Силовая установка самолета
Силовая установка самолета состоит из авиационных двигателей и различных систем и устройств - пожарного оборудования, топливной системы, систем всасывания воздуха, систем запуска, смазки, систем изменения направления тяги и др. При выборе мест установки двигателей, их числа и типа учитывают аэродинамическое сопротивление, создаваемое двигателями, разворачивающий момент, возникающий при отказе одного из двигателей, сложность устройства воздухозаборников, возможность обслуживания и замены двигателей и уровень шума в пассажирском салоне.
36.Основы конструкции самолёта.
Основные части - крыло, фюзеляж, шасси и оперение самолета. На рисунке(см рис11) показана компоновочная схема турбореактивного самолета ИЛ-62.
Крыло. Крыло создает подъемную силу. Обычно неподвижно закрепляется на фюзеляже, но иногда может поворачиваться относительно поперечной оси(например у самолета вертикального взлета и посадки) или изменять конфигурацию(стреловидность и размах). На крыле устанавливаются элероны(рули крена) и элементы механизации крыла.
Фюзеляж служит для размещения экипажа, пассажиров, грузов, и оборудования, Конструктивно связывает между собой крыло, оперение, иногда шасси и силовую установку.
Шасси предназначены для взлета и посадки, а также для передвижения самолета по аэродрому. На самолете могут устанавливаться колесные шасси, поплавки(на гидросамолетах), лыжи и гусеницы(у самолетов с повышенной проходимостью). Шасси бывают убирающимися и неубирающимися. Самолеты с убирающимися шасси имеют меньшее лобовое сопротивление, но тяжелее и сложнее по конструкции.
Оперение предназначается для обеспечения устойчивости, управляемости и балансировки самолета.
37.Системы управления и оборудования самолёта.
Системы управления самолетов разделяются на основные и вспомогательные. К основным принято относить системы управления воздушными рулями. Вспомогательные системы служат для управления двигателями, шасси, тормозами, люками, дверми. Управление самолета производится с помощью штурвальной колонки или ручкой управления, педалей. Для облегчения пилотирования и повышения безопасности полета в системе управления могут включаться автопилоты и БЦВ; управление делается двойным. Уменьшение нагрузок, действующих на рычаги управления при отклонении рулей, обеспечивается гидравлическими, пневматическими, или электрическими усилителями, называемыми бустерами. Устройство сервокомпинсации. Управление самолетом в случае, когда воздушные рули не эффективны (полет в сильно разряженной атмосфере на самолете вертикального взлета и посадки) осуществляется газовыми рулями.
Оборудование самолета включает приборное, радио, электрооборудование, противооблединительные устройства, высотное, бытовое и специальное оборудование. А для военных самолетов также вооружение(пушки, танки, ракетки, бомбы и бронирование).
Приборное оборудование в зависимости от назначения подразделяется: пилотажно-навигационное(вариорное, авиа-горизонт, компасы и автопилоты); оборудование для контроля работы двигателей(монометры, расходомеры, и др.);вспомогательное оборудование(амперметры, вольтметры и т.д.);
Электрооборудование самолета обеспечивает: работу приборов, средств управления, радио, системы пуска двигателей и освещения.
Радиооборудование включает в себя средство радиосвязи и навигации; радиолокационное оборудование, система автоматического взлета и посадки; для обеспечения безопасности и защиты человека в полете при больших высотах служат высотное оборудование самолета(системы кондиционирования воздуха, кислородного питания и т.д.);
К специальному оборудованию относятся системы авто-контроля работы бортовых систем и конструкции самолета, а также аэрофотосъемка, оборудованная для перевозки больных и раненных.
38.Самолёты вертикального взлёта и посадки (СВВП).
Увеличение полета скоростей самолета приводит к росту взлетно-посадочных скоростей в результате чего длина взлетно-посадочных полос достигает нескольких км. В связи с этим создается СКВП и СВПП. СКВП имеют при высокой крейсерской скорости (600-800)км в час длину взлетно-посадочной дистанции не более 600-650 метров. Сокращение взлетно-посадочной дистанции в основном достигается применением мощной механизации крыла и управлением пограничным слоем, отклонением вектора тяги м.двигателей. Вертикальный взлет и посадка СВПП обеспечивается специальными подъемными двигателями, отклонением реактивных сопел или поворотом осных двигателей. (см рис12)
39.Гидросамолёт.
Это самолет способный базироваться, производить взлет и посадку на водной поверхности. Общие принципы аэродинамической и конструктивной компановки гидросамолета такие же как и у сухопутного самолета. Но дополнительно гидросамолет удовлетворяет специфическим требованиям эксплуатации(остойчивость на плаву, устойчивость пробега и разбега, способность маневрирования на водной поверхности и др.). При нахождении на плаву вес гидросамолета полностью воснимается гидростатической подъемной силой(водоизмещением его корпуса). В процессе разбега - подъемной силой глиссирующей поверхности днища его корпуса и аэродинамической подъемной силы крыла, которая при достижении взлетной скорости обеспечивает отрыв гидросамолета от водной поверхности. Профилированные обводы днища корпуса гидросамолета создают гидродинамическую подъемную силу, обуславливают устойчивость бега, достижение минимальных перегрузки и брызгобразования(при разбеге и пробеге гидросамолета). Наличие на днище корпуса гидросамолета поперечного уступа - редана способствует отрыву гидросамолета от водной поверхности на предвзлетных скоростях.
Гидросамолет обычно строят по 2-м конструктивным схемам: в виде летающей лодки, в корпусе которой располагается экипаж, пассажиры и установлено необходимое навигационно-пилотажное оборудование, и в виде обычного сухопутного самолета, имеющего шасси с поплавками. Боковую остойчивость летающей лодки на плаву обеспечивают подкрыльные поплавки или жабры(обтекаемое водоизмещающая емкость), прикрепленные по бокам корпуса лодки. Гидросамолет с взлетно-посадочным устройством в виде сочетания колесного шасси и лодки, или поплавков(самолет-амфибия) может базироваться как на акваториях так и на сухопутных аэродромах.
40.Особенности конструкции и полёта самолёта.