И методика расчета тарифов

Построение достаточно гибкой и простой системы тарифов в сочетании с задачами тарифной политики требует большой аналитической и расчетной работы.

Важным элементом подготовительной работы по составлению или изме­нению системы тарифов является анализ себестоимости, доходных и тариф­ных ставок, а также структуры грузооборота и объемов перевозок. Для ана­лиза используют материалы бухгалтерского и статистического учета, а при необходимости проводят специальную статистическую разработку на основе транспортных документов. Материалы такой тарифной статистики система­тизируют по пароходствам, отдельно по магистральным водным путям и ма­лым рекам, а иногда по отдельным участкам водных путей, по виду перево­зок (нефть, сухие грузы, плоты), роду грузов, расстоянию перевозок, виду отправок (судовая, сборная, мелкая). В зависимости от поставленной задачи при анализе могут рассматриваться и другие данные.

Материалы анализа позволяют выявить несоответствие между себесто­имостью и тарифными ставками и дают важный исходный материал для вне­сения поправок в систему тарифов.

Уровень себестоимости речных перевозок имеет существенные отклоне­ния от среднего значения по отдельным бассейнам, видам перевозок и ро­дам грузов. Это обусловлено различием в длительности навигации, условиях судоходства, степени использования провозной способности флота, объемах грузопотоков, затратах на перевозку отдельных грузов, уровнях ставок заработной платы и др.

Отражая различие уровней себестоимости, в тарифах должно быть предусмотрено соответствующее изменение ставок провозной платы. Это дости­гается в первую очередь установлением тарифов по виду перевозок (нефть, сухие грузы, плоты, буксировка судов). В каждом тарифе тарифные ставки изменяют путем дифференцирования их по группам пароходств, родам гру­зов, расстоянию перевозки, массе отправки. При дифференцировании также учитывают соответствующие задачи экономического планирования и соче­тание тарифов внутреннего водного транспорта с тарифами других видов транспорта. При разработке тарифов производят группировку пароходств так, чтобы в одну группу входили пароходства, имеющие близкий уровень себесто­имости перевозок или действующие в одном речном бассейне, где нецеле­сообразно устанавливать различные уровни тарифных ставок. Такая группа может состоять и из одного пароходства, а иногда из отдельных рек или участков бассейна. Для пароходств каждой группы устанавливают одинако­вый уровень тарифов. Группируют пароходства обычно по видам перевозок. Уровень тарифных ставок по отдельным родам грузов в каждой группе пароходств изменяется с учетом себестоимости и особенностей перевозок. Чтобы отразить это в тарифах, грузы группируют с учетом их экономического значения, производственных признаков, естественных свойств и условий транспортирования. В результате все многообразие грузов сво­дится в ограниченное число групп и позиций с таким расчетом, чтобы в од­ной позиции находились грузы, родственные по своим признакам, сходные по условиям перевозки и с одинаковой тарифной ставкой. Такой системати­зированный по группам и позициям перечень грузов называется тарифной номенклатурой грузов.

В тарифной номенклатуре все грузы представлены обобщенными группа­ми. Поэтому для отнесения какого-либо конкретного груза к соответствую­щей группе и позиции составляют более подробный перечень грузов, который называется алфавитным указателем к номенклатуре грузов.

Важный вопрос тарифной системы — разработка тарифных схем, кото­рые представляют собой взаимоувязанную систему ставок провозной платы, рассчитанных для отдельных грузов или их групп. Сложность разработки тарифных схем заключается в том, что отразить в них все разнообразие изменений себестоимости перевозок крайне трудно. Поэтому разрабатывают столько тарифных схем, чтобы при рациональном их сочетании можно было для каждого груза и каждого перевозчика подобрать схему, тарифные став­ки которой в достаточной степени учитывали бы уровень себестоимости перевозок данного груза и другие требования тарифной системы.

Группировка судоходных компаний, тарифная номенклатура грузов и тарифные схемы в тарифной системе взаимосвязаны. Эта зависимость выражена в рас­пределении грузов тарифной номенклатуры по тарифным схемам, где для каждой группы судоходных компаний указано, по какой тарифной схеме должна исчисляться провозная плата за перевозку определенного груза у данного перевозчика. В этом распределении после соответствующей группы грузов приведены исключительные тарифы, по которым следует исчислять плату за перевозку некоторых грузов, входящих в данную группу, на отдельных участках водного пути.

Провозная плата за перевозку и затраты транспорта зависят от рас­стояния перевозки. В общем виде эта зависимость может быть представлена формулой

S = A +Dl , руб/ткм (26.1)

l

где S — затраты на перевозку груза массой 1 т на расстояние 1 км, руб.;

А - затраты в начальном и конечном пунктах рейса, не зависящие от дальности перевозки, руб./т;

D — затраты, связанные с движением, руб./т-км;

l — расстояние перевозки, км.

Из формулы видно, что с увеличением дальности перевозки затраты на 1 т-км уменьшаются. Эту закономерность учитывают в тарифах, что на­ходит отражение в расчетных таблицах.

Расчетные таблицы плат за перевозки грузов при схемных тарифах строят по поясам расстояния перевозок безотносительно к наименованиям грузов и конкретных пунктов отправления и назначения. Таблицы дают готовые ставки за перевозку расчетной единицы груза (1т, 1 м3 и др.) за все расстояние транспортирования (если на данном участке пути тариф не изменяется).

Тарифные ставки обычно устанавливают за перевозку груза массой 1 т на расстояние 1 км (в тарифе на буксировку плотов за единицу расчета при­нят 1 м3 древесины, на перевозку грузов в контейнерах - 1 контейнер). Сле­довательно, в общем виде провозную плату следует рассчитывать умноже­нием тарифной ставки за 1 т-км на расстояние перевозки. Однако если рас­четные таблицы сделать для каждого километра, то они будут чрезмерно громоздкими. Поэтому во всех тарифных системах принят принцип груп­пировки расстояний по поясам. Пояс тарифного расстояния на речном транспорте колеблется от 10 до 100 км. В этом случае существенно упрощаются все расчетные таблицы.

Составные элементы тарифной системы (группировка речных бассейнов, тарифная номенклатура грузов, тарифные схемы, расчетные таблицы, поря­док исчисления тарифных расстояний) обобщаются и взаимно увязываются правилами применения тарифов. В правилах излагается порядок ис­числения провозной платы, расчета тарифных расстояний, округления мас­сы и платы за перевозку, расчета дополнительных сборов, применения технических норм загрузки судна и даются указания по правильному и единообразному применению тарифов.

Наши рекомендации