Выемка мягких и плотных пород карьерными мехлопатами

Наиболее рациональна выемка торцевым забоем при сквозной заходке, так как средний угол поворота экскаватора часто не превышает 90°, наиболее удобна подача транспортных сосудов под погрузку, минимальные простои из-за наращивания и перемещения транспортных коммуникаций.

При выемке фронтальным забоем средний угол поворота экскаватора возрастает до 110 - 140° и, кроме того, необходимы часты передвижки его из-за малой ширины забоя. Все это существенно снижает производительность экскаватора. Поэтому фронтальный забой применяют часто только при раздельной выемке мехлопатами в комплексе с автотранспортом.

Отличительной особенностью выемки мягких пород: постоянство высоты забоя, относительно легкие условия экскавации (по условиям копания, динамическим нагрузкам, ввиду отсутствия негабаритных кусков) и возможность применения ковшей увеличенной емкости.

Профиль забоя в мягких и плотных породах соответствует траектории движения ковша и имеет угол откоса 70 - 80°. Толщина срезаемых стружек составляет 0.2 – 1 м. При крутых траекториях, передвижках экскаватора по мере подвигания забоя на толщину одной-двух стружек (до 1 – 1.5 м – это длина забойного блока Р) и выборе определенного соотношения скоростей напора и подъема достигается рациональный режим черпания, исключающий трения лобовой стенки ковша о породу.

Высота забоя в мягких породах не должна превышать максимальной высоты черпания экскаватора во избежание образования нависей и козырьков. В сыпучих породах допускается увеличение высоты забоя до безопасного предела в зависимости от конкретных условий. Минимальная высота забоя, обеспечивающая наполнение ковша экскаватора за одно черпание, составляет не менее 2/3 высоты напорного вала экскаватора.

Положение экскаватора относительно забоя и ширина заходки определяются экскавируемостью породы и видом применяемого транспорта. Минимальное расстояние между нижней бровкой забоя и экскаватором по условию черпания (см. рис. 18.1) составляет Rч min – 0.5 ℓх (0.5 Сх), где ℓх и Сх – соответственно длина и ширина хода, а по условию поворота машины Rк – 0.5 Сх + m, где m – зазор, равный 0.4 – 0.6 м. Чтобы избежать преждевременного износа и поломок рукояти, черпание обычно производят при радиусе Rч = (0.7 – 0.8) Rч max, а разгрузку – при Rр = (0.8 – 0.9) Rр max.

Часть массива, которую может отработать экскаватор с одного положения, изменяя радиус черпания от минимального до максимального, является зоной черпания. Фактически отрабатываемая с одного положения зона черпания называется забойным блоком. К призабойному пространству относятся площадка установки экскаватора и зона разгрузки, ограниченная максимальным и минимальным радиусами разгрузки экскаватора (см. рис. 18.1).

При железнодорожном транспорте могут применяться продольные и диагональные нормальные и узкие заходки. Продольные заходки одновременно являются и панелями. Обычно применяют нормальные заходки для сокращения числа переукладок забойного пути. Ширина нормальной заходки ограничивается радиусом черпания экскаватора на уровне стояния. Различают внутреннюю и внешнюю части торцевого забоя (заходки). Ширина внутренней части (рис. 18.2) ℓ1 Выемка мягких и плотных пород карьерными мехлопатами - student2.ru Rч.у. Ширина внешней части ℓ2 принимают из условия нормального заполнения ковша без выталкивания породы из забоя. Это достижимо, если угол поворота экскаватора в сторону выработанного пространства не превышает 45°; при этом ℓ2 = 0.7 Rч.у. Ширина нормальной заходки Ан = 1.7Rч.у. Удаленную часть забоя часто отрабатывают с круговым поворотом экскаватора или с предварительной переэкскавацией породы в ближайшую часть забоя в период ожидания составов.

Выемка мягких и плотных пород карьерными мехлопатами - student2.ru

Рисунок 18.2 Схема к определению ширины нормальной заходки мехлопаты

При автомобильном транспорте применяют продольные заходки – панели или поперечные заходки. По ширине заходки могут быть нормальными (Ан = 1.7Rч.у), узкими (Ау < Ан) и широкими (Аш > Ан). Для подъезда автомашин может быть использовано выработанное пространство сбоку или позади экскаватора. Поскольку перенос и устройство забойных автодорог не требует больших затрат, а средний угол поворота экскаватора уменьшается и техническая производительность его увеличивается при сокращении ширины внутренней части забоя ℓ1, часто применяют узкие заходки шириной Ау = (0.7—1)Rч.у и двухстороннюю погрузку автосамосвалов.

Погрузка мягких пород на конвейеры осуществляется через бункера-питатели, вместимость которых в 1.5 раза более превышает емкость ковша экскаватора. Распространены сквозные продольные нормальные заходки-панели, когда бункер-питатель располагается сбоку от забойного конвейера или над ним (рис. 18.3, а). При наличии у бункера-питателя консольного конвейера длиной ℓб панель включает две-три нормальные заходки шириной Ан, отрабатываемые между передвижками забойного конвейера (рис. 18.3, б). При использовании бункера-питателя с консольным конвейером панель может отрабатываться и одной широкой заходкой; экскаватором производится выемка серповидных полос при обходе бункера-питателя по дуге, близкой к 180° (рис. 18.3, в). Панель может включать и две-три продольные широкие заходки или шесть – девять нормальных заходок, если дополнительно между забойным конвейером и бункером-питателем с консольным конвейером устанавливается перегружатель. При отработке панелей поперечными нормальными (рис. 18.3, г) или широкими (рис. 18.3, д) заходками максимальная ширина панели также зависит от вида перегрузочного оборудования

Выемка мягких и плотных пород карьерными мехлопатами - student2.ru

Рисунок 18.3 Типовые схемы сквозных заходок при погрузке породы мехлопатой на конвейер: Ан – нормальная ширина заходки; Шп1............... Шп5 – ширина панелей; ℓп – длина поперечного конвейера

Все рассмотренные случаи увеличения ширины заходок и панелей принципиально возможны и при погрузке мехлопатами горной массы в средства железнодорожного транспорта через промежуточные бункера-питатели и конвейерные перегружатели.

Верхняя погрузка в торцевом забое сквозной заходки мехлопатой с удлиненным рабочим оборудованием чаще применяется при железнодорожном транспорте. Заходки обычно нормальные ширина их Ан определяется так же, как при нижней погрузке (рис. 18.4).

Выемка мягких и плотных пород карьерными мехлопатами - student2.ru

Рисунок 18.4 Схема забоя мехлопаты при верхней погрузке

Максимальная высота забоя:

- по условию использования максимальной высоты разгрузки

Ну = Нр max – hв – е, (18.1) где hв – высота транспортного сосуда, считая от кровли уступа, м; е – безопасный зазор между кузовом и ковшом в момент разгрузки, м ( е = 0.5—0.7 м);

- по условию полного использования радиуса разгрузки

Ну = (RрН – Rч.у – C) tg α, (18.2) где RрН – радиус разгрузки при максимальной ее высоте, м; С – безопасное расстояние от оси пути до верхней бровки уступа, м (С = 2.5 - 3 м и более); α – угол откоса уступа, градус.

В устойчивых породах когда α = 60--70°, высота уступа ограничивается высотой разгрузки, а в мягких породах – радиусом разгрузки. Иногда для увеличения высоты уступа целесообразно применять узкие заходки. Для этого уменьшают ширину внутренней части заходки (м) до величины

1 = RрН – Ну ctgα – C (18.3)

При этом должно соблюдаться условие ℓ1 Выемка мягких и плотных пород карьерными мехлопатами - student2.ru Rк + m.

Тупиковые эксплуатационные заходки при железнодорожном транспорте применяют иногда при узких рабочих площадках, что не является нормальным. При автомобильном транспорте разворот автомашин может осуществляться в выработанном пространстве тупиковых широких заходок (Аш.т = 40—60 м); поэтому их довольно часто применяют в период разгона верхних уступов карьера после временной консервации, отгона нижнего уступа для нарезки следующего горизонта и т. д.

Тупиковые широкие заходки применяют и при конвейерном транспорте. Забойный конвейер устанавливают в выработанном пространстве заходки и по мере подвигания забоя периодически удлиняют с перемещением бункера-питателя. Широкие панели – широкой продольной заходки при использовании бункера-питателя без консоли (рис. 18.5, а), с консольным конвейером или перегружателем (рис. 18.5, б) определяется так же, как и при выемке широкими сквозными заходками.

Выемка мягких и плотных пород карьерными мехлопатами - student2.ru

Рисунок 18.5 Схемы тупиковых широких заходок при выемке мягких пород мехлопатой с погрузкой на конвейер:

Аш – ширина широкой заходки; Шп – ширина панели; ℓб – длина консоли

Траншейный забой является разновидностью торцового забоя при проведении траншей (рис. 18.6). При любом виде транспорта в сквозной либо тупиковых заходках по условиям экскавации нормальная ширина траншейного забоя Ау. тр = 2Rч.у, а минимальная ширина узкого забоя Ау.тр = 2(Rк + m). Фактическая возможная ширина траншей определяется с учетом размещения транспортного оборудования.

Выемка мягких и плотных пород карьерными мехлопатами - student2.ru

Рисунок 18.6 Схема траншейного забоя мехлопаты:

1 и 2 – борта траншеи при Аи.т и Ау.тр

Наши рекомендации