Понятие о реконструкции дороги и нормативное обеспечение реконструкции
Кафедра Аэродромов и дорог
УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры № 4
Полковник
В.Савицкий
«___»_____________ 200__г.
ЛЕКЦИЯ №2
по дисциплине: «Реконструкция автомобильных дорог»
для специальности 291000:«Автомобильные дороги и аэродромы»
ТЕМА 2: «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕКОНСТРУКЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ».
АВТОР: старший преподаватель п/п-к ХИМИЧ А.Н.
Время: 2 часа.
Обсуждено на заседании
ПМК №1
«__»____________200_г.
Протокол №___
г.Балашиха – 2006 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Учебные вопросы:
1. Понятие о реконструкции автомобильных дорог.
2. Обоснование реконструкции автомобильных дорог.
3. Основные работы и мероприятия по повышению эксплуатационных показателей дороги.
Заключение
ЛИТЕРАТУРА:
1. А.П.Васильев и др. «Реконструкция автомобильных дорог. Технология и организация работ» Уч. пособ. М: МАДИ, 1998г.
2. В.Ф.Бабков и др. «Реконструкция автомобильных дорог», учебник, М., Транспорт, 1978 г.
3. Н.В.Горелышев и др. «Технология и организация строительства автомобильных дорог», учебник, М , Транспорт, 1992 г.
4. В.В.Савицкий, А.Н.Химич «Реконструкция автомобильных дорог». Курс лекций. Балашиха, ВТУ, 2005г.
Наглядные пособия и ТСО:
Лектор 2000, плакаты и слайды по теме лекции.
Задание на самоподготовку:
Изучить рекомендованную литературу и дополнить конспект.
Введение
В процессе эксплуатации автомобильные дороги и дорожные сооружения подвергаются многолетнему и многократному воздействию движущихся автомобилей и природно-климатических факторов.
Под совместным действием нагрузок и климата в автомобильной дороге и дорожных сооружениях накапливаются усталостные и остаточные деформации, появляются разрушения. Этому способствует постепенный рост интенсивности движения, и особенно увеличение осевых нагрузок автомобилей и доли тяжелых автомобилей в составе транспортного потока.
Дорожно-эксплуатационная служба выполняет большой объем работ по содержанию и ремонту дороги, но за многие годы эксплуатации объемы остаточных деформаций в дорожных конструкциях могут нарастать, и дорога устаревает физически.
Кроме того, за долгий срок службы происходит постепенная смена автомобилей с существенным изменением их динамических свойств, изменяются взгляды водителей и пассажиров на комфортность движения, что приводит к повышению требований к геометрическим параметрам и транспортно-эксплуатационным характеристикам дорог, а также к их обустройству, т.е. дороги устаревают морально.
Несоответствие между требованиями к дороге и ее фактическим состоянием постепенно нарастает, особенно в условиях значительного ограничения средств, выделяемых на содержание и ремонт дорог. В результате этого не выполняются многие необходимые виды ремонтных работ, накапливается недоремонт, прежде всего, покрытий и дорожных одежд.
Все это вместе взятое приводит к тому, что наступает момент, когда обычные мероприятия по содержанию и ремонту дороги, выполняемые дорожно-эксплуатационными организациями, уже не обеспечивают выполнение возросших требований к транспортно-эксплуатационным показателям дороги по поддержанию высокой скорости и безопасности движения.
Возникает необходимость значительного улучшения геометрических параметров дороги, прочностных и других характеристик дорожной одежды, искусственных сооружений, инженерного оборудования и обустройства, т.е. перестройки дороги или ее реконструкции.
В переводе с латинского языка слово «реконструкция» означает коренное переустройство, перестройку по новым принципам, восстановление чего-либо по сохранившемся данным и описаниям.
ПОНЯТИЕ О РЕКОНСТРУКЦИИ ДОРОГИ И НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕКОНСТРУКЦИИ
Однозначного определения термина «реконструкция автомобильных дорог» нет, и под ним понимают широкий перечень мероприятий и работ, связанных с улучшением и совершенствованием дорог. В переводе с латинского языка слово «реконструкция» означает коренное переустройство, перестройку по новым принципам, переоборудование, усовершенствование, упорядочение или восстановление чего-либо по сохранившимся данным и описаниям.
За рубежом (по классификации Всемирного банка) мероприятия и работы по совершенствованию автомобильных дорог разделяются на:
§ капитальный ремонт – выборочное, на отдельных участках восстановление поперечного профиля дорожного покрытия, земляного полотна, улучшение системы водоотвода, усиление искусственных сооружений;
§ реконструкция – обновление дорожной одежды с использованием существующего земляного полотна без изменения трассы, восстановление искусственных сооружений;
§ восстановление – сочетание элементов капитального ремонта и реконструкции больших объемов;
§ перестройка – уширение дороги, улучшение ее прохождения на местности в плане и продольном профиле, сопровождающееся постройкой новых участков дорожной одежды, искусственных сооружений.
В соответствии с действующей «Классификацией работ по ремонту и содержанию» автомобильных дорог общего пользования, утвержденной приказом Федерального дорожного департамента № ИС-5-р от 03.01.2002 , в России:реконструкция автомобильных дорог – это комплекс работ, связанных с повышением технических параметров эксплуатируемых дорог и дорожных сооружений (в том числе изменение их геометрических параметров и грузоподъемности), благодаря которым увеличивается пропускная способность и повышается безопасность движения.
Реконструкция дороги, как правило, обеспечивает возможность перевода ее в более высокую техническую категорию, однако, может существенно повысить технические параметры и эксплуатационные показатели и без изменения категории дороги.
Для более четкого представления, что же такое реконструкция, необходимо оценить ее место в системе дорожных работ. Здесь дорожная терминология различает следующие основные понятия:
§ содержание;
§ ремонт;
§ реконструкция;
§ новое строительство.
Ремонт автомобильных дорог – это комплекс работ по восстановлению износа дорожного покрытия, улучшению его ровности и повышению сцепных качеств, усилению дорожной одежды и земляного полона, восстановлению изношенных конструкций дорожных сооружений или их замене на более прочные, а также работ по организации и безопасности движения, в результате которых восстанавливаются эксплуатационные показатели ремонтируемых дорог, сооружений на них и обеспечиваются требуемые условия движения.
Решение задачи повышенияэксплуатационных показателей «возлагается» на реконструкцию дороги. Работы, выполняемые при реконструкции, имеют более сложный и объемный характер, чем при ремонте.
Однако, по объемам и перечню работ границы между понятиями «ремонт» и «реконструкция» часто бывают весьма условными, так как повышение эксплуатационных характеристик дороги происходит и при капитальном ремонте. Нормативное законодательство в зарубежных странах также в настоящее время не дает однозначного понятия о реконструкции автомобильной дороги. Поэтому, для избежания путаницы в понимании ремонтных работ и реконструкции необходимо рассмотреть некоторые уточнения.
Весь вопрос в терминологии и сущности противоречия в противопоставлении ремонта и реконструкции заключается в том, что за время эксплуатации дороги складывается ситуация, когда изменяется сам технический уровень проекта, по которому была построена рассматриваемая дорога, удовлетворявший в то время требованиям (постоянные параметры и транспортно-эксплуатационные показатели) к автомобильной дороге той же категории. Как минимум за 20 – 25 лет после строительства технический проект соответствующей категории дороги изменяется очень значительно, устаревает морально, поэтому этот момент должен учитываться в классификации видов реконструкции.
Таким образом, реконструкция автомобильной дороги – это перестройка всех или отдельных элементов дороги: дорожной одежды, земляного полотна, искусственных сооружений, систем водоотвода, инженерного оборудования, обустройства, зданий и сооружений с улучшением ее показателей до технического и морального состояния, учитывающего современные требования потребителя и прогноз состояния на средний срок службы для дорог этой категории.
Реконструкция дорог, как правило, не дает прироста протяженности дороги. Наоборот при полной реконструкции протяженность ее обычно несколько сокращается.
Целесообразно выделить частичную и полную реконструкцию.
Частичная реконструкция – перестройка отдельных элементов автомобильной дороги на отдельных участках без изменения трассы и без увеличения ширины земляного полотна на основном протяжении.
Частичная реконструкция чаще всего применяется в случаях, когда:
§ интенсивность движения равна или несущественно выше расчетной, но на отдельных участках скорость движения, безопасность или допустимая нагрузка не отвечают возросшим требованиям;
§ отсутствуют финансовые возможности для коренного переустройства дороги или экономически нецелесообразно осуществлять полную реконструкцию.
Полная реконструкция – перестройка всех элементов автомобильной дороги на всем протяжении с возведением новых конструкций при изменении прохождения оси трассы на отдельных участках.
Полная реконструкция применяется, в основном, при увеличении интенсивности движения более, чем в 1,5 раза по сравнению с расчетной и ожидается ее дальнейший рост.
Реконструкция I рода – перестройка элементов автомобильной дороги под геометрические и технические параметры современного нормативного документа соответствующего данной категории дороги.
Реконструкция II рода – перестройка элементов автомобильной дороги под геометрические и технические параметры более высокой категории дороги.
Реконструкция может проводиться для всех категорий автомобильных дорог, а вид реконструкции назначается в зависимости от данной и перспективной категории, перестраиваемых элементов и функционального назначения дороги (табл.1.1.).
Таблица 1.1.