Классификация автомобильных дорог
Дороги во всем мире разнообразны, существуют различные классификации. Финансирование строительства дорог и ремонта дорогпроизводится из бюджетов разного уровня в зависимости от назначения автомобильной дороги. Но в независимости от того какого подчинения дорога дорожное строительство должно проводиться на высоком уровне. Ведь от того как были проведены дорожные работы: асфальтировка или ремонт дорожного покрытия, и от того какой был использован материал при строительстве дорог зависит качество дорог и срок их службы.
Европейские маршруты — часть единой европейской транспортной системы, имеют префикс E и номер, частично совпадают с участками федеральных автомагистралей.
Автомобильные дороги федерального значения — имеют префикс M и номер, финансируются из федерального бюджета.
Автомобильные дороги регионального значения — имеют префикс A и номер, финансируются из бюджетов субъектов федерации.
Автомобильные дороги межмуниципального значения — имеют префикс P и номер, финансируются из муниципальных бюджетов.
Прочие дороги местного значения — имеют префикс H и номер.
Техническая классификация дорог в России устанавливается согласно ГОСТ Р 52398-2005 "Классификация автомобильных дорог.
Основные параметры и требования" (он устанавливается на дороги общего пользования).
Класс автомобильной дороги - характеристика автомобильной дороги по условиям доступа на нее.
Техническая классификация автомобильных дорог - разделение множества автомобильных дорог по классификационным признакам на классы и категории.
Категория автомобильной дороги - характеристика, отражающая принадлежность автомобильной дороги соответствующему классу и определяющая технические параметры автомобильной дороги.
Доступ на автомобильную дорогу - возможность въезда на автомобильную дорогу и съезда с нее транспортных средств, определяемая типом пересечения или примыкания.
Большое значение при такой классификации имеют следующие параметры: среднесуточная интенсивность дороги в расчетный год, расчетная скорость, пропускная способность одной полосы движения и обеспечение безопасности движения. Пропускная способность - максимальное число автомобилей, которое без заторов может пройти через данный участок автомобильной дороги в течение определённого промежутка времени (например, за час). Расчетная скорость - скорость движения транспортного средства при хороших погодных условиях, при этой скорости инженеры-проектировщики учитывают устойчивость автомобиля от заноса, опрокидывания и раскачек, а так же обеспечивают безопасный остановочный путь. Интенсивность движения - количество транспортных средств, проходящих через данный отрезок дороги за условную единицу времени. Интересный факт, автомобильные дороги проектируются с учетом интенсивности движения автомобольного транспорта через 20 лет. При проектировании автомобильных дорог учитывают состав транспортного потока - чем больше грузовиков, тем сложнее условия движения. На дорогах России большое количество грузовых автомобилей, поэтому строительство дорог должно вестись очень тщательно на высоком техническом уровне с применением надежных материалов устойчивых к различным климатическим условиям, например таких как литой асфальт и др. Дорожное строительство в России развивается бурными темпами и включает в себя множество этапов: асфальтирование дорог, дорожно строительные работы, ремонт дорог. Применяются специальные мерроприятия по улучшению качества таких этапов как укладка дорог, ремонт дорог, асфальтировка благоустройство, укладка асфальта и многие другие.
Автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три класса:
- автомагистраль,
- скоростная дорога,
- дорога обычного типа (нескоростная дорога).
Автомагистраль - автомобильные дороги, имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
доступ на которые возможен только через пересечения в разных уровнях, устроенных не чаще, чем через 5 км друг от друга.
Скоростная дорога - автомобильные дороги, имеющие на всем протяжении многополосную проезжую часть с центральной разделительной полосой;
не имеющие пересечений в одном уровне с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
доступ на которые возможен через пересечения в разных уровнях и примыкания в одном уровне (без пересечения потоков прямого направления), устроенных не чаще, чем через 3 км друг от друга.
Дороги обычного типа - автомобильные дороги, не отнесенные к классам "автомагистраль" и "скоростная дорога", имеющие единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой; доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категорий IB, II, III не чаще, чем через 600 м, для дорог категории IV не чаще, чем через 100 м, категории V - 50 м друг от друга.
Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:
- количества и ширины полос движения;
- наличия центральной разделительной полосы;
- типа пересечений с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и
- пешеходными дорожками;
- условий доступа на автомобильную дорогу с примыканий в одном уровне.
Категория АД | Iа | Iб | II | III | IV | V |
Фактическая интенсивность движения (авт/сут) | >7000 | >7000 | 3000-7000 | 1000-3000 | 200-1000 | <200 |
Приведенная интенсивность движения (ед/сут) | >14000 | >14000 | 6000-14000 | 2000-6000 | 400-2000 | <400 |
Расчетная скорость движения, км/ч | ||||||
Количество полос (это уже в обе стороны), шт | 4-6 | 4-6 | 1(всего) | |||
Ширина полосы, м | 3,75 | 3,75 | 3,75 | 3,5 | 4,5 | |
Ширина разделительной полосы, м | - | - | - | - | ||
КУ р. полоса * | 1м | 1м | - | - | - | - |
КУ полоса **,м | 0,75 | 0,75 | 0,75 | 0,5 | - | - |
Ширина земляного полотна,м | 28,5 | 27,5 | ||||
Радиус кривой в повороте, м | ||||||
МАХ продольный уклон, промили |
По данным СНиП 20502-85
КУ р. полоса * - ширина краевой укрепительной полосы, размещенной на разделительной полосе.
КУ полоса ** - ширина краевой укрепительной полосы, размещенной на обочине дороги.
Укрепительная полоса это участок дороги, находящийся вне полос движения ТС, сделан из асфальто- или цементо-бетона. (типа такая обочина).