Общие сведения о пассажирских перевозках

Глава 1

Техническое и технологическое

Обеспечение пассажирских перевозок

Общие сведения о пассажирских перевозках

В зависимости от дальности поездки различают следующие виды сообщений:

q прямое - в пределах двух и более дорог;

q местное - в пределах одной дороги;

q пригородное - в пределах пригородного участка (на расстояние до 150 км).

Создание необходимых удобств пассажирам каждого вида сообщения учитывается при формировании определенных категорий поездов. К ним относятся:

ü дальние, следующие на расстояние более 700 км;

ü местные, следующие на расстояние до 700 км;

ü пригородные, обращающиеся на пригородных линиях.

В свою очередь дальние и местные поезда делятся на скорые и пас­сажирские.

Скорые поезда формируются из вагонов повышенной комфортабель­ности, имеют меньший вес и населенность поезда, следуют с более вы­сокими скоростями. В зависимости от качества предоставляемых услуг некоторым поездам может присваиваться категория "фирменный".

Пассажирские поезда формируются из вагонов меньшей комфор­табельности, чем скорые, в них включаются купейные и некупейные плацкартные вагоны, а иногда вагоны с местами для сидения. Они имеют больший вес и меньшую маршрутную скорость, более частые остановки.

Пригородные поезда имеют меньший вес, чем дальние и местные, и, как правило, большую населенность. Кроме раздельных пунктов (станций, разъездов и т.д.), эти поезда останавливаются на пассажир­ских остановочных пунктах, устраиваемых на перегонах специально для посадки и высадки пассажиров.

На малодеятельных линиях с незначительным пассажиропотоком и малой пропускной способностью обращаются грузопассажирские поезда, которые формируются из пассажирских и грузовых вагонов и имеют вес, соответствующий весу грузовых поездов.

На ряде направлений сети железных дорог обращаются спе­циальные почтово-багажные поезда, предназначенные для перевозки почты и багажа пассажиров. Иногда в них включаются вагоны для перевозки пассажиров. Такие поезда формируются из почтовых и ба­гажных вагонов и следуют со скоростью пассажирских поездов. В пути следования в этих поездах производятся выгрузка и погрузка почты и багажа, а также отцепка вагонов, следующих до определенных стан­ций, и прицепка вместо них новых почтовых и багажных вагонов. При наличии почтово-багажных поездов в скорые и пассажирские поезда почтовые и багажные вагоны не включаются, что дает возможность значительно увеличить вместимость состава.

В основе организации движения пассажирских поездов лежит расписание, определяющее время отправления поездов со станций, прибытия на станции и стоянки в пути следования. Расписание состав­ляется на основе графика движения поездов, разрабатываемого ком­плексно для грузового и пассажирского движения. Каждому поезду, наносимому на график движения, присваивается определенный номер - четный при следовании с севера на юг и с запада на восток и нечет­ный - в обратном направлении.

Пассажирские и людские поезда имеют следующую нумерацию:

¨ пассажирские:

Ø скорые круглогодичного обращения ………… .1-148

Ø скорые летние………….…………………........201-298

Ø скоростные………….………………………….151-168

Ø ускоренные……………………………………..171-198

Ø дальние круглогодичного обращения..……….301-398

Ø дальние летние .……………………………….401-498

Ø разового назначения …….……………………501-598

Ø местные……….………………………………..601-698

Ø туристические…………….…………………... 751-798

¨ ускоренные составами дизель- и электросекций:

Ø повышенной комфортности…………………..801-848

Ø без дополнительных услуг…………………….851-898

Ø пригородные………………….……………..6001-6998

¨ почтово-багажные, грузопассажирские и другие

людские поезда:

Ø почтово-багажные ..……………………………901-948

Ø грузо-пассажирские по билетам ..…………….951-968

Ø людские (по грузовым документам)..………...971-998

Формирование пассажирских поездов производится в соответствии с установленной композицией состава, предусматриваю­щей порядок расстановки в составе вагонов различных категорий.

Парк пассажирских вагонов подразделяется на пассажирские, багажные, почтовые, почтово-багажные, вагоны-рестораны и специаль­ные вагоны. Пассажирские вагоны делятся на жёсткие (некупейные и купейные), мяг­кие, мягко-жёсткие и с сидячими места­ми (межобластные). В составе пассажирских поез­дов вагоны располагаются в строго определенном порядке: почтовый и багажный ва­гоны всегда следуют в голове поезда и. обычно не имеют порядкового номера; вагоны-рестораны, купейные вагоны и вагоны с радиоузлом, вагоны высшей ка­тегории располагаются в середине состава. Группы купейных, плацкартных и общих вагонов могут находиться как в голрвной, так и в хвостовой частях поезда. Пассажирские поезда международного пассажирского сообщения формируются по специальным схемам. Нумера­ция вагонов в составе обычно идёт от ло­комотива к хвостовой части поезда. Счёт мест в вагоне ведётся от служебного от­деления проводника. Нижние спальные места имеют нечётные, а верхние - чёт­ные номера. В составе поезда могут вы­деляться вагоны, предназначенные для отдельных категорий пассажиров (например, военнослу­жащих, пассажиров с детьми). В вагонах также отводятся места для отдыха проводников, работников вагона-ресторана и электромеханика поезда.

Организация пассажирских перевозок осуществляется на основе прогнозирования и статистических законов изменения пассажиропотоков во времени. В эксплуатационной работе руководствуются перспективными, годовыми и оперативными планами пассажирских перевозок, в которых устанавливаются объемы пассажирских перевозок по числу отправленных пассажиров по видам сообщений, числу перевезенных пассажиров, пассажирообороту и средней дальности поездки одного пассажира.

Предусматриваемые графиком размеры движения поездов различ­ных категорий и назначений зависят от мощности пассажиропотока, композиции составов, а следовательно, их вместимости.

Наши рекомендации