32 56 68
07 или 57 11 30 52 76 32 или 82 10 31 55 67
08 или 58 12 31 51 77 33 или 83 9 30 54 66
09 или 59 13 32 50 78 34 или 84 8 29 53 65
10 или 60 14 33 49 79 35 или 85 7 28 52 64
11 или 61 15 34 48 80 36 или 86 6 27 51 63
12 или 62 16 35 47 81 37 или 87 5 26 50 62
13 или 63 17 36 46 82 38 или 88 4 25 49 61
14 или 64 18 37 45 83 39 или 89 3 24 48 60
15 или 65 19 38 44 84 40 или 90 2 25 47 59
16 или 66 20 39 45 83 41 или 91 1 26 46 60
17 или 67 21 40 46 82 42 или 92 2 27 45 61
18 или 68 22 41 47 81 43 или 93 3 28 44 62
19 или 69 23 42 48 80 44 или 94 4 29 45 63
20 или 70 22 43 48 79 45 или 95 5 30 46 64
21 или 71 21 42 50 78 46 или 96 6 31 47 65
22 или 72 20 41 51 77 47 или 97 7 32 48 66
23 или 73 19 40 52 76 48 или 98 8 33 49 67
24 или 74 18 39 53 75 49 или 99 9 34 50 68
25 или 75 17 38 54 74 50 или 100 10 35 51 69

ВОПРОСЫ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ №1

Задачи 1-23

1. Начертите схему тормозной рычажной передачи тележки заданной серии локомотива (или вагона электропоезда) и нанесите на эту схему действующие при торможении силы: нажатия колодок, трения, тормозные силы и силы сцепления колесных пар с рельсами.

2. Подсчитайте, во сколько раз увеличится тормозная сила одной колесной пары заданного локомотива (или вагона электропоезда) при уменьшении скорости движения в заторможенном состоянии с начальной скорости Vн до конечной скорости Vк при чугунных колодках.

3. Подсчитайте силу сцепления колесной пары с рельсами и сделайте вывод о соблюдении условия безъюзового движения локомотива при конечной скорости Vк и расчетном давлении в тормозных цилиндрах на груженом режиме.

Необходимые данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

Номера вопросов Серия локомотивов Скорость в начале торможения, Vн, км/ч Скорость в конце торможения, Vк, км/ч
ВЛ23 ВЛ60 ВЛ8 ВЛ10 ВЛ11 ВЛ80с ВЛ80т ЧС2 ЧС2т ЧС4т ЧС6 ЧС7 ТЭ3 ТЭ10 ТЭП10 2М62 2ТЭ10Л ТЭП60 2ТЭ116 2ТЭ10М ЧМЭ3 ЭР2 (мотор) ЭР9М (мотор)

Задачи 24-43

1. Определите аналитическим методом расстояние от места начала торможения до места ограничения скорости движения на прямом участке пути.

2. Рассчитайте тормозную силу и мощность, развиваемую тормозной
силой при начальной и конечной скоростях движения.

3.Определите максимальную величину затяжного спуска в %, по которому может проследовать поезд заданной массы с постоянной (установившейся) скоростью равной Vн с использованием только электрического (рекуперативного или реостатного) тормоза.

4. Определите мощность, развиваемую локомотивом при электрическом торможении.

Примечание. При определении пунктов 3 и 4 для вариантов с тепловозной тягой (вопросы 34 – 43) принять электровозы, соответственно вопросам.

Например, вопрос 34: принять электровоз ВЛ8, соответствующий вопросу 24; вопрос 35: принять электровоз ВЛ10, соответствующий вопросу 25 и т.д.

Необходимые данные приведены в таблице 2.

Таблица 2

№№ воп-ро сов Серия локомотива Род поезда Ско-рость в начале тормо-жения, Vн, км/ч Скорость в конце торможе-ния Vк, км/ч Вели-чина спус-ка, % Мас-са сос-тава, mc, т Мас-са локо-мо-тива, mл, т Коли-чество ваго-нов, nв Расчетная сила нажатия колодок на ось, кН (тс)
ВЛ8 ВЛ10 ВЛ10У ВЛ11(3секц) ВЛ11(2секц) ВЛ80т ВЛ80р ВЛ82м ЧС2т ЧС4т ТЭ3 2ТЭ10Л 2ТЭ10В 3ТЭ10М 2ТЭ116 2ТЭ10М 2М62 2ТЭ116 ТЭП60 ТЭП70 груз. груз. груз. груз. груз. груз. груз. груз. пасс. пасс. груз. груз. груз. груз. груз. груз. груз. груз. пасс. пасс. -5 -6 -7 -8 -9 -8 -7 -6 -5 -6 -7 -8 -9 -8 -7 -6 -5 -6 -5 -6 98,1 (10) 137,3(14) 137,3(14) 137,3(14) 137,3(14) 137,3(14) 137,3(14) 137,3(14) 117,7(12) 117,7 12) 98,1 (10) 117,7 12) 117,7(12) 117,7(12) 117,7(12) 117,7(12) 98,1 (10) 117,7(12) 117,7(12) 117,7(12)

Вопросы 44-58

44. Опишите классификацию пневматических тормозов, объясните основные свойства и применение этих тормозов. Укажите, чем характе­ризуются тормозные процессы пневматических тормозов.

45. Укажите принципиальное отличие автоматического тормоза от неавтоматического (по действию и конструкции). Перечислите основные требования, предъявляемые к автоматическим тормозам Правилами техни­ческой эксплуатации железных дорог. Приведите поясняющие схемы.

46. Начертите унифицированную схему тормозного оборудования одной секции электровоза ВЛ11 и тепловозов 2ТЭ121 и ЗТЭ10М, опишите назначение основных приборов и их действие при зарядке, торможении и отпуске. Укажете отличие тормозного о6орудования одно - и двухсек­ционных грузовых тепловозов и электровозов.

47. Начертите схему тормозного оборудования электровоза ВЛ80т, опишите назначение основных приборов и их действие при зарядке, торможении и отпуске. Укажите различие в тормозном оборудовании тепловозов и электровозов.

48. Начертите схему тормозного оборудования электровоза ВЛ60к, опишите назначение основных приборов и их действие при зарядке, торможении и отпуске. Укажите различия в тормозном оборудовании с тепловозом ТЭП60.
49. Начертите схему тормозного оборудования электровозов ЧС2т и ЧС4т, опишите назначение основных приборов и их действие при зарядке, торможении и отпуске. Укажите различия в тормозном оборудовании с электровозами ЧС2 и ЧС4.

50. Начертите схему тормозного оборудования электровоза ВЛ10, опишите назначение основных приборов и их действие при зарядке, торможении и отпуске. Укажите различия в тормозном оборудовании с тепловозом 2ТЭ116.

51. Начертите схему тормозного оборудования тепловоза 2ТЭ116, опишите назначение основных приборов и их действие при зарядке, торможении и отпуске. Укажите различия в тормозном оборудовании с электровозом ВЛ10.

52. Начертите схему тормозного оборудования тепловоза ЧМЭЗ, опишите назначение основных приборов и их действие при зарядке, торможении и отпуске. Укажите различия в тормозном оборудовании с тепловозом ТЭМ2.

53. Начертите схему тормозного оборудования электропоездов ЭР2 и ЭР9П, опишите назначение основных приборов и их действие при зарядке, торможении и отпуске. Укажите различия в тормозном оборудовании с дизель-поездом ДР1П.

54. Опишите классификацию компрессоров, применяемых на локомотивах и мотор-вагонном подвижном составе. Начертите схему компрессорной установки и опишите назначение ее основных узлов.

55. Начертите схему компрессора типа Э-500, опишите его устройство, работу и приведите технические данные компрессора. От каких факторов зависит подача компрессоров локомотивов и как ее проверяют?

56. Начертите схемы регуляторов давления типа АК-11Б и ЗРД. Опишите устройство регуляторов и их действие. Для какой цели и каким образом на двухсекционных локомотивах, а также на локомотивах, работающих по системе многих единиц осуществляют синхронизацию работы компрессоров?

57. Начертите схему компрессора типа К-2 и приведите краткое описание устройства, его действие и технические данные. От каких факторов зависит подача компрессоров локомотивов и как ее проверяют?

58. Начертите схему компрессора типа КТ6 и приведите краткое описание устройства, его действие и технические данные. От каких факторов зависит подача компрессоров локомотивов и как ее проверяют?

Вопросы 59-84

59. Начертите схему и опишите действие крана вспомогательного тормоза локомотива усл. № 254 при торможении краном машиниста усл. № 394.

60. Начертите схему и опишите действие крана вспомогательного тормоза локомотива усл. № 254 при торможении и отпуске тормоза локомотива. Поясните назначение камеры объемом 0,3 л.

61. Начертите схему крана машиниста усл. № 394 и опишите его действие при ликвидации сверхзарядного давления в тормозной магистрали. Поясните назначение стабилизатора.

62. Начертите схему и опишите действие крана вспомогательного тормоза локомотива усл. № 254 при ступенчатом отпуске тормоза локомотива и заторможенном состоянии состава поезда.

63. Начертите схему крана машиниста усл. № 394 при II (поездном) положении ручки, опишите его устройство и действие. Поясните назначение уравнительного резервуара.

64. Начертите схему крана машиниста усл.№ 394, опишите его устройство и работу при ступенчатом и служебном торможении.

65. Начертите схему крана машиниста усл.№ 394 при I положении ручки и опишите его устройство и действие.

66. Начертите схему редуктора зарядного давления крана машини­ста усл.№ 394, опишите его назначение, устройство, действие и регулировку.

67. Начертите схему стабилизатора давления крана машиниста усл.№ 394, опишите его назначение, устройство, действие и регулировку.

68. Начертите схему крана машиниста усл.№ 394. Укажите, каково назначение III и IV положений ручки и опишите действие крана при этом. Укажите назначение обратного клапана.

69. Начертите схему крана машиниста усл.№ 395, опишите его устройство и действие при V и VI положении ручки.

70. Начертите схему крана машиниста усл.№ 334Э, опишите его наз­начение, устройство и действие при III и IV положениях ручки.

71. Опишите назначение крана двойной тяги, комбинированного крана, устройства № 367 блокировки тормоза сигнализатора отпуска тормозов, пневматического датчика № 418, электроблокировочного клапана № КЭ44 (Э-104Б) и автоматических пневматических выключателей управления (АВУ). Начертите принципиальные поясняющие схемы.

72. Начертите схему крана машиниста усл.№ 334Э, опишите его назначение устройство и действие при I, IIA и II положениях ручки.

73. Опишите устройство воздухораспределителя усл.№ 292 и его действие при зарядке тормозов.

74. Опишите устройство воздухораспределителя усл.№ 292 и его действие при ступенчатом служебном торможении.

75. Опишите устройство воздухораспределителя усл.№ 292 и его действие при экстренном торможении.

76. Опишите устройство воздухораспределителя усл.№ 270-005 и его действие при зарядке тормозов.

77. Опишите устройство воздухораспределителя усл.№ 270-005 и его действие при ступенчатом служебном торможении.

78. Опишите устройство воздухораспределителя усл.№ 270-005 и его действие при отпуске тормозов. Укажите особенности отпуска тормозов на равнинном и горном режимах.

79. Опишите устройство воздухораспределителя усл.№ 483-000 и его действие при зарядке тормозов.

80. Опишите устройство воздухораспределителя усл.№ 483-000 и его действие при ступенчатом служебном торможении.

81. Опишите устройство воздухораспределителя усл.№ 483-000 и его действие при отпуске тормозов. Укажите особенности отпуска тормозов на горном режиме.

82. Опишите назначение, устройство и принцип действия автоматических регуляторов режима торможения. Приведите поясняющие схемы.

83. Опишите назначение, классификацию, устройство и принцип действия тормозных рычажных передач. Приведите поясняющие схемы.

84. Опишите назначение, устройство и принцип действия регуляторов тормозной рычажной передачи. Приведите поясняющие схемы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ №1

Задачи 1-23

Пункт 1

При ответе на первый пункт вопроса надо использовать материал учебника или справочника по тормозам. Схему вычерчивать достаточно крупно и четко.

Примечание. Схема тормозной рычажной передачи электровоза ЧС4т аналогична схеме электровозов ЧС2 и ЧС2т (рис.247 в справочнике по тормозам).

Пункт 2

Тормозная сила колесной пары подсчитывается по формуле:

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru , кН

где МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru к – коэффициент трения между колодкой и колесом

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru К – сумма сил нажатий колодок на ось (кН).

Расчетное давление в тормозном цилиндре

на грузовых локомотивах Рц=0,38 МПа

на пассажирских локомотивах Рц=0,40 МПа (скоростной режим не учитывать).

Поэтому, сумма сил нажатий колодок на ось одинакова в начале и в конце торможения. Соотношение тормозных сил будет зависеть от соотношений коэффициентов трения и, в конечном счете, от соотношения скоростей.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru

Для стандартных чугунных колодок коэффициент трения подсчитывается по формуле:

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru

Тогда окончательная формула соотношения тормозных сил примет вид:

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru

Пункт 3

В этом пункте необходимо подсчитать тормозную силу одной колесной пары и силу сцепления колесной пары с рельсами при конечной скорости движения. Условие безъюзового движения будет соблюдаться, если

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru , кН

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru

где, К – нажатие на одну тормозную колодку, кН

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru , кН

где, МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru площадь поршня тормозного цилиндра, м2

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru – диаметр цилиндра, м

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru – давление сжатого воздуха в тормозном цилиндре, МПа

Для грузовых локомотивов принять расчетное давление в тормозном цилиндре – 0,38 МПа, для пассажирских – 0,40 МПа.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru МПа – давление в цилиндре, необходимое для преодоления сопротивлений в рычажной передаче и прижатия колодок к колесам.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru – передаточное число рычажной передачи.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru – КПД рычажной передачи.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru = 0,98 – КПД тормозного цилиндра

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru – количество колодок, на которое передается усилие от одного тормозного цилиндра.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru , кН

где, mо – количество тормозных колодок на ось.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru , кН

где, МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru ,

расчётный коэффициент сцепления колёс с рельсами.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru , кН – нагрузка от колёсной пары на рельс (осевая нагрузка).

где, mc – масса локомотива, т

g – 9,81 м/с2

noc – количество осей локомотива

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru - функция скорости, параметры которой зависят от типа подвижного состава.

Для локомотива при скорости 20 км/ч МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru =0,76

(справочник по тормозам, рис 320).

Необходимые для расчета данные представлены в таблице 3.

Таблица 3

№№ вопросов Серия локомотива Передаточное число, n Количество колодок, на которое передается усилие от одного цилиндра mц Диаметр тормозного цилиндра в метрах (дюймах) Количество колодок на ось, mо Расчетная масса локомотива, mл, т Количество осей локомотива, nос К.п.д. рычажной передачи, nn
ВЛ23 ВЛ60 ВЛ8 ВЛ10 ВЛ11 ВЛ80С ВЛ80т ЧС2 ЧС2т ЧС4т ЧС6 ЧС7 ТЭ3 ТЭ10 ТЭП10 2М62 2ТЭ10Л ТЭП60 2ТЭ116 2ТЭ10М ЧМЭ3 ЭР2 (мотор) ЭР9 (мотор) 9,06 7,02 8,10 5,76 5,76 5,76 5,76 6,29 6,29 9,74 6,95 7,62 11,03 15,1 15,1 10,77 15,1 5,33 7,8 7,8 5,4 6,3 6,3 0,356 (14) 0,356 (14) 0,254 (10) 0,254 (10) 0,254 (10) 0,254 (10) 0,254 (10) 0,305 (12) 0,305 (12) 0,254 (10) 0,305 (12) 0,305 (12) 0,254 (10) 0,254 (10) 0,254 (10) 0,254 (10) 0,254 (10) 0,254 (10) 0,203 (8) 0,203 (8) 0,254 (10) 0,254 (10) 0,254 (10) 0,90 0,80 0,95 0,85 0,85 0,85 0,85 0,90 0,90 0,90 0,90 0,90 0,90 0,90 0,90 0,90 0,90 0,88 0,90 0,90 0,88 0,90 0,90

Задачи 24-43

Пункт 1

Рассмотрим определение тормозного пути в Международной системе единиц (СИ) и в системе единиц, определяемых Правилами тяговых расчетов (ПТР).

Международная система

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru

где, МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru , м – подготовительный путь (предтормозной).

где, МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru , км/ч – скорость движения поезда в начальный момент торможения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru , с – время подготовки тормозов к действию.

Время подготовки тормозов к действию зависит от длины поезда, типа тормозов и типа воздухораспределителя, тормозной силы поезда и уклона на пути подготовки тормозов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru , сек. - грузовые составы длиной 200 осей и менее.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru , сек. - грузовые составы длиной более 200 осей до 300 включительно.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru , сек. - пассажирские поезда с ЭПТ.

где, i – величина уклона в %

g = 9,81 м/с2 – ускорение свободного падения

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru - удельная тормозная сила, Н/т

где, МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru - расчетный коэффициент трения чугунной колодки стандартной колодки.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru - скорость движения поезда в начале торможения, км/ч

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru - расчетный тормозной коэффициент

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru - для грузового поезда.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru - для пассажирского поезда.

Для грузовых поездов на спусках до 20% тормозную силу и массу локомотива не учитывают, для пассажирских – расчетный тормозной коэффициент подсчитывается с учетом тормозного нажатия и массы локомотива.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru - сумма расчетных сил нажатия тормозных колодок состава, кН

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru - сумма расчетных сил нажатия тормозных колодок локомотива.

Расчетные силы нажатия тормозных колодок на ось локомотивов и вагонов в справочнике по тормозам таблицы 245, 246.

Нажатия указаны в тонно-силах, для перевода в кН необходимо указанные значения умножить на 9,81.

При определении пути действительного торможения скорость движения от МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru до МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru разбивается на расчетные интервалы по 10 км/ч и для каждого интервала определяется путь действительного торможения.

Суммируя эти пути, определяется МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru .

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru , м или МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru , м

где, МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru , МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru - начальная и конечная скорости движения в расчетном интервале, км/ч.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru - удельная тормозная сила, действующая на поезд, при средней для расчетного интервала скорости, Н/т

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru - расчетный коэффициент трения чугунной стандартной колодки при средней, для расчетного интервала скорости.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru - расчетный тормозной коэффициент, рассчитан при определении МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru .

i – величина спуска, подставляется в формулу со знаком минус.

Необходимо помнить, что полная величина расчетного тормозного коэффициента реализуется только при экстренном торможении.

В расчетах при торможении для остановки на станциях и раздельных пунктах, предусмотренных графиком движения поездов, а также при снижении скорости перед заранее известным местом ограничения скорости, используют служебное торможение с расчетным коэффициентом

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru - для грузовых поездов и

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru - для пассажирских поездов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru - основное удельное сопротивление движению поезда в режиме холостого хода (выбега или механического торможения), при средней скорости в расчетном интервале, Н/т.

Формулы для расчета сопротивления движению подвижного состава приведены в таблице 4.

Таблица 4

Тип подвижного состава и режим работы Основное удельное сопротивление движению, Н/т
на звеньевом пути на бесстыковом пути
Тепловозы, электровозы в режиме: Тяги Холостого хода Грузовые вагоны груженые: Четырехосные на подшипниках скольжения и шестиосные на подшипниках качения Четырехосные на подшипниках качения Восьмиосные на подшипниках качения Грузовые вагоны порожние: Четырехосные на подшипниках скольжения Четырехосные и шестиосные на подшипниках качения Пассажирские вагоны цельнометаллические на подшипниках качения   МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru   МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru     МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru     МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru     МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru   МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru   МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru   МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru   МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru     МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru     МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru   МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru   МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru     МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru

Все расчеты выполняются в тетради и заносятся в таблицу 5.

Таблица 5

Интервалы скорости км/ч МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru
               

ТАБЛИЦА ВАРИНТОВ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ №2

Задание на контрольную работу №2 составлено в 50 вариантах. Каждый вариант состоит из 4-х вопросов.

В соответствии с таблицей 6 необходимо по двум последним цифрам шифра выбрать номера контрольных вопросов, на которые необходимо дать ответы.

Таблица 6

Две последние цифры шифра Вариант Номера задач и вопросов Две последние цифры шифра Вариант Номера задач и вопросов
01 или 51 15 20 33 63 26 или 76 10 19 34 54
02 или 52 16 21 34 62 27 или 77 11 18 35 55
03 или 53 15 22 35 61 28 или 78 12 17 36 56
04 или 54 14 23 36 60 29 или 79 13 18 37 57
05 или 55 13 24 37 59 30 или 80 14 19 38 58
06 или 56 12 25 38 58 31 или 81 15 20 39 59
07 или 57 11 26 39 57 32 или 82 16 21 40 60
08 или 58 10 27 40 56 33 или 83 15 22 41 61
09 или 59 9 28 41 55 34 или 84 14 23 42 62
10 или 60 8 29 42 54 35 или 85 13 24 43 63
11 или 61 7 30 43 53 36 или 86 12 25 44 62
12 или 62 6 31 44 52 37 или 87 11 26 45 61
13 или 63 5 32 45 51 38 или 88 10 27 44 60
14 или 64 4 31 44 50 39 или 89 9 28 43 59
15 или 65 3 30 43 49 40 или 90 8 29 42 58
16 или 66 2 29 42 48 41 или 91 7 30 41 57
17 или 67 1 28 41 47 42 или 92 6 31 40 56
18 или 68 2 27 40 46 43 или 93 5 32 39 55
19 или 69 3 26 39 47 44 или 94 4 31 38 54
20 или 70 4 25 38 48 45 или 95 3 30 37 53
21 или 71 5 24 37 49 46 или 96 2 29 36 52
22 или 72 6 23 36 50 47 или 97 1 28 35 51
23 или 73 7 22 35 51 48 или 98 2 27 34 50
24 или 74 8 21 34 52 49 или 99 3 26 33 49
25 или 75 9 20 33 53 50 или 100 4 25 34 48

ВОПРОСЫ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ №1

Задачи 1-16

Грузовой поезд, имеющий состав массой mo (т) следует по участку с руководящим спуском i, %. Состав сформирован из следующих вагонов:

а) количество четырехосных вагонов на груженом режиме – А

б) количество четырехосных вагонов на порожнем режиме – Б

в) количество четырехосных вагонов на среднем режиме – В

г) количество рефрижераторных вагонов на среднем режиме – Г

д) количество восьмиосных вагонов на среднем режиме – Д

Фактическое количество осей ручного торможения в поезде - МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru .

Установленная скорость движения на участке - МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru , км/ч.

Проверьте обеспеченность поезда автотормозами и определите необходимое количество осей ручного торможения.

Замените недостающее количество осей ручного торможения тормозными башмаками.

Сделайте вывод о возможности следования поезда с указанной скоростью.

Необходимые исходные данные в таблице 7.

Таблица 7

Номера вопросов Характеристика грузового поезда и профиля
mc А Б В Г Д i, % nф МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru
- - - - - - - - - - - - - - - -8 -9 -11 -14 -12 -13 -9 -6 -8 -7 -10 -12 -9 -14 -12 -11

Задачи 17-32

Поезд следует по участку в тяговом режиме (без применения автотормозов, песочниц и звуковых сигналов).

Определите:

1. Подачу компрессора, м3/мин.

2. Мощность, потребляемую компрессором, кВт

3. Цикл работы компрессора при заданном поезде.

Исходные данные приведены в таблице 8.

Таблица 8

№№ вопро-сов Серия локомо-тива Количество и характеристика вагонов поезда
4х-осный вагон, 62т, МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru 4х-осный полувагон, 63т, МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru 4х-осная платформа, 62т, МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru 4х-осная цистерна, 60т, МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru 8-осная цистерна, 120т, МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ. Министерство транспорта Российской Федерации - student2.ru
ВЛ8 ТЭ3 ВЛ10 2М62 ВЛ80т 2ТЭ10Л ВЛ80с 2ТЭ10В ВЛ11 2ТЭ10М ВЛ10у 2ТЭ116 ВЛ60к 2ТЭ10В ВЛ80р 2ТЭ116 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Вопросы 33-45

33. Начертите схему электровоздухораспределителя усл. №305-000, опишите его устройство и действие при ступенчатом служебном торможении.

34. Начертите схему электровоздухораспределителя усл. №305-000, опишите его устройство и действие при ступенчатом отпуске.

35. Начертите принципиальную электрическую схему ЭПТ электро- или дизель-поезда и опишите его действие при поездном положении ручки крана машиниста.

36. Начертите принципиальную электрическую схему ЭПТ электро- или дизель-поезда и опишите его действие при положении ручки крана машиниста в положении перекрыши.

37. Начертите принципиальную электрическую схему ЭПТ электро- или дизель-поезда и опишите его действие при положении ручки крана машиниста в тормозном положении.

38. Начертите принципиальную электрическую схему двухпроводного ЭПТ и опишите его действие при II положении ручки крана машиниста усл. №395.

39. Начертите принципиальную электрическую схему двухпроводного ЭПТ и опишите его действие при перекрыше.

40. Начертите принципиальную электрическую схему двухпроводного ЭПТ и опишите его действие при ступенчатом торможении и отпуске тормозов краном машиниста усл. №395.

41. Опишите наименование механизмов (узлов) скоростемера 3СЛ-2М и их назначение. Укажите, что показывает и регистрирует на ленте скоростемер.

42. Начертите схему приборов автоматической локомотивной сигнализации непрерывного действия АЛСН с автостопом. Опишите ее устройство и действие.

43. Начертите схему расположения регистрирующих писцов с электромагнитами скоростемера. Опишите особенности расположения писцов и их назначение. Опишите пример расшифровки записей на диаграммной ленте скоростемера 3СЛ-2М.

44. Начертите схему приборов приемника (локомотивные устройства) автоматической локомотивной сигнализации непрерывного действия АЛСН с автостопом. Опишите устройство и действие.

45. Начертите схему электропневматического клапана усл. №ЭПК-150Е. Опишите его устройство и действие при зарядке и торможении.

Вопросы 46-63

46. Опишите сроки и объемы ремонта тормозного оборудования тягового подвижного состава ТПС.

47. Опишите испытание тормозного, оборудования тягового подвижного состава после ремонта.

48. Опишите технологический процесс ремонта и испытания тормозных компрессоров в объеме КР-1, ТР-3.

49. Опишите технологический процесс ремонта, испытания и регулировки кранов машиниста усл.№ 394. Начертите схему контрольно-испытательного стенда.

50. Опишите технологический процесс ремонта и испытания электропневматического клапана усл. № ЭПК-150И.

51. Опишите технологический процесс ремонта, испытания и регулировки крана вспомогательного тормоза усл. № 254. Начертите схему контрольно-испытательного стенда.

52. Опишите порядок приемки и подготовки тормозного оборудования локомотива перед выездом из депо под поезд.

53. Опишите технологический процесс полного и сокращенного оп­робования автотормозов. Укажите, в каких случаях оно выполняется.

54. Опишите обслуживание тормозов в пути следования и возможные неисправности тормозных приборов.

55. Опишите общие правила управления тормозами.

56. Опишите правила управления автотормозами в пассажирских поездах кранами машиниста усл. № 394,395.

57. Опишите правила управления электропневматическими тормозами в пассажирских поездах с локомотивной тягой.

58. Опишите правила управления электропневматическими тормозами в моторвагонных поездах.

59. Опишите правила управления автотормозами в грузовых поездах кранами машиниста усл.№ 394.

60. Опишите особенности управления тормозами в грузовых поездах массой более 6000 т и длиной более 350 осей.

61. Опишите управление тормозами на затяжных спусках.

62. Опишите особенности эксплуатации тормозов в зимних условиях.

63. Опишите основные причины заклинивания колесных пар и меры предупреждения их в зимнее время.

Наши рекомендации