Вопрос 1.типаж автомобилей. типы кузовов атс.
На автомобилях применяются различные типы кузовов. Именно тип кузова во многом определяет цену автомобиля, его габаритные размеры, предполагаемый рынок сбыта и другие потребительские качества.
Типы кузовов различаются по назначению, конструкции, компоновке и степени нагруженности. Легковые автомобили имеют, как правило, пассажирские и грузопассажирские кузова полукаркасной и бескаркасной конструкции.
По компоновке различают кузова однообъемные (силовой агрегат, пассажиры и груз располагаются в одной пространственной конструкции), двухобъемные (силовой агрегат под капотом, пассажиры и груз в салоне) и трехобъемные (силовой агрегат под капотом, пассажиры в салоне, груз в багажном отделении).
В зависимости от степени нагруженности автомобиль оборудуется несущим кузовом (воспринимает все нагрузки), полунесущим кузовом (воспринимает часть нагрузок, приходящихся на раму) и разгруженным кузовом (воспринимает вес пассажиров и груза).
Основные типовые конструкции кузовов имеют устоявшиеся общепринятые названия. В некоторых странах отдельные типы кузовов имеют свои собственные названия.
1. Факторы, обуславливающие устройство и конструкцию кузова
1 – тип подвижного состава
2 – требования условий и безопасности перевозки
3 – категория подвижного состава автомобильного(мототехника. пассажирские и грузовые полной массой до 3,5 т;грузовые, автобусы, прицепы полуприцепы)
4 - условия эксплуатации АТС (дорожные, транспортные, климатические, социально-культурные).
5 - степень восприятия нагрузок от узлов, агрегатов и систем ТС, и внешних сил, воздействующих в процессе эксплуатации.
2. Типы кузовов АТС, делят по признакам обуславливающим их устройство и конструкцию
Первый признак (тип ТС) тип кузова определяют, как
- пассажирский кузов,
- грузовой кузов
- специальный кузов.
Второй признак (требования условий перевозки) тип пассажирского или грузового кузова определяют, как
- общего назначения
- специализированные.
Третий признак (категория ПС) конструкции грузовых и пассажирских кузовов ПС АТ разделяют на четыре типа:
1 тип – кузов категории «В» грузовые и легковые
2 тип- кузов категории «С»
3 тип-кузов категории «Д»
4 тип-кузов категории «Е»
По четвертому признаку делят на: открытые и закрытые
Пятый признак : несущие и ненесущие (рамные)
Автотранспортные средства подразделяются также на дорожные, предназначенные для работы по дорогам общей сети, и на внедорожные – для использования вне дорог общей сети.
Основные факторы определяющие тип кузова легковых АТС по внешнему виду:
-число объёмов; - количество мест в пассажирском салоне; - количество дверей; - устройство крыши; -длина базы; - дополнительные функции (перевозка грузов).
По числу визуальных объёмов выделяют одно-, полутора-, двух- и трёхобъёмные кузова.
Число визуальных объёмов определяется по числу явно выраженных геометрических фигур, на которые распадается силуэт машины, если смотреть на неё сбоку.
Силуэт однообъёмника представляет собой выпуклую или практически выпуклую фигуру, в то время как у седана, как правило, — три явно выраженных «выпуклости» — капот, салон, багажник. (Renault Megane Scenic)
Примером двухобъёмника может послужить хетчбэк или универсал с явно выраженным капотом, полуторообъёмника — хетчбэк со слабо выраженным, но всё же заметно выступающим на силуэте капотом. (ВАЗ-2104)
Трёхобъёмные кузова — состоят из 3-х отсеков : отсек для двигателя, багажа , отсек для пассажиров . в первую очередь обычные седаны и некоторые лифтбэки.(ВАЗ 2105, 06)
3. Общая характеристика типов кузовов АТС.
Пассажирский кузов – предназначен для перевозки пассажиров и используются в основном на легковых автомобилях и автобусах.
Грузовой кузов – предназначен для размещения грузов при выполнении транспортной работы.
Грузовые делят на: Бортовые — к ним относятся грузовые фургоны.
Специализированные — самосвалы, рефрижераторы, балластные и седельные тягачи, контейнеровозы.
- Автоцистерны.
Грузопассажирский кузов – предназначен для перемещения грузов и пассажиров.
на базе легковых моделей — микроавтобусы, минивэны, пикапы;
на базе грузовых моделей — вездеходы, «вахты», автомобили спецназначения.
Спецтранспорт к этой категории автомобилей относятся автокраны, автолавки, строительная техника, гоночные машины, амфибии. Также в эту группу входят машины скорой помощи, бронированная автотехника, катафалки, агрегаты для уборочных работ и т.д.
Автобусы- автопарк автобусов насчитывает самые разнообразные модели, которые создавались с учетом особенностей эксплуатации. Есть автобусы туристические, школьные, пригородные, междугородные, двухуровневые и одноуровневые городские, автобусы для перевозки пассажиров в аэропортах, перронные и другие.
Кузова легковых АТС имеют названия:
Закрытые- седан, универсал, хэтчбэк, купе, лифтбэк, комби, лимузин, фастбэк и др.
Открытые- кабриолет(сьемная крыша), родстер (двухместный) фаэтон (4-х дверный с мягкой крышей)
Ландо, брогам, тарга, спайдер.