Классификация и характеристика закрытых складов навалочных и насыпных грузов
Закрытый склад навалочных грузов имеет простую по сравнению со складами тарно-штучных грузов структуру и состоит из трех технологических участков (разгрузки транспорта прибытия, основного хранения, погрузки транспорта отправления) и внутрискладского транспорта. Закрытые склады навалочных грузов классифицируют:
по роду перерабатываемых грузов (склады рудного концентрата, минеральных удобрений,зерна, цемента и т.д.);
по назначению (склады готовой продукции предприятий, склады сырья и материалов промышленных предприятий, оптовые торговые складские базы, перегрузочно-складские комплексы на магистральном транспорте — на железнодорожном транспорте, в морских и речных портах);
по строительной части основной зоны хранения (павильонные, шатровые, шатрово-полубункерные, каркасные из сборных железобетонных конструкций, силосные, бункерные);
по техническому оснащению и основному подъемно-транспортному оборудованию (с передвижными конвейерами и погрузчиками непрерывного действия, крановые, конвейерные, со скребковыми крацер-кранами);
по степени автоматизации (механизированные с ручным управлением механизмами, полуавтоматические, автоматические).
В транспортно-грузовых системах доставки сыпучих грузов закрытого хранения склады играют важную роль, преобразуя грузопотоки в пунктах взаимодействия разных производственных и транспортных систем.
В логистических цепях перевозок рудных концентратов грузы после технологической переработки на обогатительных фабриках поступают на склады готовой продукции горно-обогатительных комбинатов, где загружаются на железнодорожный транспорт и отправляются на металлургические предприятия. Здесь после разгрузки из вагонов они поступают на склады сырья, а с них средствами промышленного транспорта подаются в основное производство в нужное время нужными транспортными партиями.
В логистических цепях доставки цемента и других сыпучих строительных материалов закрытого хранения грузы доставляют со складов готовой продукции цементных заводов на склады сырья и материалов заводов железобетонных изделий, домостроительных комбинатов, других строительных предприятий. С этих складов грузы направляют в производственные процессы обычно конвейерным или пневматическим транспортом. Возможны также перевалочные склады цемента (обычно силосного типа) на железнодорожных станциях («на местах общего пользования»), в морских и речных портах.
Логистические цепи доставки минеральных удобрений начинаются на складах готовой продукции химических заводов, где грузы загружают на железнодорожный транспорт и отправляют на оптовые складские базы снабжения сельскохозяйственных предприятий (базы химизации или агрохимкомплексы). С этих складов минеральные удобрения доставляют (в сыпучем состоянии или в мешках) на расходные склады сельскохозяйственных предприятий автомобильным транспортом. Со складов сельскохозяйственных предприятий минеральные удобрения развозят по полям также автомобильным транспортом. Минеральные удобрения, идущие на экспорт, доставляют в морские порты (Санкт-Петербург, Мурманск и др.) железнодорожным транспортом и перегружают на морской транспорт через портовые грузовые (балкерные) терминалы.
В логистических цепях доставки зерновых грузов грузопотоки начинаются с полей сельскохозяйственных предприятий, где собирают урожай. Их направляют автомобильным транспортом или непосредственно на склады хлебоприемных предприятий (если эти предприятия расположены недалеко от сельскохозяйственных предприятий) или сначала на собственные склады временного хранения сельхозпредприятий (если хлебоприемный пункт расположен далеко от района возделывания зерна), а с этих складов уже позже — на склады хлебоприемных предприятий. Возможна и доставка некоторых зерновых грузов непосредственно автотранспортом на склады сырья зерноперерабатывающих предприятий (крупяные, мукомольные), если они расположены в районах возделывания зерна. С хлебоприемных складов (называемых «элеваторами» — по названию основных транспортирующих машин, загружающих зерно в емкости для хранения—силосы) зерновые грузы доставляют железнодорожным транспортом на склады сырья зерноперерабатывающих предприятий, откуда зерно передают на переработку средствами внутризаводского транспорта (конвейерами или пневмотранспортом).
Овощи, идущие в розничную торговлю, в настоящее время перевозят обычно в таре и ящичных поддонах, и поэтому овощи относят к тарно-штучным грузам, перерабатываемым, к тому же, на холодильных складах, так как для этого требуются особые температурные режимы. Логистические цепи доставки овощей, идущих в переработку и перевозимых навалом, начинаются на полях сельхозпредприятий, проходят через заготовительные склады этих предприятий или накопительные районные складские базы. С этих складов овощи перевозят железнодорожным транспортом на склады сырья перерабатывающих предприятий, откуда грузы подают в производство внутризаводским транспортом (конвейерами или гидротранспортом).