Архангельский почтовый тракт

Поселения вдоль Архангельского тракта

История возникновения Архангельского тракта уходит корнями в глубокую древность. В 13 веке на берегах Северной Двины появились новгородцы. В 1584 году по приказу Ивана 4 на мысе Пурнаволок была построена крепость. Со временем она превратилась в город Архангельск. Однако здесь, еще до основания Архангельска, существовал Холмогорский тракт с ямской гоньбой. Этот тракт сыграл важную роль в истории русского Севера, вплоть до основания в 1703 году Санкт-Петербурга. Архангельск потерял свое былое значение, уменьшилась и роль дороги. Зато увеличилась связь новой столицы с Москвой, и главным стал тракт Петербург- Москва. Но в 1712 году открылось почтовое сообщение Петербург - Каргополь - Белозерск. Тут-то и пригодилась старая большая дорога, где уже были почтовые станции, которые назывались ямами.

Поначалу почту называли "скорая гоньба" и находилась она в руках военных, а доставлялась на лошадях. Для охраны почти на каждом стане находились солдаты, которые сопровождали почтаря.

В петровскую эпоху почту доставляли ямщики, освобожденные от всяких налогов. Они же перевозили людей за определенную плату. Деньги шли в госказну. Первый указ о платном проезде в Петербургской губернии относится к 1707 году. Такая система просуществовала до 1917 года.

Почтовые тракты относились к самым благоустроенным дорогам Олонецкой губернии. В границах Подпорожского района он проходил через Шеменичи, Гоморовичи, Юксовичи и далее на Бараны. В этих селах располагались ямские станции, каждая из которых имела по десять лошадей От Петербурга до Архангельска насчитывалось 27 почтовых станций.

Вот как описывали Архангельский тракт в документах Российской империи в 1851 году:

"Архангельский тракт идет по левому берегу Невы и потом вдоль Ладожского озера, проходя на Шлиссельбург и Новую Ладогу. До Мги дорога, походя по глинистому грунту, находится в самом дурном состоянии, на всем протяжении покрыта глубокими колеями, выбоинами, ямами, при малейшем дожде становится кране грязной и едва возможно по ней проехать на легком транспорте. Долгие годы действовал бечевник по берегам Невы и Свири. Постепенно через реки, встречающиеся на пути тракта, строили на сваях деревянные мосты. В зимний период несколько полегче был проезд на лошадях. Главное было летом и зимою вовремя доставлять почту в Петербург и другие города".

С приходом советской власти кое-где меняли маршруты дороги. Впоследствии проложили Мурманское шоссе. В настоящее время в Подпорожье есть улица Архангельский тракт, как напоминание о почтовом тракте петровских времен. На этой улице 32 дома, но постоянно живут лишь в 14. Остальные дома заселяют в летнее время дачники.

ЯНДЕБА

Многим известна железнодорожная станция Яндеба, однако село с таким названием возникло намного раньше, чем появилась Октябрьская железная дорога.

Много веков назад образовалось небольшое поселение на речке Яндебке. Одна за другой зарождались деревни: Бардовская, Демидовская, Захарьевская, Федосеевская. Самая маленькая получила название Озерки, где с давних пор проживали семьи Доршаковых, Мастафановых, Фешаковых, Мещаниновых, Антоновых.

Яндебские старожилы помнят такую легенду: "Все деревни в Яндебе раскинулись вдоль Архангельского тракта, по которому в 18 веке проезжал Петр I. Государь заезжал на лошадях в Яндебу, где "жарился" в баньке березовым веничком, а потом крестьяне угощали его холодным квасом и малиновым чайком".

Центром Яндебы была деревня Бардовская, которая раскинулась, почитай, на километр с лишним. Проживало в ней не менее ста человек: Чайкины, Кондрашовы, Тарабаевы, Ашкадовы, Проскуряковы и другие.

В 19 веке на смену старой ветхой церкви вестроили новую деревянную "Ильинскую". Поставили ее на пригорке, чтобы все три золоченых креста были видны по всей округе. Церковь поставили высокую, окна - три метра в высотй, с богатым внутренним убранством. Шторы на окнах из дорогой ткани, множество церковных книг, но главным украшением были, конечно, иконы и позолоченный иконостас. Вокруг храма были высажены деревья и установлена высокая чугунная ограда. В советские времена церковь закрыли, а в годы Великой Отечественной войны финны вывезли ее ценности, прихватив чугунную ограду и ажурные ворота.

Яндеба отличалась от соседних поселений тем, что с начала 19 века здесь работали частные предприятия: спиртопорошковое, стружечное и лесозаготовительное. Спирт-порошек, который гнали в специальных чанах на заводе, отправляли в Питер. На берегу реки Яндебки неподалеку от деревни Бардовской было предприятие по заготовке дектя. Деготь добывали из коры и корней березы, которые закладывали в землялюную яму, поджигали, и деготь по желобу выливался в бочки. Стружка, отгруженная с яндебского завода на стекольные заводы Питера и других городов, шла на предохранение листового стекла при транспортировке. Естественно, до революции все предприятия принадлежали частным лицам, но крестьяне были довольны, так как имели постоянный приработок.

В годы советской власти

В первые годы советской власти в Яндебе организовали коммуну, которую назвали "Равенство". Коммунары сдали свой скот, сельхозинвентарь и стали трудиться сообща на полях и скотном дворе. Однако организацию коммуны крестьяне восприняли неоднозначно. Вступали в нее в основном бедняки. Вскоре в коммуне начались разногласия, и она прекратила свое существование. Вся недвижимость, земля, скот перешли в собственность колхоза, которому присвоили имя Ворошилова. Первым председателем избрали Ивана Кондрашова. Через несколько лет он был осужден, получил десять лет заключения. Причина - неизвестна.

Долгое время жители не могли забыть и такой случай. В1929 году раскулачили семью Теруковых. Хозяин семьи содержал ямскую станцию. В хозяйстве у него было пять лошадей, на которых он развозил по ближним и дальным селам пассажиров, встречал и провожал деревенских гостей. В семье было пятеро детей. Жили безбедно. В колхоз хозяин вступать наотрез отказался, так как считал, что семью в восемь человек лучше обеспечит извозом, нежели работой в колхозе. Но предствавители районной власти изъяли у него лошадей, а семью сослали в Сибирь.

В Ленинградском областном архиве города Выборга сохранилось дело кулака Лебедева Михаила Матвеевича, жителя деревни Бардовская Яндебского сельсовета.

"Этот матерый кулак, который имел двух батраков постоянных и в страдную пору нанимал еще пять временных. Чужой труд он эксплуатировал с 1917 года по тридцатый год. Во время коллективизации сельского хозяйства Лебедев был подвергнут раскулачиванию, оказал сопротивление, всячески оскорблял советскую власть. Был три раза осужден на принудительные работы, потом выслан из района".

Постепенно бедняки и середняки вступили в колхоз. Другог выхода не было. Первые годы давались с трудом, но со временем появилась новая техника, первый трактор. Зарно вручную сушили и молотили в выстроенных ригах. Сеяли на полях рожь, овес, ячмень, горох. Выращивала много картофеля. Построили большой скотный двор на сто голов крупного рогатового скота. Увеличился "трудодень". Появились сельский совет, красный уголок, почта, начальная школа, детский сад, амбулатория.

26 июня 1937 года состоялись выборы в Верховный Совет РСФСР. В этот день жители Яндебы впервые избирали депутата в высший орган власти. От Подпорожского района голосовали за заслуженного учителя Российской Федерации Георгия Ивановича Спиркова, уроженца села Гонгиничи. Выборы проходили в помещении Ильинской церкви. Голосовали жители деревни стоя на паперти, в храм заходить не стали.

В начале 20 века Яндеба стала известна не как сельская местность, а как железнодорожная станция. Многие яндебские жители перешли работать на железную дорогу, где были хорошие заработки. В 1916 году протянули ветку от Волховстроя (станция Званка) до Петрозаводска. Дорога строилась в ускоренном темпе и в трудных условиях. Именно в эти годы построены железнодорожные станции Яндеба, Свирь, Токари.

В годы Великой Отечественной войны

В октябре 1941 года Яндеба стала прифронтовой зоной. С первых дней войны все мужское население ушло на фронт. Многие - добровольцами. Среди них Герой Советского Союза Валерия Осиповна Гнаровская, которая до войны вместе с родителями и сестрой Викторией проживали в Яндебе.

Почти все жители успели эвакуироваться. Населенные пункты Яндебы, попавшие в полосу военных дйствий, были уничтоженыв артобстрелах, так как переходили "из рук в руки" несколько раз.

Вернулись из эвакуации люди в1944 году, а жить негде. Пришлось рыть землянки. Жили в вагончиках, потом построили бараки и несколько домов. Начали трудиться на железной дороге, лесозаготовках, в колхозе. К счастью, остались целыми станки стружечного завода. Механик Петр Иванович Ленькин их отладил, и люди вновь обрели работу. Однако через несколько лет станки, оборудование завода передали в Подпорожский лесхоз. Многие в деревне потеряли работу и стали покидать Яндебу. Жизнь стала замирать.

Последние годы

В настоящее время (2010) постоянно проживает в Яндебе 23 человека, в основном пенсионеры. Однако летом собирается до ста взрослых и детей. Построено 18 дачных домиков. Люди занимаются огородничеством. Магазин заменила автолавка, медпункта нет. В экстренных случаях вызывают из города "скорую".

Болит душа у яндебских жителей об исчезающем лесе. Там, где раньше собирали грибы-ягоды, теперь только пни и колоды. Волки и медведи теперь частые гости.

‎21.‎12.‎2014

Наши рекомендации