Расчет и построение графиков силовых и мощностных балансов для сравниваемых автомобилей
Уравнение силового баланса выглядит следующим образом:
,
где – тяговое усилие, кН
– сила сопротивления воздуха, кН;
– сила сопротивления дороги, кН;
– сила сопротивления разгону, кН.
,
где – крутящий момент;
– КПД трансмиссии (0,8 – 0,92)
(КПД главной передачи)
(КПД КПП)
(КПД карданной передачи, n – число карданный шарнир)
– передаточное число трансмиссии.
- динамический радиус колеса
На дорогах с твердым покрытием можно считать динамический радиус колеса примерно равным статическому радиусу колеса, который определяется по формуле:
где – посадочный диаметр обода колеса, м;
– коэффициент, учитывающий смятие шины под нагрузкой (принимается равным 0,86);
– высота профиля шины, мм.
Силу сопротивления воздуха можно рассчитать по следующей формуле:
,
где – скорость движения автомобиля, м/с, определяется по формуле:
,
-аэродинамический коэффициент (принимаем 0.56)
– лобовая площадь автомобиля, которая определяется по формуле:
,
– габаритная ширина автомобиля,
– габаритная высота автомобиля.
Силу сопротивления дороги для автомобиля можно рассчитать по формуле:
,
где – масса автомобиля, кг;
- суммарный коэффициент сопротивления дороги.(равен 0,075 по заданию)
Сила сопротивления разгону не рассчитывается, так как автомобиль двигается равномерно.
- коэф. вращающихся масс
Аналогично рассчитываем значения для остальных оборотов коленчатого вала и второго автомобиля . Полученные значения заносим в таблицу. По данным таблицы строим график силового баланса, по которому сравниваем автомобили.
Вывод:
Уравнение мощностного баланса,
Nт = Nд + Nв + Nи
Где Nт = Pт*Va /1000=9267*1,4/1000=12,86 кВт – тяговая мощность,
Nд = Pд*Vа /1000=2058*1,4/1000=2,88 кВт
Nд – мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления дороги,
Nв = Nв*Vа /1000=2,46*1,4/1000=0,003 кВт
Nв – мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления воздуха,
Nи - мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления разгону, не рассчитываем ввиду равномерности движения.
График мощностного баланса представляет собой зависимость тяговой мощности полученной на колёсах от скорости движения автомобиля с учётом включённой передачи.
Аналогично рассчитываем значения для остальных оборотов коленчатого вала и второго автомобиля . Полученные значения заносим в таблицу. По данным таблицы строим график силового баланса Рис.6, по которому сравниваем автомобили
Вывод:
5. Расчет и построение динамических паспортов для автомобилей
Тяговая характеристика недостаточно удобна для сравнительной оценки тяговых свойств автомобиля и автопоезда, обладающих различной массой, т.е. при одинаковых значениях тяговой силы Pт они будут иметь на одной и той же дороге различные максимальные значения скоростей и ускорения, преодолевать неодинаковые предельные подъемы и т.д.
Более удобно пользоваться безразмерной величиной, представляющей собой отношение разницы тяговой силы и силы сопротивления воздуха к силе тяжести, действующий на автомобиль, – динамическим фактором – D, который определяется по формуле:
,
где – сила тяги автомобиля, Н;
– сила сопротивления воздуха, Н;
– масса автомобиля, кг.
Полученные значения (в дальнейшем – график) дополняем номограммой нагрузок и данными расчета динамического фактора по условиям буксования, используя следующие формулы:
Определение динамического фактора без нагрузки.
mсн - сн. масса
ma - полн. масса
Определение динамического фактора сцепления.
z2 –вес воспринимаемый ведущими колесами
φ – коэффициент сцепления шин с дорогой. (φ=0,75 для категории дорог №1-асфальт)
Аналогично рассчитываем значения для остальных оборотов коленчатого вала и второго автомобиля . Полученные значения заносим в таблицу . По данным таблицы строим динамический паспорт автомобилей Рис., по которому сравниваем автомобили.
На графике выделяем область соответствующую условию движения автомобилей
Вывод:
6. Расчет и построение графиков ускорений, времени и пути разгона на различных передачах
Максимально возможные ускорение, время и путь разгона на передачах характеризуют приемистость автомобиля, т. е. его способность увеличивать скорость движения. Эти оценочные показатели являются наиболее удобными и наглядными и могут быть напрямую использованы для сравнительной оценки тягово-скоростных свойств различных автомобилей.
Для случая работы двигателя с полной подачей топлива ускорение может быть найдено из выражения
, м/с2
где D – динамический фактор;
- коэффициент сопротивления дороги;
g – ускорение свободного падения, 9,8 м/с2;
δвр- коэффициент вращающихся масс – коэффициент, учитывающий дополнительное сопротивление разгона а/м, связано с раскруткой его вращающихся деталей. Для расчёта к-та вращающихся δвр правомерна следующая зависимость:
δвр =1+ δвр1 * i 2кп +δвр2=1+0,04*4,052+0,03=1,68
где δвр1 = 0,04-0,06,
δвр2 =0,03-0,05,
iкп – передаточное число КП при данной включённой передаче.
Аналогично рассчитываем значения для остальных оборотов коленчатого вала и второго автомобиля . Полученные значения заносим в таблицу. По данным таблицы строим график ускорения Рис., по которому сравниваем автомобили.
Вывод: Из графика видно, что максимальная скорость движения автомобиля ГАЗ с ускорением – 22,3 м/с (III передача), автомобиля Ford Transit – 23,3 м/с (III передача). Максимальное ускорение у автомобиля ГАЗ больше (0,45 м/с2), чем у автомобиля Ford Transit (0,27 м/с2). Максимально возможное ускорение – один из важнейших показателей приёмистости. В данном случае преимущество на автомобиля ГАЗ.
Для аналитического определения времени и пути разгона существует несколько графоаналитических методов. Наиболее простой и понятный метод заключается в следующем. На графике ускорений расчетный интервал скоростей разбивается на равные участки (при расчете и построении предыдущих зависимостей такая разбивка была уже выполнена за счет ступенчатого изменения частоты вращения коленчатого вала двигателя).
∆V1 = V1 – V0= 2.8-1.4=1.4 м/c
Для каждого участка определяется среднее значение ускорения по формуле
где j1, и j2 - ускорение соответственно в начале и в конце участка.
Тогда время разгона на участке, если принять движение равноускоренным, может быть определено по формуле:
Полное время разгона на передаче будет:
Путь, проходимый автомобилем за время t, при равноускоренном движении на каждом участке определится из выражения
.
Полный путь разгона на передаче будет: Si = ΔS1 + ΔS2 +... + ΔSn=14.1 м.
На время переключения передачи происходит разрыв потока мощности от двигателя к ведущим колесам, поэтому скорость движения автомобиля в это время снижается. Величина падения скорости зависит от типа дороги, скорости движения автомобиля, времени переключения передачи, которое, в свою очередь, зависит от конструктивных параметров автомобиля (типа двигателя, коробки передач) и квалификации водителя.
Падение скорости за время переключения передачи может быть приблизительно определено по формуле:
где tп – время переключения передачи. Его принимаемым равным 2.5с.
Аналогично рассчитываем значения для остальных оборотов коленчатого вала и второго автомобиля . Полученные значения заносим в таблицу .
Определив время и путь разгона на передачах и учтя моменты перехода на другие передачи, а также падение скорости движения автомобиля при переключении передач, строим графические зависимости времени и пути разгона от скорости на всех передачах, на которых возможен разгон.
Вывод:
7. Определение по графикам времени и пути разгона на пути 400 и 1000 м время разгона и время и путь разгона до заданной скорости V=60 км/ч.
S, м | t, c | |
Авт 1 | Авт 2 | |
46,7 | 47,8 |
Вывод: Приемистость автомобиля – способность быстро увеличивать скорость движения.
Оценочными параметрами являются: время разгона, путь разгона, максимально возможное ускорение.
8. Определение предельных углов подъема для автомобилей и проверка