Полевые работы на изысканиях для реконструкции автомобильных дорог

Как уже отмечалось, полевые работы на изысканиях для реконструкции приходится выполнять без перерыва движения по дороге. Поэтому особое внимание должно быть уделено соблюдению требований техники безопасности. Перед началом любых работ на дороге с обеих сторон от места их производства устанавливают на расстоянии 50м. предупреждающие знаки «Дорожные работы» и переносные барьеры, перекрывающие полосу, на которой будут выполняться работы. За движением организуют непрерывное наблюдение в целях своевременного оповещения сотрудников об опасности. Все необходимые приборы и оборудование для работ по возможности располагают за пределами дороги.

Полевые работы при изыскании для составления проекта реконструкции начинают с восстановления оси существующей дороги. Промер линии и разбивку пикетажа ведут по правой бровке дороги по ходу километража, указывая на сторожках и в пикетажном журнале расстояние от сторожка до оси дороги. В горах вместо сторожков можно делать надписи краской на выходах скальных пород. Для закрепления трассы используют преимущественно постоянные предметы на придорожной полосе – устои мостов, оголовки труб, дорожные знаки и т.д. Промежуточные точки на проезжей части отмечают в зависимости от типа покрытия краской или забиваемыми в одном уровне с покрытием металлическими штырями. Положение вершин углов поворота находят по пересечениям тангенсов смежных кривых. Радиусы кривых в плане (рис.2.1.) вычисляют: для кривых малого радиуса - по замеренным углам, биссектрисам или тангенсам, а для кривых больших радиусов или при недоступности углов поворота - по нескольким измеренным хордам и стрелкам, используя обычные геометрические зависимости. При наличии переходных кривых формулы осложняются необходимостью учитывать величину сдвижки основной кривой. Конец переходной кривой можно найти, измеряя стрелки ( полевые работы на изысканиях для реконструкции автомобильных дорог - student2.ru ) и хорды (L) по оси дороги. В пределах круговой кривой постоянной длине хорды будут соответствовать равные стрелки. На участках переходных кривых стрелки будут уменьшаться по мере приближения к прямому участку дороги.

полевые работы на изысканиях для реконструкции автомобильных дорог - student2.ru полевые работы на изысканиях для реконструкции автомобильных дорог - student2.ru полевые работы на изысканиях для реконструкции автомобильных дорог - student2.ru

полевые работы на изысканиях для реконструкции автомобильных дорог - student2.ru - стрелка прогиба

 
  полевые работы на изысканиях для реконструкции автомобильных дорог - student2.ru

полевые работы на изысканиях для реконструкции автомобильных дорог - student2.ru полевые работы на изысканиях для реконструкции автомобильных дорог - student2.ru

Б Т

полевые работы на изысканиях для реконструкции автомобильных дорог - student2.ru полевые работы на изысканиях для реконструкции автомобильных дорог - student2.ru

полевые работы на изысканиях для реконструкции автомобильных дорог - student2.ru δ

полевые работы на изысканиях для реконструкции автомобильных дорог - student2.ru полевые работы на изысканиях для реконструкции автомобильных дорог - student2.ru полевые работы на изысканиях для реконструкции автомобильных дорог - student2.ru полевые работы на изысканиях для реконструкции автомобильных дорог - student2.ru

L

полевые работы на изысканиях для реконструкции автомобильных дорог - student2.ru

α полевые работы на изысканиях для реконструкции автомобильных дорог - student2.ru

Рис. 2.1. Определение радиуса поворота существующей автомобильной дороги.

При нивелировании инструмент ставят на обочине. За основу для нивелирования принимают связующие точки, забиваемые пикетажистом на бровке земляного полотна. На сторожках и в пикетажном журнале с точностью до 0,1м. указывают расстояние до оси дороги. Необходимые для построения продольного профиля отметки оси дороги на пикетах и другие характерные точки нивелировщик снимает как промежуточные.

Определяются отметки всех переломных точек продольного профиля, настилов мостов (не менее чем в трех точках), примыканий дорог, оголовков и лотков входных и выходных отверстий труб. На вертикальных кривых отметки определяют по оси дороги через 20-50м. в зависимости от длины кривой и плавности продольного профиля. Величину радиуса вертикальной кривой определяют расчетом. Требования к точности геодезических работ при изысканиях для реконструкции те же, что и при изысканиях новых дорог.

Обеспечение видимости определяется для условий движения по дороге в двух направлениях с положения траектории движения водителя (1,5-1,7м. от кромки проезжей части и высота над покрытием в 1,2м.).

Обследование земляного полотна и водоотвода

Проведение работ включает определение геометрических размеров (ширина по бровкам, ширина обочин, уклоны откосов, поперечные уклоны обочин и т. д.) в характерных местах по длине трассы: перехода из выемки в насыпь и наоборот, над трубами, на подходах к мостам, по съездам и переездам. На однотипных участках дорожных одежд и грунта земляного полотна снимаются до 5 поперечников на 1км.

При обследовании поперечного профиля земляного полотна следует иметь в виду, что поперечники должны охватывать полосу, достаточную для проектирования уширения земляного полотна и системы водоотвода, а также размещения велосипедных и пешеходных дорожек (не менее чем по 20м. в каждую сторону от оси дороги). В населенных пунктах поперечные профили снимают до объектов застройки, при расположении дороги вдоль горного водотока – до уреза воды с фиксированием сохранившихся на местности следов горизонта высоких вод.

Большое значение отводится обследованию пучинистых мест. По данным службы эксплуатации выясняются характер и размеры деформаций от пучин, принимавшиеся меры для предупреждения пучин и успех этих мероприятий. На месте устанавливаются факторы, причины и характер пучинообразования, грунтовые и гидрологические условия. Отбираются пробы грунтов для лабораторного анализа. По каждому пучинистому участку составляется план участка, продольные и поперечные грунтовые профили, пояснительная записка с изложением намечаемых мер для устранения пучин.

Особое внимание обращается на состояние водоотвода на всем протяжении трассы. При этом замеряются продольные уклоны канав, кюветов, водостоков. Определяется состояние дна и стенок канав, заиленность, наличие растительности, оплывов, наносов, колодцев, перепадов лотков, их разрушения, сложность и возможность ремонта. Работа водоотвода наблюдается в разное время года в дождливое время.

В случае отсутствия информации или ненадежности имеющихся данных по грунтовому разрезу выполняются инженерно-геологические обследования. Для этого могут применяться буровой и шурфовой методы. При равнинном рельефе, однородных грунтовых напластованиях на 1км. дороги закладывают 1…2 буровые скважины глубиной до 2 метров. На участках со сложными грунтовыми и гидрогеологическими условиями, а также в местах, где проявляются деформации земляного полотна, количество скважин и их глубину назначают в объеме, достаточном для получения инженерно-геологических профилей и обоснования соответствующих проектных мероприятий. Желательно одновременно отбирать и пробы слоев дорожной одежды. Обязательно определяется уровень грунтовых вод (УГВ) и режим его изменения в течение года. Выявляются возможные места закладки грунтовых карьеров, а также отвалов грунта из уширяемых выемок.

Участки дорог на болотах обследуются прежде всего на предмет определения устойчивости, особенно при планируемом уширении или увеличении высоты насыпи. Такие обследования должны включать устройство скважин с отбором проб грунта, торфа, материалов минерального дна по ширине существующего земляного полотна и на уширении. Определение в лабораторных условиях свойств грунта и торфов должно однозначно характеризовать их состояние и позволить надежно спрогнозировать работу существующего земляного полотна и после его реконструкции.

Перечисленные работы по обследованию земляного полотна достаточно трудоемки. Значительного повышения эффективности можно добиться применением георадарных технологий. При этом выявляются размещение геологических слоев, УГВ, мест расположения переувлажнённых и разуплотнённых грунтов, толщин слоев однотипных грунтов, слоев дорожных одежд. Однако георадары не следует использовать в дождливую погоду и при температуре ниже 00С. Контрольные данные бурения и шурфов повышают надежность георадарных измерений и их интерпретации.

Обследование дорожных одежд

Исходными данными при обследовании дорог служит документация, получаемая в дорожно-эксплуатационных организациях. В этом случае важным является выявление участков, где проводился капитальный ремонт дорожных одежд, усиление дорожных одежд, с большими объемами разрушений в виде трещинообразования, выбоин и т. д.

Наиболее эффективны исследования дорожных одежд в периоды, когда они имеют наименьшую прочность, т.е. весной и осенью, в периоды наибольшего переувлажнения грунтового основания. Как правило, именно в эти периоды на дорожных одеждах появляются деформации, свидетельствующие о недостаточном сопротивлении нагрузкам.

Все дефекты, обнаруженные на дорожном покрытии, нужно разделить по видам, каждый из которых имеет свои характерные особенности (Табл.2.1.).

Таблица 2.1.

Наши рекомендации