Хранение и выдача груза получателю
Прибывший в порт назначения и выгруженный на причалы или в склады порта груз хранится бесплатно в течение 1 суток, не считая дня прибытия. Дальнейшее его хранение оплачивает получатель.
Склады порта предназначены для накопления необходимой для загрузки судна партии груза, подготовки его к отправлению, приёма доставленного судами груза и не рассчитаны на длительное его хранение. Поэтому правилами установлено, что прибывший груз должен быть принят получателем и вывезен со склада порта в сжатые сроки. Для скоропортящихся и опасных грузов предельный срок вывоза установлен 4…8 ,12…48 ч, а для всех остальных (кроме домашних вещей) - 5 сут. К получателям, нарушающим эти правила, могут быть применены материальные санкции. В частности, если из-за несвоевременного вывоза грузов склады порта оказываются переполненными и нормальная переработка грузов нарушается, перевозчик имеет право увеличить плату за хранение до пятикратного размера. Кроме того, начальник порта может не вывезенные своевременно грузы передать для хранения в свободные и выделенные для этой цели склады, принадлежащие другим организациям.
Ответственность за последствия несвоевременного вывоза груза и за изменение его качества ложится на получателя.
Выдача получателю прибывшего в порт назначения груза завершает процесс перевозки и является важной заключительной операцией, которая означает, что договор перевозки выполнен. Это должно быть оформлено распиской получателя в дорожной ведомости.
Основным документом, подтверждающим право на получение груза, является грузовая квитанция. Получатель может передать свое право на получение прибывшего груза другому лицу или организации. Передачу этого права оформляют переуступочной надписью на грузовой квитанции, что удостоверяет подписью руководитель и главный бухгалтер грузополучателя.
Если груз адресован предприятию, учреждению или организации, он может быть выдан и без предъявления грузовой квитанции. В этом случае лицо, уполномоченное получателем на прием прибывшего груза со склада порта, обязано представить порту надлежаще оформленную доверенность. Доверенность может быть разовой (на получение определенной отправки груза) и постоянной (на определенный срок). Разовую доверенность прилагают к дорожной ведомости и вместе с отчетом о выдаче груза представляют перевозчику, постоянная - хранится у перевозчика, а ее копия находится у лица, которому она выдана.
До фактической выдачи груза перевозчик обязан проверить правильность начисления платежей и сборов за перевозку в пункте отправления, начислить платежи и сборы, не полученные при отправлении и причитающиеся за работы и услуги, выполненные в пути и в пункте назначения. На основе этого расчета получатель выплачивает причитающиеся перевозчику суммы, после чего получает подлинную накладную на прибывший груз.
Иногда получатель вывозит груз не в тот день, когда он произвел расчеты за перевозку, а позднее, когда срок хранения груза истек. В таких случаях следует предварительно получить дополнительный сбор за хранение. Окончание выдачи груза фиксируют отметкой на обороте накладной, указывая дату выдачи, число мест, и массу выданного груза.
При получении груза со склада порта получатель имеет право потребовать проверку его массы. Груз, масса которого была определена в порту отправления, проверяют путем взвешивания всей партии или по желанию получателя — части ее. Груз, масса которого указана отправителем, либо установлена ГОСТом и указана на грузовых местах, проверяют только в случаях повреждения пломб, нарушения защитной маркировки или наличия других признаков утраты, порчи или повреждения. При этом проверяют лишь массу поврежденных грузовых мест; если тара исправна, груз выдают по числу мест без проверки.
Для проверки содержимого по требованию получателя перевозчик обязан вскрыть поврежденные места груза или багажа, что оформляют коммерческим актом.
Факт выдачи груза получателю удостоверяется его распиской в дорожной ведомости.
РОЗЫСК И ДОСЫЛКА ГРУЗА
Вследствие ошибок или небрежности при маркировке, складировании, погрузке или выгрузке груза, а также в результате неточного или неясного оформления транспортных документов иногда в порт назначения поступает груз, на который нет сопровождающих транспортных документов, или, наоборот, поступают документы, а груз отсутствует. Это значит, что в каком-то звене транспортного конвейера был допущен коммерческий брак, для устранения которого должны быть приняты необходимые меры.
Одним из наиболее распространенных видов коммерческого брака является засылка груза, т.е. доставка его не в тот пункт назначения, который указан в накладной.
На каждую обнаруженную засылку порт прибытия обязан составить коммерческий акт, а засланный неправильно груз вместе с транспортными документами и коммерческим актом направить в надлежащий пункт назначения.
Коммерческий акт составляют и в случае поступления груза без сопровождающих транспортных документов.
Если в порт поступили грузовые документы без груза, либо груз без документов, либо по документам прибыл груз, который полностью или частично относится к другой отправке, должен быть немедленно организован розыск груза или документов.
Розыск является одной из мер устранения коммерческого брака в случаях: обнаружения утраты отдельных мест груза; наличия бездокументных мест груза или документов без груза; неприбытия груза после истечения установленного срока доставки; получения запросов грузовладельцев или других портов и железных дорог.
Задача розыска - установить, где и вследствие каких обстоятельств задержаны не прибывший в пункт назначения груз или документы на поступивший груз. Перевозчик обязан тщательно проверить на своих складах и по книгам прибытия грузов и багажа, нет ли разыскиваемого по данной отправке груза или багажа. Если он не обнаружен, направляют запрос в порт отправления, который обязан в суточный срок ответить на запрос, где находится или когда и на каком судне отправлен разыскиваемый груз и по какой дорожной ведомости.
При обнаружении бездокументного груза или багажа перевозчик обязан установить наименование груза, а по марке - наименование порта отправления и запросить этот порт, где находятся или когда и на каком судне отправлены грузовые документы. При необходимости направляют запросы на соответствующее судно, пункт перевалки, где по сообщению пункта отправления могут находиться разыскиваемые грузовые документы.
Таким же порядком производится розыск не прибывшего в установленный срок груза в тех случаях, когда получатель предъявляет документы, удостоверяющие сдачу груза на перевозку.
Каждый случай розыска груза записывают в книге регистрации поступивших заявлений и запросов по розыску. Поступившим заявлениям на розыск груза присваивают порядковые номера по книге, и под этими же номерами учитывают все запросы и переписку по розыску данной отправки груза.
Ответственность за правильную и своевременную организацию розыска груза несет порт назначения, который должен установить, где находится неприбывший груз, обеспечить его доставку получателю или убедиться в его утрате, если это подтверждается коммерческим актом.
Если в течение 15 дней принадлежность бездокументного груза не установлена, груз подлежит реализации.
Требование получателя наложить на грузовую квитанцию штемпель о неприбытии груза, заявленное после 30 дней по истечении срока доставки груза (или 20 дней по истечении срока доставки багажа), а по грузам прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения — по истечении 4 месяцев после приема их к перевозке, должно быть принято перевозчиком для проверки. Если в результате будет установлено, что требуемый груз прибыл и уже выдан (другому получателю по переадресовке, реализован как невостребованный или по другим обстоятельствам), на квитанции или заявлении получателя порт делает отметку, когда и кому выдан груз. Если груз не поступил, на квитанции или заявлении ставят календарный штемпель и организуют розыск.
Разысканные или засланные грузы должны быть немедленно отправлены в порт назначения.
Досылкой называется отправка части принятой на перевозку партии груза, которая не была отправлена по накладной вместе с основной партией.
Досылка груза возникает: когда принятую по одной накладной партию груза нельзя было погрузить на одно судно; при перевалке груза из крупного судна в судно малой грузоподъемности; в результате недосмотра работников при передаче груза на судно, вследствие чего отдельные места груза остаются на складе порта отправления; когда отдельные грузовые места были ошибочно выгружены по пути следования груза.
Подлежащий досылке груз отправляют в адрес начальника порта и оформляют по досылочной дорожной ведомости, в которой указывают номер накладной основной отправки и наименование судна, на котором была отправлена основная партия груза.
Выдают груз по предъявлении получателем соответствующей накладной на всю партию груза. Если на прибывший по досылочной ведомости груз был ранее составлен коммерческий акт, его получатель возвращает порту. При наличии в накладной отметки об удовлетворении претензии груз выдают после возврата получателем полученных по претензии сумм.