Определение минимального коэффициента использования вместимости
Экономики транспорта и логистики
Курсовой проект по предмету
«Основы экономики транспортных процессов»
Выполнил:
Студент группы М-107
Клечин А.Ю.
Проверил:
С.Н. Боярский
Екатеринбург 2014 г.
Содержание
1. Введение: 3
2. Теоретическая часть. Формирование нормативных затрат на перевозку пассажиров автомобильным транспортом по статьям расходов. 4
2.1. Общие положения. 4
2.2. Определение минимального коэффициента использования вместимости 6
2.2.1. Определение средневзвешенной цены за билет на маршруте. 6
2.2.2. Расчет выручки. 6
2.2.3. Значение минимального коэффициента использования вместимости из условия нулевой рентабельности: 6
3. Расчет минимального коэффициента использования. 7
вместимости автобуса для Северного направления. 7
3.1. Исходные условия для расчета. 7
3.2. Расчет себестоимости перевозок. 7
3.3. Расчет выручки. 14
3.4. Расчетное значение коэффициента использования вместимости автобуса: 15
4. Выводы.. 16
5. Список использованной литературы.. 17
1. Введение:
Целью данного курсового проекта является расчет рентабельности перевозки пассажиров и определение минимального коэффициента использования вместимости транспортного средства на междугородних маршрутах (направлениях). Перед нами при выполнении курсового проектирования поставлена задача по применению полученных компетенций, знаний и умений, в полном объеме формируемыми курсами таких дисциплин, как «Экономика предприятия транспорта» и «Экономика транспортных процессов», для определения условий эффективного функционирования транспортных систем предприятий, закрепления полученных ранее знаний, умений и навыков по профильным дисциплинам, приобретение навыков работы с научной и нормативной литературой и информационными и поисковыми системами.
Расчёт рентабельности перевозки пассажиров и определение минимального коэффициента использования вместимости транспортного средства на муждугородних маршрутах (направлениях) является одним из важнейших факторов при проектировании, и планировании новых междугородних маршрутных сетей. С помощью данных пассажиропотока этим методом определяется:
· рентабелен ли уже имеющийся маршрут, или стоит его продлить, уменьшить, изменить или убрать из-за нецелесообразности и перекинуть имеющиеся автобусы для выполнения работ на загруженные направления;
· каким классом автобусов следует перевозить пассажиров на данном направлении;
· имеет ли смысл создание нового маршрута.
Теоретическая часть. Формирование нормативных затрат на перевозку пассажиров автомобильным транспортом по статьям расходов
Общие положения
Методика расчета коэффициента использования вместимости подвижного состава пассажирского автомобильного транспорта составлена на базе основных нормативных документов, регулирующих данный вопрос в отрасли [1 – 4, 7 – 10], также в работе учтен опыт других субъектов РФ [5, 6]. Методика основана на базисном условии государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, осуществляемого в целях [4]:
- достижения баланса интересов потребителей транспортных услуг и интересов субъектов ценообразования, оказывающих услуги по перевозке пассажиров, обеспечивающего доступность этих цен для потребителей и эффективное функционирование субъектов ценообразования;
- обеспечения субъектам ценообразования, оказывающим услуги по перевозке пассажиров, независимо от организационно-правовых норм права равного доступа на рынок данных услуг.
Основным принципом расчета является принцип экономически обоснованных расходов (затрат). Обоснованными признаются расходы, складывающиеся в условиях эффективного функционирования перевозчиков, выраженные в денежной форме и оформленные в соответствии с действующим законодательством [3]. В соответствии с нормативным документом [3], регулирующий орган принимает меры, направленные на исключение из регулируемых тарифов избыточных и неэффективных расходов перевозчиков, вызванных привлечением ими избыточных ресурсов и (или) снижением эффективности функционирования (уровня загрузки подвижного состава).
К факторам, обусловливающим избыточные и неэффективные расходы, относятся:
1) превышение нормативного расхода топлива, электрической энергии и горюче-смазочных материалов (в расчете на 1 км пробега);
2) превышение нормативной численности персонала;
3) превышение планируемых цен (на топливо, горюче-смазочные материалы, электрическую энергию, запасные части, материалы, автомобильные шины) над рыночными или регулируемыми ценами, сложившимися в муниципальном образовании на отчетную дату с индексом – дефлятором на проектируемый период;
4) снижение уровня загрузки транспортных средств, учтенного в действующих тарифах или установленного по согласованию с администрацией муниципального образования с учетом программ оптимизации транспортного обслуживания.
В качестве исходной базы для установления величины минимально допустимого коэффициента использования вместимости подвижного состава при перевозке пассажиров всеми видами общественного транспорта в пригородном и междугородном сообщении в расчетном периоде принимаются нормативные затраты по видам сообщений, объем перевозок пассажиров и пассажирооборот [1, 2].
При разработке методики авторы исходили из следующих базовых понятий и условий:
Оценка экономической эффективности выбранного направления осуществляется на основе показателя рентабельности продукции, под которым понимается отношение прибыли к полной себестоимости;
В себестоимость перевозок (работ, услуг) автомобильного транспорта включаются текущие затраты трудовых и материальных ресурсов, затраты по воспроизводству основных производственных фондов, затраты, связанные с необходимым кадровым обеспечением, включая расходы на управление, обеспечение сохранности имущества, соблюдением необходимых требований по охране окружающей среды, выполнением и обязательств перед банком по предоставленным кредитам, налоги и сборы.
В себестоимость перевозок (работ, услуг) автомобильного транспорта при калькуляции по статьям затрат включаются следующие затраты:
а) затраты, непосредственно связанные с перевозками и производством других работ и услуг, в том числе:
заработная плата водителей автомобилей (грузовых, автобусов, легковых такси) и кондукторов автобусов;
отчисления на социальные нужды;
автомобильное топливо;
смазочные и прочие эксплуатационные материалы;
износ и ремонт автомобильной резины;
техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт автомобилей;
амортизация подвижного состава.
б) общехозяйственные расходы.
Расчет нормативных затрат на перевозку (расчет себестоимости) проводится для отдельного конкретного направления с установленным пассажиропотоком в соответствии с действующими нормативными документами [1 – 3, 7 – 13];
Величину себестоимости за год по направлению при перевозках автобусами каждой (i-той) марки и модели рассчитывается путем калькулирования вышеперечисленных статей затрат.
Расчет проводится отдельно по каждому классу автобусов, для каждого класса выбирается расчетный автобус;
Расчет выручки производится на основе среднесуточной эпюры пассажиропотока для заданного направления.
Определение минимального коэффициента использования вместимости