Задачи на хозяйственные ситуации
Задача 1
Выберите для внедрения систему распределения из трех предлагаемых, если для каждой из систем известны значения по следующим параметрам (табл. 3.1).
Пример решения задачи.Для того чтобы из предлагаемых систем распределения выбрать одну, необходимо установить критерий выбора. Предлагаемые условия сравнения систем характеризуют затраты, связанные с ее организацией и функционированием. Однако эти затраты имеют различные годовые измерители. Следовательно, необходимо все затраты привести к единому годовому измерителю, тогда в качестве критерия выбора будет выступать критерий «минимум приведенных затрат».
Величину приведенных затрат определим по следующей формуле:
, (1)
где Зприв — приведенные годовые затраты системы распределения, у.е./год;
Зэкспл — годовые эксплуатационные затраты, у.е./год;
Зедин — единовременные затраты, у.е.;
Токуп — срок окупаемости системы, год.
К эксплуатационным затратам в системе распределения относятся следующие:
— издержки по содержанию товарных запасов (затраты на хранение, текущие затраты на содержание складов, страхование запасов и т. п.);
— издержки по реализации товарной продукции (издержки по получению товарных заказов, издержки по оформлению заказов, издержки по оформлению договоров поставки, коммуникационные издержки и т. п.);
— потери в результате отсутствия товарных запасов.
Таким образом, для реализации выбираем тот вариант системы распределения, который имеет минимальное значение приведенных годовых затрат.
Подставим в формулу (1) исходные данные, характеризующие первую систему распределения:
Ответ: для внедрения выбираем первую систему распределения.
Задача 2
Выберите для внедрения систему распределения из трех предлагаемых, если для каждой из систем известны значения показателей (табл. 3.2).
Ответ: для внедрения выбираем третью систему распределения.
Задача 3
Выберите для внедрения систему распределения из четырех предлагаемых, если для каждой из систем известны значения показателей (таблица 3.3).
Ответ: для внедрения выбираем четвертую систему распределения.
Задача 4
Фирма дистрибьютер біршама сатушылардан тауардың ауқымды ассортиментін алады және оларды сатып алушыларға пошта тапсырысы бойынша жібереді. Өнім қоймада келесідей аудан қажеттілігі бойынша сақталады:
I квартал – 32 000 м2;
II квартал – 110 000 м2;
III квартал – 90 000 м2;
IV квартал – 80 000 м2.
Кәсіпорынның жеке меншік қоймасының құрылысына тұрақты шығын – 590 000 а.б. (ақша бірлігі), ал ауыспалы – 50 а.б./м2. Кәсіпорынның жылдық жекеменшік қоймасын қолдану шығыны – 0,1 а.б./м2. Жыл сайынғы жалгерлік үшін төлем және әлеуметтік қойманы қолдануы - 0,95 а.б./ м2.
Кәсіпорынның жекеменшік қойманы 30 жылдық пайдалану мерзімімен салу қажет пе екенін анықтау керек. Егер қажет болса онда қандай ауданмен: 49000, 150000 және 110000 м2 ?
Задача 6
Перед предприятием по производству ряда деталей для токарных станков стал вопрос оценки системы управления распределением готовой продукции. Учитывая, что продукция этого предприятия имеет производственное назначение, вопрос о каналах распределения здесь не актуален, поскольку в данный момент он имеет оптимальную структуру: производитель — потребитель. Особое внимание необходимо уделить именно процессу сбыта готовой продукции: оценить систему управления поставками, уровень сервиса, а также систему управления товарными запасами.
Таким образом, сотрудники отдела логистики получили задание, одним из пунктов которого являлась оценка характера поставок с точки зрения их равномерности и ритмичности. Результаты были необходимы для того, чтобы при продлении договорных отношений рациональным образом оформить условия договора и предложить клиенту более высокий уровень его обслуживания. Это, в свою очередь, приведет к тому, что предприятие пересмотрит и улучшит управление системой распределения.
До этого времени, согласно договору поставки (который был заключен на шесть месяцев), предприятие обязалось к десятому числу каждого месяца поставлять клиенту партию деталей в размере 125 единиц. Анализ динамики поставок специалистами по логистике выявил следующие результаты, представленные в табл. 3.4.
На основании этих результатов логистам необходимо провести расчеты по заданию, а также сравнить эти результаты с результатами главного конкурента. При этом известно, что коэффициент равномерности поставок конкурента равен 87%; коэффициент аритмичности — 0,55%; среднее время задержки поставок — 3 дня.
Жекізілім айлары | Жеткізілім көлемі | Кешігу уақыты |
шілде | ||
тамыз | ||
қыркүйек | ||
қазан | ||
қараша | ||
желтоқсан |
Задача 7
Предприятие по поставке упаковки для разлива молочной продукции решило провести внеплановую оценку системы сбыта готовой продукции. Для контрольной оценки была выбрана наиболее важная в этом отношении номенклатурная позиция — литровые полиэтиленовые пакеты для молока жирностью 3,2%.
Сотрудники отдела сбыта получили задание: оценить характер поставок продукции выбранной номенклатуры с точки зрения их равномерности и ритмичности. Также необходимо определить своевременность поставок, т. е. определить отклонения во времени от графиков поставки. Расчеты необходимо провести за последние 10 месяцев работы предприятия.
Договор поставки с основным клиентом (объемы закупок которого составляли 80% продукции предприятия) был заключен на год. Условия договора следующие: каждые 10 дней осуществлять поставку литровых полиэтиленовых пакетов для молока жирностью 3,2% в размере 1010 шт. Задержка поставки недопустима.
Анализ динамики поставок за последние 10 месяцев дал следующие результаты, представленные в табл. 3.5.
Поставьте себя на место специалистов по сбыту этого предприятия и произведите необходимые расчеты.
Ответ: Краз = 94,33%; Кар = 0,43%; ТЗср = 0,1 дн.
Задача 8
№5
Фирма КА, КВ, КС өткізу нарығында өнімді өткізумен айналысып әр түрлі аймақтарда П1, П2, П3, П4, П5 тұрақты жеткізушілерге ие. Сату көлемінің ұлғаюына байланысты фирмада жаңа нарыққа тауар жылжытуды және өзінің клиенттерін үздіксіз жабдықтауды қамтамасыз ететін жаңа тарату қоймасының құрылысы жөнінде сұрақ көтеріледі.
Бастапқы деректер. Есепті оңайлату үшін қоймаға өнімді тасымалдау үшін жеткізушілерге тариф (Т) 1 а.б./т.км, ал қоймадан өнімді тасымалдау үшін клиенттерге тариф: КА – 0,8 а.б./т.км, КВ – 0,5 а.б./т.км, КС – 0,6 а.б./т.км.
Жеткізушілер орташа жеткізу партиясын шамаға сәйкес: П1 – 150 т, П2 – 75 т, П3 – 125 т, П4 – 100 т, П5 – 150 т. Клиенттерге өткізу кезінде жеткізілім партиясы тең болады: КА = 300, КВ = 250, КС = 150.
Берілген мәліметтерге сүйеніп жаңа тарату қоймасының орнын анықтаңыз.
Задачи на хозяйственные ситуации
Задача 9
Ситуация № 1
В г. Орел работает небольшое частное производственное предприятие, выпускающее пластиковые горшки и кашпо для комнатных растений.
Система распределения этого предприятия строится следующим образом.
На предприятии существует отдел сбыта, который работает в двух направлениях: розничные и оптовые продажи.
Розничные продажи осуществляются собственными силами посредством продажи в трех магазинах промтоваров в г. Орел и в магазине промтоваров г. Ромны Орловской области. Товар складируется на территории предприятия и доставляется в магазиныарендованным транспортом по мере необходимости.
Оптовые продажи осуществляются мелкооптовым дилерам в города Курск, Брянск, Тулу и Подольск Московской области. Дилеры доводят товар до конечных потребителей через собственные розничные продажи или через розничных торговых агентов. Товары купленные дилерами, складируются на площадях их торговых точек и доставляются к местам продажи посредством собственных сил. Так, курский и тульский дилеры имеют собственные автомобили для перевозки товаров, а остальные — пользуются арендой.
Задание. Определите субъект, объект и границы логистической системы распределения орловского предприятия. Используя различные методы анализа каналов распределения, обозначьте и прокомментируйте каналы распределения предприятия.
Задача 10
Ситуация № 2
Компания PANASONIC является известным производителем мобильных телефонов различных модификаций.
Для сбыта своей продукции компания использует следующую систему распределения.
Продукция продвигается от производителя к конечному потребителю через 10 официальных дистрибьюторов. Дистрибьюторы в свою очередь могут иметь неограниченное количество дилеров.
Доставка от производителя к дистрибьюторам осуществляется силами последних. Чаще всего это происходит с привлечением сторонних перевозчиков. Дилеры же осуществляют вывоз товара самостоятельно.
Дистрибьюторы имеют свои пункты хранения товара, где осуществляют разукрупнение партий и формируют заказы, состоящие, как правило, из товаров не только компании PANASONIC.
Задание. Определите субъект, объект и границы логистической системы распределения компании PANASONIC. Используя различные методы анализа каналов распределения, обозначьте и прокомментируйте каналы распределения компании.
Задача 11 Ситуация № 3
Предприятие «Орион» в г. Новокузнецк выпускает моторчики для вентиляторов марки Х-11. Моторчики поставляют в г. Иркутск, где на предприятии «Горизонт» собирают вентиляторы данной марки и продают через независимых оптовых посредников, которые, в свою очередь, организуют розничную продажу данного товара.
Склады готовой продукции имеются на территории предприятия «Орион», на предприятии «Горизонт» и собственно у оптовых посредников.
Транспортировку груза «Орион» осуществляет собственными силами, «Горизонт» и оптовики используют арендованный транспорт.
Задание. Определите субъект, объект и границы логистической системы распределения предприятия «Орион» и предприятия «Горизонт». Используя различные методы анализа каналов распределения, обозначьте и прокомментируйте каналы распределения этих предприятий.
Задача 12
Ситуация № 4
Предприятие «Малыш и Карлсон» производит мягкие игрушки. Ассортимент предприятия составляет порядка 1000 наименований.
Исследования системы распределения данного предприятия показали несостоятельность сбытовых процессов. Было решено отдать эту функцию на аутсорсинг одному из лучших дистрибьюторов, с которым предприятие ранее сотрудничало.
Таким образом, отдел сбыта был сокращен до минимума и на сегодняшний день стал представлять собой лишь контролирующий орган.
Задание. Определите субъект, объект и границы логистической системы распределения предприятия «Малыш и Карлсон». Используя различные методы анализа каналов распределения, обозначьте и прокомментируйте каналы распределения предприятия.
Задача 13
Тарату орталығын анықтау әдістерінің бірі -сын нүкте әдісі (метод критической точки).
Егер ТО таңдауға қатысты 3 нұсқа бар болса, оның көрсеткіштері кесетеде берілген. Сонымен қатар дилер үшін 20 пайыз жеңілдік қарастырылған. В денежном выражении эта скидка составит 34 тыс. тг. на каждую единицу товара. Очевидно, что переменные издержки при заключении договора с региональным представителем составят 40 тыс. тг./ед.
Варианттар | Тұрақты шығындар, Млн. тг | Айнымалы шығындар, Млн. Тг/бірлік |
А | ||
В | ||
С | ||
Д (дилер) |
Шығындарды талдап, сын нүкте әдісін қолданып ТО таңдаңыз.
Задача 14
1. На складе ТОО «Данекер» 1 февраля 2014 года было установлено, что площадь, предназначенная для хранения грузов, составляет 250 м2. Проходы и погрузочно-разгрузочные площадки занимают 86 м2, в служебных целях используется 15 м2. Рассчитайте коэффициент полезно используемой площади для этого склада.
S= 250 s=86 sc=15 K=250+86+15= 351 Kp=250/351 =0,71
15 есеп
Общая площадь складов ТОО «Сусын», крупнейшего в регионе производителя прохладительных напитков, составляет 25000 м2. В таблице приведены площади, отведенные для хранения запасов, и объем хранения по итогам инвентаризации, проходившей в конце декабря 2013 года. Рассчитайте показатель удельной нагрузки для общей площади склада.
16 есеп
На склад детского трудового лагеря «Аккайын» в июне 2016 года поступило 820 кг мяса, 450 кг крупы перловой, 1200 кг картофеля и 20 сборных кроватей общей массой 400 кг. За этот же месяц со склада было выдано 680 кг различных товаров. Общий объем хранения – 22400 кг. Рассчитайте показатель грузооборота склада.
17 есеп
В 2015 году на склад «Атырауской трубопрводной компании» поступило 1210 тонн ттг диаметром 530 мм и 1400 тонн диаметром 1020 мм. За этот же год было реализовано 2100 тонн ттг. Со склада было отгружено по договорам прошлого года 240 тонн и по договорам 2015 года – 1900 тонн. Складские остатки на конец года составили 2420 тонн. Рассчитайте показатели грузооборота склада по прибытию и грузооборота по отправлению.
18 есеп
Кәсіпкерлік қызметте “шығынсыздық нүктесін” анықтау ерекше орын алады. Бұл көрсеткіш өндірілген өнімнен шығынның (зиян) болмаумөлшерін көрсетеді. Дайын өнімді өткізуден түскен табыс, оны өндіруге кеткен шығынмен тең, яғни пайда нөлге тең болған жағдайды көрсетеді.
Берілгені: Өнімнің жоспарлы бағасы 250 мың тг., өзгермелі шығын – 200 мың тг., ал тұрақты шығын – 300 мың тг. Мәліметтерді пайдаланып жобаның шығынсыз болуы үшін, қанша дана өнім шығару қажет екенін анықтаңыз.
19 есеп
Тауарды тұтынушы, оны өндірушіден 100 мың тг. өнімді сатып алуды жоспарлаған. Олардың екеуіне де мәміле жасау үшін кепіллік қажет болғандықтан сақтандыру қоғамына барып, сатып алушы мәмілені 100 мың теңгеге, ал сатушы сәйкесінше 100 мың теңге сақтандыру құжатын алған. Сақтандыру тарифі сатып алушы мен сатушыға бірдей деңгейде, яғни 10% мөлшерде белгіленген.
Мәліметтерді пайдаланып, сақтандыру компаниясының қызмет көрсетуден алатын сыйлықақысын анықтаңыз.
20 есеп
Контент - талдау әдісімен тәуекелдің туындау ықтималдығын және одан болған шығын деңгейін анықтаңыз.
Берілгені: Фирма 101 кәсіпорынмен келісімшарт негізінде қарым-қатынас жасайды. Төлемдерді толық немесе уақытылы жүргізбеген кәсіпорындардың саны – 16. Ал кәсіпорының барлық келісімшартының құны – 32,0 млн. тг. Мәліметтерді пайдаланып, тәуекелдің туындау және төленбеген қарыз сомасын анықтаңыз.