Порядок исчисления и уплаты таможенных платежей
Без четкой организации и функционирования системы взимания таможенных платежей невозможно успешное проведение таможенно-тарифного регулирования ВЭД. Бесспорно, в этом процессе возрастает роль каждой таможни как непосредственного исполнителя мер тарифного регулирования. Успешно выполнить отведенную таможне роль позволит хорошо отлаженная система начисления, взимания и контролирования поступления платежей.
Участник ВЭД (индивидуальный или коллективный субъект) и таможенный орган являются сторонами таможенного правоотношения в части обложения таможенными платежами. Как определить, рассчитать обьем уплачиваемых налогов и сборов? Для этого необходимо уяснить сущность таких понятий, как таможенный тариф, товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, таможенная стоимость.
Согласно ст. 1 Закона о таможенном тарифе, таможенный тариф представляет собой инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка российских товаров при его взаимосвязи с мировым рынком. Фактически таможенный тариф есть совокупность ставок таможенных пошлин. Ставки таможенных пошлин определяются Правительством РФ, которое и ввело в действие таможенный тариф. Определить же ставку таможенной пошлины на основании конкретного вида перемещаемого через таможенную границу товара можно посредством Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ст. 39 ТК).
Каждый перемещаемый через таможенную границу РФ товар обозначается 10-значным цифровым кодом. Часто отмечается, что «любая попытка составить исчерпывающий перечень товаров, которые являются предметом международной торговли, выглядит трудной задачей, поскольку современное производство предполагает огромное количество товаров со сходными или близкими характеристиками[21]. Но сделать это необходимо, поскольку именно характеристика товара (потребительские свойства, качество, степень его технической обработки) влияет на уровень ставки таможенной пошлины. Иными словами, чем лучше качество товара, тем выше ставка таможенной пошлины на него.
По общему правилу таможенные пошлины, НДС, акцизы, взимаемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу, исчисляются самостоятельно декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных платежей (таможенных пошлин, НДС, акцизов).
Из этого правила устанавливаются следующие исключения:
1) таможенные пошлины, НДС, акцизы на товары, которые пересылаются в международных почтовых отправлениях и в отношении которых не требуется подача отдельной таможенной декларации, исчисляются таможенными органами, осуществляющими таможенное оформление в местах международного почтового обмена (п. 3 ст. 295 ТК РФ);
2) при выставлении требования об уплате таможенных платежей в соответствии со ст. 350 ТК РФ исчисление таможенных пошлин, НДС и акцизов производится таможенным органом (п. 2 ст. 324 ТК РФ).
В соответствии со ст. 324 ТК РФ установлено, что исчисление сумм подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов производится в валюте РФ. Поскольку отдельные элементы налогообложения (например, ставка, таможенная стоимость) могут быть выражены в иностранной валюте, для того чтобы выполнить требование, содержащееся в п. 3 ст. 324 ТК РФ, потребуется пересчет иностранной валюты для целей исчисления таможенных платежей.
Для пересчета иностранной валюты в целях исчисления таможенных платежей должен применяться курс иностранной валюты к валюте РФ, устанавливаемой Банком России для целей учета и таможенных платежей и действующий на день принятия таможенной декларации таможенным органом. Одной из обязанностей, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, является обязанность лица уплатить таможенные пошлины, налоги в порядке и в сроки,предусмотренные ТК РФ (п. 1 ст. 319 ТК РФ). Согласно стандартному правилу 4.8 Генерального приложения к Киотской конвенции определение сроков уплаты таможенных пошлин и налогов является прерогативой национального законодательства государства.
ТК РФ 1993 г. устанавливал единый срок уплаты таможенных платежей — до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. В новом ТК РФ сроки уплаты таможенных пошлин, налогов различаются при ввозе и при вывозе товаров с таможенной территории РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 329 ТК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ таможенные платежи должны быть уплачены в сроки не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенному органу в месте их прибытия на таможенную территорию РФ либо со дня завершения внутреннего таможенного транзита товаров, если их декларирование производится не в месте прибытия. Указанный срок уплаты таможенных пошлин, налогов соответствует сроку, установленному п. 1 ст. 129 ТК РФ для подачи таможенной декларации. Однако продление срока подачи таможеннойдекларации (в соответствии с п. 2 ст. 129 ТК РФ по мотивированному обращению декларанта таможенный орган вправе продлить названный выше общий срок подачи таможенной декларации, если этот срок недостаточен для сбора декларантом необходимых документов и сведений) не влечет изменения срока уплаты таможенных платежей,
По общему правилу, установленному п. 2 ст.329 при вывозе товаров с таможенной территории РФ таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации.
Названные правила о сроках уплаты таможенных пошлин, налогов применяются в случаях, когда ввозимые или вывозимые товары помещаются под таможенные режимы, предусматривающие уплату таможенных пошлин, налогов (например, таможенные режимы выпуска товаров для внутреннего потребления, экспорта товаров). В случаях, когда таможенный режим товаров, не предусматривающий уплату таможенных пошлин, налогов (таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории, таможенного склада, реэкспорта и др.), изменяется на таможенный режим, одним из условий помещения товаров под который является уплата таможенных пошлин, налогов, указанные пошлины и налоги должны быть уплачены не позднее дня, установленного ТК РФ для завершения действия изменяемого таможенного режима. Например, согласно п. 1 ст. 223 ТК РФ таможенный режим таможенного склада завершается заявлением товаров к иному таможенному режиму. Таким образом, в случае изменения режима таможенною склада товаров на режим выпуска для внутреннего потребления таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее дня заявления товаров к помещению под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления.
При нарушении лицом ограничений на пользование и распоряжение товарами сроком уплаты считается первый день такого нарушения, а если его установить невозможно – день принятия таможенной декларации на такие товары.
При нарушении требований и условий таможенных процедур, влекущих обязанность уплатить таможенные платежи, сроком их уплаты признается день совершения такого нарушения, а при невозможности его определения — день начала действия соответствующей таможенной процедуры.
Допускается и досрочная уплата таможенных платежей авансом. В соответствии с ч. 1 ст. 330 ТК авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров. Внесенные таким образом средства являются имуществом субъекта ВЭД, и таможенный орган не вправе их расходовать самостоятельно.
Авансовые платежи не являются таможенными по нескольким причинам: во-первых, данный вид таможенных платежей не предусмотрен нормами таможенного законодательства, в частности ст. 318 ТК; во-вторых, эти платежи не перечисляются в федеральный бюджет, их учет ведется таможенным органом на отдельном субсчете; в-третьих, уплата платежей авансом есть лишь способ такой уплаты; в-четвертых, о расходовании авансовых платежей таможенный орган информирует плательщика. Авансовые платежи трансформируются в таможенные только тогда, когда плательщик распорядился денежными средствами путем подачи таможенной декларации либо подал заявление об их использовании[22]. Этот момент будет являться сроком уплаты таможенных платежей. Таким образом, аванс есть только форма уплаты таможенных платежей.
По требованию плательщика таможенный орган обязан представить ему отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, в письменной форме не позднее 30 дней со дня получения требования. В необходимом случае проводится совместная выверка расходования денежных средств. Ее результаты оформляются актом, который составляется в двух экземплярах, подписываетсятаможенным органом и плательщиком.
Таможенные пошлины и налоги подлежат уплате в кассу или на счет таможенного органа. По требованию плательщика таможенные органы обязаны выдать подтверждение такой уплаты в письменной форме. В отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, взимание таможенных платежей производится на основании бланка почтового перевода денежных средств, составленного должностным лицом таможенного органа. Эти суммы затем переводятся на счет таможенных органов. Уплата таможенных платежей может осуществляться и посредством таможенной карты, представляющей собой микропроцессорную банковскую карту, которая эмитируется кредитными организациями (банками-эмитентами) н является инструментом доступа к счету плательщика.
В исключительных случаях установленный срок уплаты таможенных платежей может быть перенесен, что означает предоставление плательщику отсрочки или рассрочки. Согласно ст. 64 НК, такими случаями являются:
- причинение плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
- задержка данному лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа:
- угроза банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога;
- имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога.
Статьей 334 ТК введены дополнительные основания предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин и налогов: перемещение скоропортящихся товаров. а также осуществление лицом поставок по межправительственным соглашениям
Под отсрочкой уплаты обязательных платежей, следует понимать изменение срока их уплаты с единовременной уплатой плательщиком суммы задолженности. Рассрочка представляет собой установление дополнитель- ного периода уплаты с поэтапным внесением плательщиком сумм задолженности, при этом составляется график сроков частичной уплаты таможенных платежей (периодические платежи) и их размер при каждом погашении.
Изменение срока уплаты таможенных платежей может предоставляться по одному или нескольким видам таможенных пошлин, налогов, а также в отношении всей суммы, подлежащей уплате, либо ее части. Обязательным условием при этом является обеспечение уплаты таможенных платежей с помощью залога (в том числе денежного), банковской гарантии, поручительства. Главная цель применения таких мер— не допустить возможную неуплату и в конечном итоге — перечислить денежные средства в федеральный бюджет. На сумму задолженности начисляются проценты по ставке рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период отсрочки или рассрочки.
Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки (в письменной форме) принимается в срок, не превышающий 15 дней со дня подачи заявления об этом. Оно доводится до заинтересованного лица. В нем указывается срок, на который предоставляется отсрочка или рассрочка (от одного до шести месяцев). Причины отказа указываются в решении.
Таможенный орган не допускает предоставления отсрочки или рассрочки исключительно в двух случаях; при возбуждении в отношении заинтересованного лица уголовного дела по признакам преступления, связанного с нарушениями таможенного законодательства, а также при возбуждении процедуры банкротства.
Принудительное взыскание таможенных платежей применяется в случае их неоплаты или неполной уплаты, если ответственное за это лицо не удовлетворило законное требование таможенных органов. | Принудительное взыскание невозможно, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты либо со дня наступления события, влекущего обязанность уплатить таможенные платежи. К запретам относятся также ситуации, когда размер таможенных пошлин и налогов в отношении товаров указанных водной таможенной декларации либо отправленных в адрес одного получателя в одно и то же время одним и тем же лицом, составляет менее 150 руб.
Просрочка платежа влечет уплату пени, начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты. Процентная станка пени принимается равной одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период просрочки (ч 2 ст. 349 ТК). Пени уплачиваются помимо сумм недоимки независимо от применения иных мер ответственности за нарушение таможенною законодательства РФ.
Срок уплаты пени — одновременно с уплатой сумм таможенных платежей или после этого, но не позднее одного месяца со дня такой уплаты.
До начала принудительного взыскания, не позднее 10 дней со дня обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты, таможенный орган обязан представить плательщику требование. Оно представляет собой письменное извещение о неуплаченной в установленный срок сумме платежей и об обязанности ее уплатить в срок не менее 10 рабочих дней и не более 20 дней со дня его получения.
Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика, поданному, согласно ч.2 ст. 355 ТК, в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. При обнаружении факта излишней уплаты (взыскания) таможенный орган обязан не позднее одного месяца со дня обнаружения такого обстоятельства сообщить плательщику о сумме излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей.
Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия по нему решения и собственно возврата не может превышать один месяц со дня подачи заявления заинтересованным лицом и представления необходимых документов. При нарушении таможенным органом указанного срока на сумму излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты по ставке рефинансирования ЦБ Российской Федерации за каждый день просрочки. Возврат денежных средств производится в валюте РФ.
Возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм по желанию пла-тельщика может производиться и в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате других таможенных платежей, пеней, процентов или штрафов.,
При наличии задолженности по уплате таможенных платежей, пеней и процентов таможенный орган вправе самостоятельно производить ее погашение за счет излишних денежных средств. Об этом он информирует плательщика в течение трех дней со дня осуществления зачета.
При возврате таможенных платежей проценты с них не выплачиваются (за исключением случаев нарушения сроков возврата таможенными органами) и суммы не индексируются.
Обеспечение уплаты таможенных платежей.Требованиями, установленными для определенных таможенных режимов, регламентируются условия, обеспечивающие уплату таможенных платежей. Таможенные органы, принимая решение о выпуске товаров, должны предпринять все меры, обязывающие субъекта ВЭД или иное заинтересованное лицо исполнить обязанности по уплате пошлин, налогов и сборок. При этом они заинтересованы в скорейшем возмещении убытков в случае неисполнения такого обязательства.
Обеспечение уплаты таможенных платежей возможно также при предоставлении отсрочки или рассрочки, перевозке и хранении иностранных товаров, осуществлении деятельности в области таможенного дела. Обеспечение уплаты таможенных платежей не предоставляется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов составляет менее 20 тыс. руб. В случае, когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены, обеспечение также не требуется.
Согласно ст. 340 ТК, уплата таможенных платежей может быть обеспечена следующими способами:
— залогом товаров и иного имущества;
— гарантией банка,
— внесением денежных средств в кассу, или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежным залогом);
— поручительством;.
В установленных правовыми актами случаях одним из способов обеспечения уплаты таможенных платежей может быть договор страхования.
Залог— одна из наиболее надежных мер обеспечения уплаты таможенных платежей.
Залоговые отношения носят гражданско-правовой характер и в целом регулируются нормами ГК РФ и Закона РФ «О залоге»[23]. Договор о залоге заключается в письменной форме. Он должен быть нотариально удостоверен лишь в случае, если предметом залога являются гражданские воздушные, морские и речные суда, подвижной состав железных дорог, а также если такая форма прямо предусмотрена законодательством РФ.
В качестве сторон договора о залоге выступают залогодержатель (таможенный орган) и залогодатель (как правило, субъект ВЭД). Зало-годателем всегда является лицо, которому предмет залога принадлежит на праве собственности или хозяйственного ведения. Залогодатель обязан страховать за свой счет предмет залога на его полную стоимость на случаи утраты, недостачи или повреждения вследствие аварии или действия непреодолимом силы.
В качестве предмета залога могут быть использованы товары, ввозимые на таможенную территорию РФ и иное имущество, которое может стать предметом залога в соответствии с гражданским законодательством. Не принимаются в качестве залога электрическая, тепловая и иные виды энергии; предприятия, здания, строения, сооружения, земельные участки, космические объекты, имущество, уже заложенное либо обремененное ранее; товары и транспортные средства, запрещенные к перемещению через границу; скоропортящиеся товары и некоторые другие[24].
Банковская гарантия как способ обеспечения уплаты таможенных платежей представляет собой обязательство определенного лица уплатить таможенным органам денежные суммы в случае, если они не будут уплачены субъектом ВЭД, в отношении которого предоставляется такая гарантия. В соответствии с ч. 1 ст. 342 ТК таможенные органы принимают гарантии, выданные банками, кредитными или страховыми организациями. Согласно ст. 368 ГК РФ, в силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате. Таким образом, плательщик таможенных платежей является принципалом, таможенный орган — бенефициаром, банк или страховая организация — гарантом.
Банковская гарантия используется в следующих случаях:
- при предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей,
- при помещении товарок под таможенный режим транзита.
- при доставке товаров под таможенным контролем.
Подтверждением наличия банковской гарантии является гаран-
тийный сертификат, который выдается таможней, принявшей такую
гарантию. Гарантийный сертификат выдается на каждую перевозку то-
варов на каждом транспортном средстве. Таким образом, количество сертификатов зависит от числа перевозок и транспортных средств.
Внесение денежных средств на счет таможенного органа осуществляется в валюте РФ или в иностранной валюте посредством безналичных расчетов, наличными деньгами в кассу таможенного органа или с помощью таможенных карт. Денежный залог может быть внесен плательщиком на счет таможенного органа в пользу третьего лица. За время хранения этих сумм на счете таможенного органа проценты на них не начисляются, индексация внесенных сумм не производится. Данный способ создает объективные сложности для субъектов ВЭД, так как ведет к «замораживанию денежных средств на счетах таможенных органов.
Денежный залог возможен при помещении товаров под таможенные режимы реэкспорта, транзита, при ввозе в страну доставляемых товаров с применением данной меры, при перемещении подакцизных товаров[25]. Эта мера применяется также в случае, если физическое лицо имеет намерение ввезти в страну транспортное средство. Для этого гражданин заранее, до выезда из России, обращается в таможенный орган по месту своего жительства и вносит на депозит сумму в размере от одной до пятнадцати тысяч евро в зависимости от даты выпуска и объема двигателя автомобиля[26]. Таким образом, денежные средства должны быть внесены заблаговременно, до фактического пересечения товарами таможенной границы РФ.
В подтверждение внесения денежного залога лицу, внесшему его, выдается таможенная расписка по установленной форме. Она не подлежит передаче другому лицу.
Лицо, внесшее денежные средства на счет таможенного органа, не вправе распоряжаться ими до завершения таможенного оформления товаров, за исключением случая отказа от ввоза товаров на таможенную территорию России.
Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством путем заключения договора между таможенным органом и поручителем. В соответствии со ст. 346 ТК в качестве поручителя могут выступать таможенные брокеры, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также иные лица.
Возврат обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов осуществляется не позднее трех дней после того, как таможенный орган удостоверится в исполнении обеспеченных обязательств, либо после прекращения деятельности, условием которой является такое обеспечение.
Возврат денежного залога обладает некоторыми особенностями, установленными ст. 357 ТК. При исполнении субъектом ВЭД обязательства заявление о таком возврате и таможенная расписка должны быть поданы в течение трех лет со дня, следующего за днем уплаты таможенных платежей. Возврат производится таможенным органом, на счет или в кассу которого сумма денежного залога была внесена. Денежный залог, как правило, возвращается и валюте платежа и в той форме (наличными или безналичными денежными средствами), которая использовалась при его внесении. При возврате сумм денежного залога проценты с них не выплачиваются, суммы не индексируются, а комиссионное вознаграждение по банковским операциям выплачивается за счет переводимых средств.