Расчет конструкции на сопротивление монолитных слоев усталостному разрушению от растяжения при изгибе:
В монолитных слоях дорожной одежды возникающие при прогибе одежды напряжения под действием повторных кратковременных нагрузок не должны в течение заданного срока службы приводить к образованию трещин от усталостного разрушения. Для этого должно быть обеспечено условие:
,
где - прочность материала слоя на растяжение при изгибе с учетом усталостных
явлений, МПа;
- наибольшее растягивающее напряжение в рассматриваемом слое,
устанавливаемое расчетом, МПа.
Многослойную дорожную конструкцию приводят к двухслойной расчетной модели:
Расчетная схема:
Рис.5 Схема дорожной одежды к расчету конструкции на сопротивление монолитных слоев усталому разрушению от растяжения при изгибе.
К верхнему слою модели относятся все асфальтобетонные слои, включая рассчитываемый. Толщина верхнего слоя принимается равной сумме толщин асфальтобетонных слоев одежды:
.
Значение модуля упругости верхнего слоя модели вычисляется как средневзвешенное для всего пакета асфальтобетонных слоев по формуле:
.
Нижним слоем модели служит часть конструкции, расположенная ниже пакета асфальтобетонных слоев, включая грунт рабочего слоя земляного полотна. Модуль упругости нижнего слоя определяется путем приведения слоистой системы к эквивалентной по жесткости с помощью номограммы рис.3.1 [2]:
1) по номограмме рис.3.1 [2]: ,
тогда ;
2) тогда .
Расчетное растягивающее напряжение определяется по формуле:
,
где - растягивающее напряжение от единичной нагрузки, определяемое по
номограмме рис.3.4 [2];
- расчетное давление от колеса на покрытие, МПа;
- коэффициент, учитывающий особенности напряженного состояния покрытия
конструкции под спаренным баллоном, .
по номограмме рис.3.4 [2]: , тогда
.
Прочность материала монолитного слоя при многократном растяжении при изгибе определяется по формуле:
,
где - нормативное значение предельного сопротивления растяжению при изгибе
при расчетной низкой весенней температуре при однократном приложении
нагрузки, принимаемое по табличным данным (табл.П.3.1 [2]);
- коэффициент, учитывающий снижение прочности вследствие усталостных
явлений при многократном приложении нагрузки:
,
где - коэффициент, учитывающий различие в реальном и лабораторном режимах
растяжения повторной нагрузкой, а также вероятность совпадения во времени
расчетной температуры покрытия и расчетного состояния грунта рабочего
слоя по влажности, определяемый по табл.П.3.1 [2];
- показатель степени, зависящий от свойств материала рассчитываемого
монолитного слоя, определяемый по табл.П.3.1 [2].
- коэффициент, учитывающий снижение прочности во времени от
воздействия погодно-климатических факторов (табл.3.6 [2]);
- коэффициент вариации прочности на растяжение, определяемый по
табл.П.4.1 [2];
- коэффициент нормативного отклонения, определяемый по табл.П.4.2 [2].
, тогда
.
- условие выполняется.
Выбранная конструкция удовлетворяет условию сопротивления монолитных слоев усталому разрушению от растяжения при изгибе.
Выбранная конструкция нежесткой дорожной одежды удовлетворяет всем критериям прочности.