Типы кузовов автомобилей, прицепов и полуприцепов
По типу кузова ТС подразделяются на универсальные и специализированные.
Универсальные автотранспортные средства предназначаются для перевозки широкой номенклатуры грузов.
Универсальный кузов представляет собой следующие виды грузовых платформ: с откидными бортами, открытые без бортов, с высокими решетчатыми бортами, с бортами и тентом. При перевозке легковесных грузов для увеличения степени использования грузоподъемности ТС. Универсальные платформы оборудуются съемными надставными бортами.
Конструкция универсальных кузовов выполнена без учета свойств и особенностей отдельных видов груза, что позволяет использовать их при перевозке различных грузов. Однако при перевозке в универсальных кузовах грузы не обеспечены надежной защитой от воздействия атмосферных осадков, солнечных лучей, температуры окружающей среды, распыления. Это приводит к потерям и порче грузов. Некоторые грузы (цемент, мука, жидкие и газообразные) нельзя перевозить в универсальных кузовах без предварительного затаривания их, что требует дополнительных затрат на тару. За счет веса тары снижается общая полезная масса перевозимого груза. Нельзя перевозить в универсальных кузовах грузы, требующие сохранение товарного вида (готовое платье) или других особых условий (определенная температура, герметичность кузова и пр.). Применение универсальных кузовов усложняет для некоторых видов грузов (грунт, щебень, песок, глина т. п.) механизацию процессов погрузки и разгрузки.
Недостатки универсальных кузовов устраняются созданием и применением ТС со специализированными кузовами.
К специализированному подвижному составу относятся ТС, приспособленные для перевозки одного или нескольких видов однородных грузов, оборудованные различными приспособлениями и устройствами, которые обеспечивают сохранность грузов и механизацию погрузочно-разгрузочных работ.
Наибольшее распространение из специализированных ТС получили самосвалы, фургоны, цистерны и другие. Основные типы специализированных кузовов представлены в таблице 5.3 и на рис. 5.3.
Автомобили и прицепы-самосвалы имеют кузова, оснащенные устройствами для разгрузки путем сбрасывания грузов, не требующих осторожности при разгрузке (щебень, гравий, строительный песок, грунт, мусор и т. п.).
По принципу разгрузки самосвалы делятся на три основные группы:
с опрокидывающимися кузовами;
с бункерной выгрузкой;
с принудительным выталкиванием груза из кузова
Наибольшее распространение получили ТС с опрокидывающимися кузовами, обладающими возможностью опрокидывания только назад (с задней разгрузкой), на боковые стороны (с боковой разгрузкой), на любую из трех сторон, с предварительным подъемом и опрокидыванием кузова назад или на сторону.
Таблица 5.3
Основные типы специализированных транспортных средств
Тип | Вид | Основные особенности |
Самосвалы | Универсальный Строительный Сельскохозяйственный Карьерный | Для перевозки различных навалочных грузов. С разгрузкой на три стороны и герметичным кузовом. С повышенными объёмом кузова и проходимостью. С усиленным кузовом. |
Фургоны | Универсальный Специализированные Изотермический Рефрижератор | Для перевозки различных грузов, требующих только защиты от внешних воздействий. Для перевозки одного вида груза (мебель, хлеб и т. д.). С повышенной изоляцией от внешней среды для сохранения температурного режима перевозки груза. Поддерживает заданный температурный режим перевозки грузов. |
Цистерны | Для жидких грузов, сыпучих, газообразных грузов | Специализация по видам груза (топливо, молоко и т. д.). |
Панелевозы | Хребтовые Кассетные Платформенные | Имеют центральную раму для вертикального крепления панелей с небольшим уклоном центральной оси. Имеют каркасную раму для перевозки вертикально расположенных панелей. Имеют специальную платформу для перевозки панелей в горизонтальном положении. |
Фермовозы | С усиленной рамой для исключения прогиба и повышенных боковых нагрузок на перевозимые конструкции. | |
Лесовозы | С повышенной проходимостью и прицепом-роспуском. | |
Тяжеловозы | Многоосные ТС для перевозки грузов, которые не могут быть перевезены на обычном подвижном составе. |
Самосвалы-думперы (думпкары) являются одной из разновидностей автомобилей-самосвалов. Благодаря короткой базе, думпкары обладают высокой маневренностью и лучшей проходимостью, что очень важно при работе в карьерах и на строительных площадках. Кузов думпкара имеет большой наклон, что способствует более быстрой и полной разгрузке.
Автомобили, прицепы и полуприцепы-фургоны имеют закрытые кузова, предназначенные для перевозки определенного вида груза, оборудованные различными приспособлениями и устройствами, обеспечивающими его сохранность при перевозке.
В фургонах перевозятся промышленные, продовольственные, почтовые и другие грузы, требующие защиты от воздействия осадков, солнечных лучей и надежной защиты от возможных потерь. Для перевозки скоропортящихся грузов применяются фургоны, обеспеченные термоизоляцией и рефрижераторным оборудованием.
Цистерны применяются для перевозки жидких и сыпучих грузов.
Цистерны изготовляют из листовой стали или алюминиевых сплавов. Чтобы уменьшить высоту расположения центра тяжести, поперечному сечению придают форму эллипса. Для уменьшения силы гидравлических ударов, возникающих при резком торможении при изменении скорости цистерны, внутри цистерны делаются поперечные стенки цистерн, предназначенных для перевозки скоропортящихся продуктов, искусственно охлаждаются, а для вязких грузов подогреваются.
Панелевозы и фермовозы – предназначены для перевозки тяжеловесных, крупноразмерных панелей и ферм в вертикальном или наклонном положении. Это, как правило, полуприцепы, реже используются прицепы.
Лесовозы, трубовозы используются для перевозки длинномерных грузов и состоят из автомобиля-тягача и одноосного или двухосного прицепа-роспуска, оборудованного специальным приспособлением – кониками.
Контейнеровозы – предназначены для перевозки контейнеров и могут быть различных типов и модификаций.
Автомобили-самопогрузчики имеют специальные приспособления для погрузки и выгрузки грузов. Применение таких автомобилей позволяет значительно сократить затраты труда и времени на погрузочно-разгрузочные операции. Однако, за счёт смонтированных на них погрузочно-разгрузочного оборудования, грузоподъёмность их меньше, чем грузоподъёмность базисных автомобилей, а затраты на эксплуатацию выше. Наибольшее распространение получили автомобили-самопогрузчики, оборудованные крановыми установками, шпилями, лебёдками, грузоподъёмным задним бортом и др. Они широко используются в коммунальных перевозках.
Применение специализированных ТС по сравнению с бортовым подвижным составом имеет следующие основные преимущества:
· создаётся возможность перевозить такие грузы, которые не могут быть перевезены автомобилями с универсальной бортовой платформой (например, панели, длинномерные грузы и т. д.);
· повышается сохранность груза, особенно при перевозке скоропортящихся продовольственных товаров, овощей и т. д.;
· обеспечивается резкое сокращение потерь грузов при погрузке, перевозке и разгрузке (например, цемента, минеральных удобрений и т. д.);
· появляется возможность сократить ряд дополнительных операций (например, при перевозке одежды на вешалках в специально оборудованных фургонах отпадает необходимость дополнительного глажения одежды в магазине);
· обеспечивается повышение экологической безопасности и улучшение условий труда, особенно при перевозках пылевидных материалов, химических веществ, нефтепродуктов и т. д.;
· использование автомобилей-самосвалов, автомобилей-самопогрузчиков и других создает условия для широкой механизации погрузочно-разгрузочных работ;
· автопоезда в составе седельных автомобилей-тягачей с полуприцепами дают возможность организовать движение по системе тяговых плеч при междугородных перевозках.
Однако использование специализированного подвижного состава имеет и ряд недостатков, которые могут вызвать некоторое ухудшение отдельных показателей работы автотранспортных организаций и повышение себестоимости перевозок груза:
· специализированные ТС имеют, как правило, меньшую грузоподъемность по сравнению с базовой моделью;
· повышается собственная масса автомобиля за счет специализированных кузовов и дополнительного оборудования;
· ТС способны перевозить только один вид груза или ограниченную группу грузов;
· увеличение стоимости единицы специализированных ТС;
· усложняются и удорожаются работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту, повышается трудоемкость работ;
· затрудняется или полностью исключается использование порожних пробегов за счет обратной загрузки ТС;
· увеличение расхода горюче-смазочных материалов и запасных частей;
· повышение себестоимости перевозок.
Решение о применении или неприменении специализированных ТС в каждом конкретном случае должно приниматься отдельно с учетом возможных положительных и отрицательных последствий.