Энтальпия воздуха и продуктов горения
Количество теплоты, которое содержится в воздухе и продуктах горения, называют энтальпией (теплосодержанием). Расчет энтальпии продуктов горения производится при действительных коэффициентах избытка воздуха. При выполнении расчетов принято энтальпию воздуха и продуктов сгорания относить к 1 кг сжигаемого твердого (жидкого) или 1 м3 газообразного топлива. В процессе расчета определяют:
• энтальпию теоретического объема продуктов горения |
• теплосодержание теоретического объема воздуха
где СRO2, CN2, С H2O - объемная теплоемкость воздуха, трех атомных газов, азота и паров воды;
tв, tГ - температуры соответственно воздуха и продуктов горения;
Iзл - энтальпия золы, учитывается при сжигании высокозольного топлива, ккал/кг золы.
Теплоемкость отдельных компонентов можно определить по эмпирическим формулам:
CВ = 0,315 + 0,0201∙ 10-3∙ tв
CRO2 = 0,382 + 0,2161∙ 10-3∙ tГ
C N2 = 0,306 + 0,0264∙ 10-3∙ tГ
C H2O = 0,352 + 0,0597∙ 10-3∙ tГ
Способы сжигания топлива
Процесс горения в значительной мере определяет надежность и экономичность работы всех топливоиспользующих агрегатов. Поэтому так важно иметь эффективное топливосжигающее устройство.
В основу классификации способов сжигания положена аэродинамическая характеристика процесса, определяющая условия подвода окислителя к зоне реакции горения. Эти условия оказывают основное влияние на удельную производительность и экономичность топочного процесса. Различают слоевой, циклонный, в кипящем слое и факельный способы сжигания топлива.
При слоевом способе сжигания (рис. 2.1, а) твердое топливо, находящееся на неподвижной или движущейся колосниковой ре-
шетке, омывается воздухом, подаваемым снизу. Основная часть топлива сгорает в виде кокса (твердого остатка, образующегося после выхода разложившихся в результате нагрева угля кислородосодер-жащих молекул) в самом слое. Этот способ просто осуществить, однако он требует повышенного расхода воздуха, обладает высокой инерционностью и малым теплонапряжением.
При увеличении скорости воздуха через слой топлива, лежа-
щего на распределительной решетке, до критического значения, ко
гда сила, создаваемая потоком воздуха, становится равной силе тя
жести, устойчивость частиц в слое нарушается, начинается «кипе-
ние» слоя (рис. 2.1, б). При кипении слой топлива высотой 0,5-0,6 м
увеличивается в объеме в 1,5-2 раза. В 1 м3 может находиться 400-
600 кг топлива. Скорость сгорания составляет от 40 до 400 кг/ч на 1 м2 решетки. Тепловое напряжение топки достигает 1 МВт/м. Не высокая температура слоя позволяет размещать внутри него часть поверхностей нагрева.
Рис. 2.1. Схемы основных процессов сжигания топлива:
а - слоевой, б - в кипящем слое, в - факельный, г - циклонный
• коэффициент избытка воздуха |
Факельный способ сжигания топлива (рис. 2.1, в), используемый для сжигания твердого, жидкого и газообразного топлива, требует специальной их подготовки и является наиболее распространенным. При факельном способе горения пылинки твердого, капли жидкого, элементы газообразного топлива находятся во взвешенном состоянии и, перемещаясь вместе с потоком воздуха (газов), быстро выгорают (0,5-20 с). Для этого твердое топливо должно быть подсушено и размолото в пыль с частицами 10-20 мкм, жидкое топливо подается в топку через форсунки, которые распыляют его на капли диаметром до 10 мкм, газообразное топливо подается
через горелки, что обусловливает хороший контакт с воздухом и высокую скорость выгорания. Факельный способ позволяет достичь в сравнительно небольших объемах высокую плотность теплового потока (до 2 МВт/м3). К достоинствам этого способа сжигания относится возможность полной механизации и автоматизации процесса. Топки, в которых реализуется данный способ, называются камерными. Эти топки могут иметь практически любую мощность при сжигании всех видов топлива.
Циклонный способ сжигания (рис. 2.1, г) большого распространения не получил. Суть данного способа заключается в том, что дробленый уголь подается в цилиндрическую камеру сгорания (циклон) и под действием воздуха, тангенциально подводимого с большой скоростью, отбрасывается к стенкам камеры. В результате происходит интенсивное выгорание частиц кокса и эффективная сепарация жидкого шлака.
Характеристика работы топок включает в себя следующие по-
казатели:
• удельная тепловая нагрузка (форсировка) топки, т. е. количество теплоты, выделяемое на 1 м2 сечения топки, |
• тепловая мощность топки - количество теплоты, которое
выделяется при сжигании топлива в топочной камере или сжигаю-
щем устройстве
• тепловое напряжение ооъема топки, или количество теплоты, выделенное в 1 м3 объема топки,
α = V / V0
• относительные потери теплоты вследствие химического не
дожога, когда в продуктах горения имеются СО, Н и СН4,
q3 = Q3 / QT
• относительные потери теплоты вследствие механического
недожога, когда в золе и шлаке имеются невыгоревшие частицы
топлива,
По конструкции топливосжигающие устройства весьма разнообразны, но при их создании стремятся к увеличению диапазона регулирования тепловой мощности, снижению коэффициента избытка воздуха и потерь. Для сжигания жидкого топлива служат форсуночные устройства, состоящие из форсунки и воздухонаправ-ляющего устройства (рис. 2.2). По способу распыления топлива форсунки можно разделить на 3 группы: 1) с распыляющей средой (воздух или пар); 2) механические и 3) комбинированные (газомеханические).
В воздушных форсунках топливо распыляется сжатым воздухом (р = 0,1...0,3 МПа), расход которого составляет 0,2-0,3 кг/кг топлива. В паровых форсунках распыление осуществляется главным образом за счет кинетической энергии пара (р - 0,4...0,6 МПа) в количестве 0,2-0,7 кг/кг топлива. Эти форсунки обеспечивают высокое качество распыла и большой диапазон регулирования производительности .
В механических форсунках распыление топлива происходит за счет его подачи топливным насосом через вихревую камеру (4) и сопло (3) или на вращающийся корпусной стакан (6) для распыления. С целью использования преимуществ паровой и механической форсунок создают комбинированные паромеханические форсунки, в которых имеются две группы каналов для топлива (1) и пара (2), подаваемых под давлением через вихревую камеру (4) и сопло (3) в топку топливоиспользуюшего оборудования.
Для сжигания газового топлива применяются горелки, которые в зависимости от способа перемешивания топлива с воздухом подразделяются на горелки (рис. 2.3): 1) полного предварительного смешения, обеспечивающие подачу в топку полностью готовой газовоздушной смеси; 2) диффузионные, обеспечивающие раздельную подачу необходимого количества газа и воздуха в топку; 3) частичного предварительного смешения, обеспечивающие подачу в топку частично подготовленной газовоздушной смеси.
Рис. 2.2. Схемы форсунок:
а - паровых; б - механических; в - ротационных; г - паромеханических;
1 - канал топлива; 2 - патрубок воздуха (пара); 3 - сопло; 4 - вихревая камера; 5 - шайба распылителя с каналами; 6 - стакан
Рис. 2.3. Принципиальная схема газовых горелок:
а - кинетическая полного предварительного смешения.
б -диффузионная, в - диффузионно-кинетическая
Наибольшее распространение в установках потребителей получили инжекционные горелки полного предварительного смешения. Эти горелки просты по устройству, надежны в работе, имеют значительный диапазон регулирования тепловой мощности и обеспечивают сжигание топлива без потерь.
Диффузионные подовые горелки состоят из газового коллектора из стальной трубы, в которой в шахматном порядке просверлены два ряда отверстий под углом 90°. Эти горелки устанавливают в щели, выложенной из огнеупорного кирпича. Воздух и газ подаются в топку раздельно, а их смешение происходит при горении. Данный тип горелок обеспечивает сжигание газа с коэффициентом избытка воздуха а = 1,05... 1,1. В горелке с частичным предварительным смешением газ и воздух подаются раздельно, а их смешение происходит на выходе из горелки в туннели и заканчивается при горении в топке. Короткофакельные горелки имеют газовое сопло с 4-6 газовыпускными отверстиями, просверленными под углом 45°, а длиннопламенные - с одним центральным отверстием.
Газовые горелки должны обеспечивать длительную, устойчивую работу без отрыва и проскока пламени в диапазоне от минимальной до максимальной тепловой мощности. По уровню давления газовые горелки бывают: 1) низкого давления р < 0,05 кгс/см"; 2) среднего (0,05 < р < 3 кгс/см2) и 3) высокого давления (р > > 3 кгс/см2). Диапазон устойчивой работы определяет и пределы изменения давления газа на горелке: п = Qmax /Qmin ≈√pmax /pmin
Следовательно, чтобы увеличить тепловую мощность горелки в 3 раза давление газа надо поднять примерно в 9 раз.
В настоящее время широкое распространение имеют комбинированные горелки, предназначенные для сжигания двух видов топлива - газа и мазута. Эти горелки состоят из газовой диффузионно-кинетической горелки и встроенной в нее форсунки для сжигания жидкого топлива (рис. 2.4). Выбор топливосжигающих устройств производится в зависимости от вида и способа сжигания топлива в соответствии с требуемой тепловой мощностью, удельной тепловой нагрузкой топки и тепловым напряжением топочного объема. При этом должно обеспечиваться полное сжигание топлива
с оптимальным коэффициентом избытка воздуха при отсутствии тепловых потерь, вызванных механическим или химическим недожогом топлива.
Рис. 2.4. Схема газомазутной горелки:
1 - мазутная форсунка, 2-газовоздушная камера, 3 и 4- регистры вторичного и первичного воздуха
Вопросы к главе 2
1. Какие показатели являются основными характеристиками топлива?
2. Какой состав имеет твердое топливо?
3. Как определяется энергетическая ценность топлива?
4. Какие способы применяют для сжигания топлива?
5. Что называют избытком воздуха?
6. Как определяется количество воздуха, необходимого для горения
топлива?
7. Как определяется состав и теплосодержание дымовых газов?
8. Какие показатели характеризуют работу топок?
9. Что представляют собой форсунки?
10. Какие принципиальные схемы газовых горелок Вы знаете?
Глава 3
ПОТРЕБЛЕНИЕ ЭНЕРГИИ В ГОРОДСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Рост численности населения, уровень благоустройства и территориальное развитие городов вызывает соответствующий рост потребления энергии и требует своевременного развития городских систем энергоснабжения. Базой для решения всего комплекса вопросов, связанных с проектированием развития систем энергоснабжения, является определение ожидаемых энергетических нагрузок и перспективного объема потребления различных видов энергии.
Расчетные энергетические нагрузки - это максимальные часовые (получасовые) расходы энергии, которые определяют производительность, мощность и режим работы систем энергоснабжения. Таким образом, нагрузка является решающим фактором для расчета, выбора схем и источников энергоснабжения, количества единичной мощности устанавливаемых агрегатов, пропускной способности энергетических коммуникаций и, следовательно, для определения объема капитальных вложений и эксплуатационных расходов.