Летательные аппараты (ла) тяжелее воздуха

1. самолеты;

2. планеры;

3. самолеты снаряды;

4. ракеты;

5. вертолеты;

6. автожиры.

1. Самолеты – ла. тяжелее воздуха для полета в атмосфере с помощь двигателей и неподвижным относительно других частей аппарата крылом. Благодаря большой скорости, грузоподъемности, радиусу действия, надежности в эксплуатации, высокой маневренности, устойчивости и управляемости самолет стал основным средством передвижения в воздухе. Основные части самолета – это крыло, фюзеляж, шасси, оперение и силовая установка.

a) Крыло создает подъемную силу при движении самолета. Оно обычно неподвижно закреплено на фюзеляже, но у некоторых самолетов может поворачиваться относительно поперечной оси. На крыле установлены рули крена и элементы механизации крыла, то есть устройства способные увеличивать несущую способность и сопротивление крыла при посадке, взлете, маневре.

b) Фюзеляж служит для размещения экипажа, пассажиров, грузов и оборудования.

c) Шасси предназначено для передвижения самолета по аэродрому, поглощению энергии удара при посадке и на ем устанавливаются тормоза. Бывают шасси убирающиеся и неубирающиеся. Самолеты с убирающимися шасси имеют меньшее лобовое сопротивление, но тяжелее и сложнее в конструкции.

d) оперение служит для обеспечения устойчивости, управляемости и балансировки самолета. Оно обычно размещается позади крыла и состоит из подвижных и неподвижных поверхностей. Неподвижная часть горизонтального оперения называется стабилизатором, а вертикального килем. К стабилизатору шарнирно крепится руль высоты состоящий обычно из двух половин, а к килю руль управления. Рули отклоняются с помощью штурвальной колонки или ручки управления и педалей расположенных в кабине экипажа. Для облегчения пилотирования и повышение безопасности полета пассажирскими самолетами обычно управляют 2 пилота а в систему управления могут включаться автопилоты и бортовые вычислители. Уменьшение нагрузок действующих на рычаги управления пи отклонение рулей достигается при помощи гидравлических пневматических или электрических усилителей, а также устройствами аэродинамической компенсации. Управление самолетом когда воздушные рули не эффективны (полет сильно разряженный в атмосфере на самолетах вертикального взлета или посадки) осуществляется газовыми рулями. Систему управления воздушными рулями называют основной. Вспомогательные системы служат для управления двигателями триперами рулей люками шасси и тормозами.

e) Силовая установка самолета необходима для создания тяги . Она состоит из авиационных двигателей а также систем и устройств обеспечивающих их работу и изменение тяги. На самолетах гражданской авиации применяются главным образом турбореактивные и турбовинтовые двигатели.

Встречаются еще самолеты с поршневым двигателями у которых сила тяги создается воздушными винтами. У турбо реактивных двигателей тяга возникает в следствии истечения с большой скоростью газов из реактивного сопла. У турбо винтовых двигателей более 85% тяги создается воздушными винтами а остальная часть за счёт истечения газов. Авиационных двигатели обычно размещают в гандолах работу двигателей обеспечивают системы топливные масляное всасывание воздуха и газов запуска управление и автоматизированного контроля.
Оборудование самолета состоит из приборного радио и электрооборудования, противообледенительных устройств, высотного бортового и спец. оборудования.
Приборное оборудование в зависимости от назначения подразделяется на :
- пилотажно навигационные (вариометры указатели скорости авиагоризонты автопилоты компасы и т. д.) для работы за контролем работы двигателей ( манометры керометры расходомеры) вспомогательные ( вольтметры амперметры)
- электрооборудование самолета обеспечивает работу приборов средств управления радио системы запуска авиа двигателей освещение.
- радио оборудование- это средство радиосвязи и радионавигации радиолокационное оборудование системы автоматического взлета и посадки.
Для обеспечения безопасности и защиты человека при полете на больших высотах служит высотное оборудование ( системы кондиционирования воздуха кислородное питание и тд) удобства размещения пассажиров и экипажа комфорт во время полета обеспечивается бытовым оборудованием.
К специальному оборудованию относятся устройства для размещения и распыление химикатов у самолетов сельхоз авиации для перевозки больных и раненых на самолетах санитарной авиации загрузка и крепление крупногабаритных грузов у грузовых самолетов и различные виды съемов(Аэрофлот съемка магнитная съемка и тд.)

2. Планер – бездвигательный аппарат, тяжелее воздуха подъемную силу, которого создает неподвижное относительно корпуса крыло. Движение планера вперед создается под действием составляющей веса. Планер взлетает с помощью резинового арматизатора и лебедки, на барабан которой намотан трос, прикрепленный к планеру. Полет в спокойной атмосфере происходит с постоянным снижением под некоторым углом к горизонту, при наличии в атмосфере восходящих потоков воздуха возможен полет с набором высоты. Планеры как правило бывают одноместные и двухместные, при рекордных полетах планер набирал высоту до 14 км и совершал полет с дальностью свыше 1000км.

34. Самолеты-сняряды и ракеты относятся к беспилотным ла. тяжелее воздуха. Первоначально они были созданы для изучения работы ракетных двигателей в верхних слоях атмосферы. Достижение в области ракетной техники позволили создать многочисленные си-мы баллистических ла., ракет для запуска искусственных спутников земли пилотируемых космических кораблей.

5. Вертолет (геликоптер) – ла. тяжелее воздуха, у которого подъемная сила создается одним или несколькими несущими винтами, вращающимися в горизонтальной плоскости. Несущие винты приводятся во вращение поршневыми или реактивными двигателями через редуктор и вертикальный вал. Созданы вертолеты, у которых вращение несущего винта осуществляется под действием реактивных двигателей или насадок, установленных на лопастях, к насадкам подается сжатый воздух от компрессора. Вертолеты с таким приводом несущих винтов называются реактивными. В отличии от самолета подъёмная сила на крыле которого создаются только при поступательное движении несущий винт вертолета может создавать подъемную силу без поступательного перемещения аппарата. Несущий винт вертолета заменяет ему не только крыло но и тянущий винт позволяя летательному аппарату двигаться вперед назад и в стороны подниматься и снижаться под различными углами к горизонту неподвижно висеть в воздухе и поворачиваться вокруг вертикальной оси. Это достигается наклоном тяги несущего винта в сторону полета. Несущий винт вертолета обладает еще одним исключительным свойством в случаи отказа двигателя в полете он может создавать подъемную силу вращаясь под действием набегающего воздушного потока это явление называется авторатацией это позволяет вертолету совершать планирующий или парашютирующий спуск и посадку. Конструкцию вертолета любой схемы образует:

a) фюзеляж

b) шасси

c) несущий винт

d) органы управления

e) приборная

f) радио

g) электрооборудования

h) силовая установка с системами обеспечивающими ее работу(топливная масляная всасывание воздуха охлаждение управление и т.д.)

i) трансмиссия включающая: редукторы, валы, муфты включающие трансмиссии и тормоз несущего винта.


Для увеличения скорости полета некоторые вертолеты имеют небольшое крыло разгружающее несущий винт ( вертолет ми6). Одновинтовые вертолеты с механическим приводом несущего винта имеют хвостовой винт и систему управления им. Некоторые конструкции вертолетов снабжены вертикальным и горизонтальным оперением.
Аппараты вертикального взлета и посадки.
Представляют собой сочетание вертолета с самолетом либо самолеты у которых подъёмная с ла при взлете и посадке создается при помощи реактивных двигателей называемых подъемными. В го зональном полете у таких аппаратов подъёмная сила создается крылом а тяга обычными двигателями которые называют маршалами. При других схемах вертикальный взлет и посадка могут совершаться путем отклонения вектора тяги что достигается либо поворотом двигателей либо отклонением реактивной струи. При проектировании подобных аппаратов ставится задача совместить преимущества вертолета с высокой скоростью самолета однако перспектива применения ткачих аппаратов зависит от экономических показателей то есть более сложная и дорогая конструкция должна иметь высокую производительность.

6. Автожир- это летательный аппарат тяжелее воздуха у которых основной несущий поверхностью является ротор- это несущий винт вращающейся от действия встречного потока. Поступательное перемещения авто жира обеспечивается в отличии от вертолета обычным воздушным винтом вращаемым двигателем.

Наши рекомендации