III. Техническое обслуживание и ремонт вагонов
Для того чтобы вагоны были всегда в технически исправном состоянии проводится техническое обслуживание и ремонт вагонов.
1. ВИДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ:
ТО-1 – проводится в пункте формирования и оборота поезда, перед отправкой в рейс, а так же на промежуточных станциях – ежедневно – доскональный осмотр состава по техническим характеристикам;
ТО-2– проводится до 15 мая (подготовка вагонов к работе в летний период) и до 15 октября (подготовка вагонов к работе в зимних условиях) – замывка;
ТО-3 (ЕТР)– проводится каждые 6 месяцев после заводского или деповского ремонта.
2. ВИДЫ РЕМОНТА:
Деповской –проводится ежегодно;
Заводской или Капитальный бывает двух объемов:
I – через 4 года после изготовления вагона;
II – все последующие через 16 лет, если не понадобится внеочередной.
С просроченным ремонтом вагоны запрещено допускать к эксплуатации.
Если вагоны после ремонта стояли (не эксплуатировались), то следующий срок ремонта может бытьПО ПРОБЕГУ или ОТСРОЧКА (3 месяца), если вагоны в хорошем состоянии и нет замены.
УСТРОЙСТВО ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ
I. Ходовые части вагонов
Кузов вагона опирается на две тележки расположенные по его концам на равном расстоянии от середины кузова.
По числу осей тележки бывают: двухосные; трехосные – применяются на некоторых вагонах специального назначения.
Тележки
Тележка является основной частью вагона, от ее устройства и исправности зависит плавность хода вагона, скорость и безопасность движения.
Различают три типа тележек:
1. ЦМВ (на цельнометаллические вагоны) – практически не применяется. Год выпуска с 1950 по 1960 гг. Скорость движения до 120 км/ч. База тележки (по центрам осей колесных пар) – 2700 мм. Диаметр колеса – 1050 мм.
2. КВЗ-5 (киевский вагоностроительный завод). Год выпуска с 1960 по 1962 гг. Скорость движения до 140 км/ч. База тележки (по центрам осей колесных пар) – 2400 мм. Диаметр колеса – 950 мм.Отличительные особенности: Кузов вагона опирается на подпятник, между скользунами имеется зазор.
3. КВЗ-ЦНИИили ТВЗ-ЦНИИ типа I. Год выпуска с 1962 по 1990гг. Скорость движения до 160 км/ч. База тележки (по центрам осей колесных пар) – 2400 мм. Диаметр колеса – 950 мм. Подкатывают под вагоны (некупейные, купейные без кондиционирования воздуха, межобластного, межгосударственного и международного сообщения) с массой тары в экипировочном состоянии до 51±1,5т. Отличительные особенности: Увеличение скорости движения достигается за счет того, что кузов опирается на горизонтальные скользуны (две точки опоры у каждой тележки), между пятником и подпятником имеется зазор до 9 мм. Под надбуксовыми пружинами установлены амортизаторы (прессованная резина), установлен поводок удерживающий надрессорную балку от раскачивания во время движения поезда и при вписывании в кривые участки пути, и за счет поводка регулируются зазоры между вертикальными скользунами.
4. КВЗ-ЦНИИили ТВЗ-ЦНИИ типа II. Подкатывают под вагоны (купейные с кондиционированием воздуха, вагоны-рестораны, почтовые и багажные вагоны) с массой тары в экипировочном состоянии до 72т.Отличается от предыдущей – наличием двух гидравлических гасителей колебаний с каждой стороны и увеличенным диаметром пружин центрального подвешивания.
5. КВЗ-ЦНИИ-М. Вагоны с конца 1980-х годов выпускаются на этих тележках. Усовершенствованная тележка с удлиненными серьгами, с улучшенным коэффициентом плавности хода. Двухосная, бесчелюстная, с двойным рессорным подвешиванием люлечного типа, с буксами на подшипниках качения, с гидравлическими гасителями колебаний в центральном подвешивании. Взаимозаменяема с типовыми тележками, отвечает требованиям стандарта и может подкатываться под пассажирские, почтовые, багажные, специальные вагоны и вагоны-рестораны, эксплуатируемые на колее 1520 мм, массой тары в экипировочном состоянии до 72т.
2. Устройство тележек:
КВЗ-ЦНИИ типа I. (смотри рисунок)
1. Рама тележки – из мощных продольных и поперечных балок и брусьев сваренных в единое целое;
2. Пара колесная с буксами в буксах размещены подшипники;
3. Подвешивание буксовое
4. К раме тележки крепится тормозная рычажная передача;
5. Поводок;
6. Надрессорная балка на ней крепятся:
а. подпятник;
б. горизонтальные скользуны (7);
в. вертикальные скользуны.
8. Гидроамортизатор (гаситель колебаний) – гасит боковые колебания вагона. В зависимости от нагрузки кузова вагона устанавливаются: до 60 т – 1 гидроамортизатор; 70 и > тонн – 2 гидроамотизатора;
9. Центральное подвешивание;
10. Установка термодатчиков;
11. Шкворневое устройство, состоит из: пятника, подпятника; шкворня. Позволяет тележке свободно поворачиваться, относительно кузова вагона, при вписывании в кривые участки пути.
II. Колесные пары.
1. Назначение и устройство колесных пар.
Колесная пара предназначена для направления и передвижения вагона по рельсовому пути. (I – буксовый узел)
Ось колесной пары состоит из (см. рисунок):
1. хвостовик с резьбой;
2. шейка оси колесной пары;
3. предподступичной части колесной пары;
4. подступичной части колесной пары, где напрессовано колесо;
Колесо состоит из: а) ступица; б) диск; в) обод; г) гребень; д) круг катания.
Расстояние между внутренними гранями колес должно быть: при скорости движения до 120 км/ч 1440±3 мм; при скорости движения от 120 км/ч до 140 км/ч 1440 (+3-1)мм.