Общие сведения об устройстве вагонов
Назначения и классификация вагонов
Вагоном называется единица железнодорожного подвижного состава (ЕПС) предназначенная для перевозки грузов или пассажиров
По назначению:
· Грузовые;
· Пассажирские;
· Специального назначения.
К грузовым вагонам относятся вагоны для перевозки различных грузов: жидких сыпучих, навалочных, тарно-штучных и т.д. К вагонам специального назначения относятся транспортеры, специализированные вагоны для перевозки определенного груза, вагоны для технических нужд ж.д., вагоны-мастерские, вагоны вспомогательных и пожарных поездов и др.
По месту эксплуатации:
· Магистральные;
· Промышленные.;
· Городские.
По роду перевозимого груза:
· Крытый;
· Полувагон; (люковые полувагоны)
· Платформа; (фитинговые платформы)
· Цистерны; (цистерны железнодорожные)
· Хопперы;
· Изотермические;
· Транспортеры.
По степени использования:
· Универсальные;
· Специализированные.
По числу осей колесных пар грузовые вагоны:
· 4-х;
· 8-х; (думпкар 2ВС-105)
· Многоосные.
По ширине колеи:
· Широкой (1520 мм);
· Узкой(750, 900 и 1060 мм).
По габариту подвижного состава:
· Предназначенные для обращения по всей железнодорожной сети страны;
· Вагоны, обращение которых допустимо только на реконструированных участках дорог;
· Вагоны для международного сообщения.
В соответствии с ГОСТ к пассажирским:
· для перевозки пассажиров;
· Вагоны-рестораны;
· Почтовые;
· Багажные;
· Специальные (например, вагон-электростанция);
· Служебно-технические (лаборатории, вагоны-клубы, и т.д.).
По дальности следования:
· Пригородного (до 200 км);
· Межобластного (от 200 до 700 км);
· Дальнего (свыше 700 км).
По комфортабельности:
· Жесткие;
· Жестко-мягкие;
· Мягкие;
· Плацкартные;
· Купированные;
· СВ (спальные вагоны);
· Повышенной комфортности (экономический и бизнес-класс).
·
Общие сведения об устройстве вагонов
Все вагоны состоят из следующих основных узлов; кузова с рамой, ходовых частей, автосцепных устройств и тормозного оборудования.
Кузов служит для размещения в вагоне пассажиров или грузов. Конструкция кузова зависит от назначения загона. Так, каркас кузова грузовых крытых вагонов состоит из металлических стоек, дуг и балок фасонного профиля. Стены кузова обшиты стальными листами. Если стены обшиваются досками, то каркас кузова дополнительно имеет металлические раскосы. Потолочные дуги и фрамуги покрыты стальными листами, сваренными в стыках и образующими цельнометаллическую крышу. Раньше крыша грузового вагона покрывалась кровельной сталью, делалась без загрузочных люков и была менее прочной и недолговечной. Кузов имеет по две (или по одной) задвижной цельнометаллической двери с обеих сторон и по два люка на каждой продольной стене.
Каркас кузова цельнометаллического пассажирского вагона представляет единую сварную металлическую несущую конструкцию, состоящую из поперечных и продольных балок и стоек, а также дуг крыши. Наружная обшивка и крыша выполнены из стальных гофрированных листов, привариваемых к каркасу. Такой кузов обладает большой прочностью и меньшей массой, приходящейся на одно пассажирское место. Внутренние перегородки, а также внутренняя обшивка стен выполнены из дерева, древесноволокнистых плит и полимерных материалов.
Основание кузова — рама воспринимает продольные ударно-тяговые силы, действующие на вагон, и массу груза. Хребтовая балка рамы современных грузовых вагонов состоит из двух мощных стальных прокатных швеллерных или 2-образных балок, расположенных одна от другой на расстоянии, обеспечивающем размещение устройств автосцепки. Обе балки скреплены между собой стальными листами и образуют единую мощную конструкцию. К хребтовой балке прикреплены концевые (буферные) балки, поперечные и шкворневые балки, скрепленные боковыми продольными балками. Конструкция рамы полувагона или цистерны позволяет закрепить разгрузочные люки или котел.
Кузов опирается на ходовые части, которые передают на рельсы массу вагона с грузом.
К ходовым частям вагона относятся колесные пары, буксы с подшипниками, рессорное подвешивание. В четырехосных и многоосных вагонах все эти элементы объединяются в тележки, которые и обеспечивают более легкое прохождение вагонов на кривых участках пути и более плавный ход.
Основной тип тележки грузовых вагонов — двухосная тележка ЦНИИ-ХЗ с одинарным рессорным подвешиванием. Она состоит из двух литых боковин, в которых имеется средний проем (окно) для размещения пружин рессорных комплектов. В пазы боковых проемов вставлены корпуса букс колесных пар. Литая надрессорная балка тележки представляет собой брус коробчатого сечения, воспринимающий нагрузку от вагона через пятниковое соединение. Концы балки опираются на клиновые амортизаторы и через них на комплекты пружин. Клинья амортизаторов размещены в особых углублениях и соприкасаются своими вертикальными плоскостями со стальными сменными планками, укрепленными на боковинах. В зависимости от массы груза вагона каждый рессорный комплект тележки состоит из пяти — семи двухрядных пружин. Колесные пары для этой тележки имеют диаметр по кругу катания 950 мм.
На кронштейнах боковин валиками укреплены подвески триангелей с тормозными колодками. Триангели соединены с вертикальными рычагами, а последние — с распорной тягой при помощи валиков, шайб и шплинтов.
Для шестиосных грузовых вагонов построены трехосные тележки. а для восьмиосных — четырехосные, состоящие из двух сочлененных двухосных тележек типа ЦНИИ-ХЗ.
Под грузовыми вагонами еще имеется некоторое количество двухосных тележек с боковинами, отлитыми заодно с буксами, и поясные тележки, которые постепенно заменяются тележками типа ЦНИИ-ХЗ.
Тележка двухосная КВЗ-ЦНИИ — наиболее совершенный тип тележки пассажирского вагона. Сварная рама тележки опирается на надбуксовые цилиндрические рессоры и через них на опоры роликовых букс колесных пар. Тележка имеет центральное рессорное подвешивание, состоящее из четырех трехрядных пружин, двух люлечных балок, четырех люлечных подвесок и боковых гидравлических гасителей колебаний. Тележки для вагонов массой брутто до 70 т имеют по одному с каждой стороны гидравлическому гасителю колебаний, а для вагонов массой брутто выше 70 т — по два гасителя.
Тележка цельнометаллических пассажирских вагонов прежних выпусков имеет центральное люлечное подвешивание, снабженное эллиптическими рессорами без гидравлических гасителей колебаний.
Вагоны с такими тележками могут быть использованы для скоростей движения до 120 км/ч.