Анализ выполнения объема работ
По эксплуатации в локомотивном депо
Цель работы.Знакомство с методами анализа показателей объёма эксплуатационной работы локомотивного депо. По каждому показателю определить изменение отчётных данных по сравнению с базисными, выявить причины этих отклонений, используя методы элиминирования.
Порядок выполнения работы
Заполнить таблицу 1, выписав значения необходимых показателей из таблицы исходных данных в «Базис» и «Отчёт». Определить степень изменения отчётных данных по сравнению с базисными по каждому показателю, занести результаты расчётов в таблицу 1 в графу «Отклонение». Если в результате расчёта получилось положительное число, его проставляют со знаком плюс, если отрицательное – со знаком минус.
Т а б л и ц а 1– Выполнение показателей объемов эксплуатационной работы
Показатель | Базис | Отчет | Отклонение | |
в абсолютных величинах ( + / –) | к базису, % | |||
1 Тонно-километры брутто в границах работы локомотивных бригад, млн: - грузовое движение - пассажирское движение - хозяйственное движение 2 Пробег локомотивов, тыс. лок.-км Грузовое движение - общий пробег - линейный пробег - пробег во главе поездов Пассажирское движение: - общий пробег - пробег во главе поездов 3 Локомотиво-часы маневровой работы, тыс. 4 Локомотиво-часы маневровой работы, тыс. |
Одним из показателей работы локомотивного депо является объем перевозок в тонно-километрах брутто. Он в значительной мере предопределяет затраты на перевозки пробежных и временных измерителей работы локомотивов: поездо-километров åNS, локомотиво-километров линейного åМSлин и общего åМSобщ пробега локомотивов, локомотиво–суток эксплуатируемого парка åМtэ.
Динамика этих показателей может отличаться от динамики тонно–километров брутто, так как на них оказывают влияние такие качественные показатели, характеризующие эффективность использования локомотивов: средняя масса поезда брутто Qбр, коэффициент вспомогательного bл, и общего bобщ пробега, среднесуточный пробег локомотивов Sл.
При построении факторной модели необходимо последовательно умножать или делить показатели, получая на каждом шаге показатели, имеющие экономический смысл.
Схема анализа будет выглядеть так:
åMSгл
ê
åMsлин
ê
åMsобщ
ê
åMtэ
Аналитические формулы взаимосвязи:
åMSгл = åNS = / Qбр; (1)
åMSлин = åMsгл / (1 – bл) = / Qбр) / (1 – bл); (2)
åMsобщ = åMSгл / (1 – bобщ); (3)
åMtэ = åMSлин / Sл. (4)
Оценку влияния рассматриваемых факторов на результативный показатель можно выполнить способом корректировок и способом относительных величин. Последовательность анализа указана в скобках рядом с рассматриваемым показателем. В соответствии с формулой (1.) влияние на пробег локомотивов во главе поездов изменения объема работы в тонно-километрах брутто способом корректировок можно определить так:
,
а влияние изменения средней массы поезда брутто
..
Проверим правильность расчета при помощи баланса отклонений
На основе выполненных расчетов мы можем сделать вывод о величине абсолютных отклонений под влиянием рассматриваемых факторов. Но этого недостаточно, поэтому мы должны охарактеризовать выявленные изменения и в относительных величинах. Для этого воспользуемся способом относительных величин.
Влияние на пробег локомотивов во главе поездов, изменения объема работы в тонно-километрах брутто, %, можно определить так:
а влияние изменения среднего веса поезда брутто, %,
Проверим правильность расчета при помощи баланса отклонений:
Проанализируем изменения линейного пробега локомотивов (формула (2)) под влиянием пробега локомотивов во главе поездов и коэффициента вспомогательного линейного пробега. На изменение линейного пробега локомотивов будет влиять изменение таких качественных показателей, как средняя масса поезда брутто Qбр и процент вспомогательного линейного пробега bл:
Определим изменения линейного пробега под влиянием средней массы поезда брутто Qбр, процента вспомогательного линейного пробега в относительных величинах, %.
Проанализируем изменение общего пробега локомотивов åMSобщ в соответствии с формулой (3), под влиянием средней массы поезда брутто Qбр и коэффициента вспомогательного общего пробега сначала в абсолютных величинах:
а затем в относительных:
Локомотиво-сутки эксплуатируемого парка локомотивов рассчитываются по формуле (4).
Изменение локомотиво-суток под влиянием массы поезда брутто Qбр
Изменение локомотиво-суток под влиянием процента вспомогательного пробега локомотивов
Изменение локомотиво-суток под влиянием среднесуточного пробега локомотивов
Определим изменение локомотиво-суток эксплуатируемого парка под влиянием массы поезда Qбр, процента вспомогательного линейного пробега локомотитвов bл, среднесуточного пробега локомотивов Sл в относительных величинах.
Результаты расчетов необходимо свести в таблицу 2.
Т а б л и ц а 2 – Изменение результативных показателей под влиянием качественных факторов
Показатель | Результаты сравнения показателей | |||||||||
в абсолютных величинах | в процентах | |||||||||
всего | в том числе | всего | в том числе | |||||||
Qбр | bл | bобщ | Sл | Qбр | bл | bобщ | Sл | |||
1 Грузовое движение Пробег локомотивов во главе поездов Линейный пробег Общий пробег Локомотиво-сутки 2 Пассажирское движение Пробег локомотивов во главе поездов Общий пробег Локомотиво-сутки |
По результатам анализа следует дать краткое заключение.
Анализ объема работы локомотивов в пассажирском движении производится по той же методике и в той же последовательности, что и для грузовых перевозок. Результаты расчетов заносятся в таблицу 2, после чего дается краткое заключение о степени влияния качественных факторов на результативный показатель.
ЗАДАНИЕ № 2
Анализ выполнения