Построение продольного и поперечного профилей
Для наглядного графического представления результатов нивелирования по трассе профили строят на миллиметровой бумаге по данным пикетажного и нивелирного журналов по вычисленным высотам пикетов, связующих и промежуточных точек.
При построении продольного профиля вертикальный масштаб (МВ) принимается в 10 раз крупнее горизонтального (Мг). Обычно МВ = 1:500 (в 1 см 5 м), Мг = 1:5000 (в 1 см 50 м). При этом пользуются установленной (типовой) сеткой профиля, графы которого рекомендуется заполнять в определенном порядке (рис.4).
1. В строке «Пикеты» в горизонтальном масштабе профиля откла-дываются 100-метровые отрезки, концы которых нумеруются соответст-венно 0, 1, 2 и т.д.
2. Одновременно в строке «Расстояние» вертикальными линиями отмечают в масштабе плюсовые точки, высоты которых определены при нивелировании трассы.
Сумма расстояний между плюсовыми точками в пределах любого пикета должна равняться 100 м.
3. В самой нижней строке профиля «План трассы, километры» строят условный план трассы, представляющий чередование прямолинейных участков в трассы и закруглений на её поворотах.
Рис.4. Продольный профиль автомобильной дороги
Строго на своих местах, в привязке к пикетам в соответствии с ведомостью прямых и кривых (табл. 2), показывают протяженность (длину) и ориентировку (румбы) прямых участков трассы, а также расположение и главные элементы кривых. Закругления изображают дугами - дуга, обращенная выпуклостью вверх, означает поворот трассы вправо (конец дуга направлен вниз, вправо); дуга, обращенная выпуклостью вниз, означает поворот влево (конец дуги направлен вверх, влево).
Над или под дугами записывают значения основных элементов соответствующей кривой: радиус закругления, угол поворота, длину тангенса и кривой.
Точки начала и конца каждой кривой соединяет вертикальными, линиями с графой «Расстояние» и рядом с этими линиями записывают расстояния от обоих ближайших пикетов до начала конца данной кривой. Ниже плана трассы проставляются километровые указатели через каждые 10 пикетов.
1. Посередине строки «Развернутый план трассы, ситуация» проводят прямую линию, условно представляющую трассу. Полосу шириной по 50 м в обе стороны вдоль трассы заполняют топографической ситуацией из пикетажной книжки.
2. В строку «Высота земной поверхности» из журнала нивелирования напротив всех пикетов и плюсовых точек выписывают их высоты.
3. По высотам пикетов и плюсовых точек строят продольный профиль с таким расчетом, чтобы для наглядности самая низкая точка профиля была бы выше линии условного горизонта (верхней линии профильной сетки) примерно на 4-5 см.
От линии условного горизонта в масштабе 1:500 откладывают вверх по ординатам отрезки, равные разности между высотой, наносимой на профиль точки, и высотой условного горизонта.
Полученные точки соединяют между собой ломаной линией, которая и представляет профиль трассы.
Оставшиеся две строки «Проектные уклоны» и «Проектные высоты» заполняют данными из следующего раздела «Проектирование по профилю».
Построение поперечных профилей обычно выполняют на том же листе миллиметровки. Масштабы поперечников, и вертикальный, и горизонтальный, 1:500, сетка профи ля упрощенная, содержит следующие графы (рис. 5):
1. Пикеты, расстояния;
2. Высота земной поверхности;
3. Профиль.
Построение поперечных профилей осуществляется в полной аналогии с построением продольного профиля.
Рис.5. Поперечный профиль