Инженерные сети на городских улицах
Городские улицы имеют многофункциональное назначение. В настоящее время они служат не только в качестве транспортных связей, но и для размещения инженерных сетей. Жизнь современного города немыслима без подачи к жилым, промышленным иадминистративным районам воды, теплоты, электроэнергии, газа, отвода сточных, промышленных и фекально-бытовых вод. Все это осуществляется с помощью специальных инженерных сетей, которые разделяются на трубопроводные, кабельные и тоннельные (коллекторные). Трубопроводы служат для водоснабжения, канализации, теплофикации, газоснабжения, дренажа и других целей. В городах трубопроводы подразделяются на магистральные,разводящие и внут-риквартальные, обслуживающие город или несколько его районов, отдельные кварталы и группы зданий, а также отдельные здания внутри кварталов. Кабельные прокладки включают в себя кабельные линии электропередачи высокого и низкого напряжения, а также кабели слабого тока (телефонные, телеграфные и др.).
Тоннели предназначены для пропуска жидкостей, например, канализационные коллектора, или для совместной прокладки трубопроводов и кабелей различного назначения. Глубина их залегания зависит от вида сетей, возможности повреждения их транспортными средствами и глубины промерзания грунта.
Расположение инженерных сетей в плане улицы (рис. 2.2) зависит от вида и мощности сетей (табл. 2.3).
* В зависимости от напряжения ЛЭП (до 1, до 35, до 110 кВ); ** До кабельных сетей от 0,5 до 2,0 м.
При этом руководствуются следующими правилами.
1. Инженерные сети следует размещать преимущественно в пределах поперечных профилей улиц и дорог вне проезжей части:
на специальных технических полосах - все виды коммуникаций;
на разделительных полосах - водопровод, газопровод, хозяйственно-бытовую и дождевую канализацию;
под тротуарами (разделительными полосами) - тепловые сети и каналы;
на полосе между проезжей частью и красной линией застройки - газопроводы низкого давления и кабельные сети (силовые, связи, сигнализации).
2. Все инженерные сети прокладываются прямолинейно, параллельно оси по одной стороне улицы без переходов на другую сторону. Ответвления в кварталы или отдельные здания прокладываются под прямым углом. Наименьшее расстояние прокладки сетей от фундаментов зданий, инженерных сооружений, зеленых насаждений и других коммуникаций определяют с учетом предотвращения их повреждения и безопасности населения при авариях на сетях.
Для осмотра и ремонта на подземных инженерных сетях устраиваются различные по конструкции колодцы и камеры, рассчитанные на размещение фасонных частей, компенсаторов, задвижки и другой арматуры.
Освещение городских улиц
Современные требования предполагают освещение всей поверхности улицы в темное время суток. Источниками света для освещения улиц и площадей являются лампы накаливания, люминесцентные, ртутные и натриевые лампы, размещаемые над проезжей частью и тротуаром в специальных светильниках.
Уровень освещенности (Е, лк) характеризуется отношением светового потока (Ф, лм) к равномерно освещаемой площади (S, м2):
где I - сила света, кд; S - площадь поверхности, м2; α- угол отражения. |
Уровень освещенности устанавливается в зависимости от функционального назначения элементов улиц (табл. 2.4). Нормирование освещенности проезжих частей улиц основано на обеспечении необходимой яркости покрытия. Яркость покрытия характеризуется количеством отраженного света
Таблица 2.4 Нормы освещенности и яркость проезжих частей улиц и дорог
Категория улиц и дорог | Интенсивность движения, | Норма средней горизонтальной | Средняя яркость, кд/м |
авт./ч | освещенности, лк | ||
Скоростные городские дороги | - | 6-10 | 1,6 |
Общегородские магистральные | >3000 | 1,6 | |
улицы | 1000-3000 | 6-10 | 1,2 |
500-1000 | 0,8 | ||
Районные магистральные улицы | >2000 | 1,0 | |
1000-2000 | 0,8 | ||
500-1000 | 0,6 | ||
Улицы и дороги местного зна- | >500 | 0,4 | |
чения | <500 | 0,2 | |
Посадочные площадки обще- | - | ||
ственного транспорта | |||
Пешеходные улицы, дорожки | - | ||
Пешеходные тоннели | - | 40-100 | - |
Норма средней яркости поверхности покрытия определяется для участка дороги, удаленного от наблюдателя на 60-100 м, при расположении глаз наблюдателя на высоте 1,5 м (см. табл. 2.4).
При проектировании уличного освещения необходимо:
• определить число светильников:
где Ен - нормативная средняя освещенность, лк;
S — площадь освещаемой поверхности, м2;
k3 - коэффициент запаса, учитывающий загрязнение светильников (для ламп накаливания k3 = 1,3, газоразрядных ламп k3= 1,5);
Фл - световой поток ламп светильника, лм;
т - число светильников одного фонаря;
η - коэффициент использования светильников по освещенности;
• рассчитать шаг светильников: |
где Вн - нормативная средняя яркость покрытия, кд/м2;
b - ширина проезжей части, м;
М - число рядов светильников;
т - число светильников г-го ряда;
ηb - коэффициент использования по яркости светильника i-го ряда;
• определить показатель ослепленности - критерий оценки слепящего действия осветительной установки, который для городских улиц должен быть меньше 150:
где а - коэффициент неэквивалентности (для ламп накаливания а = 1, люминесцентных а - 1,3, натриевых высокого давления а = = 0,9);
Вi - яркость вуалирующей пелены, создаваемой i-u рядом светильников, кд/м2;
С - коэффициент, характеризующий яркость фона (табл. 2.5).
Таблица 2.5 Коэффициент, характеризующий яркость фона
Яркость фона, кд/м2 | 0,1 | 0,2 | 0,4 | 0,8 1,2 | 1,6 |
Коэффициент С | 2,5 | 5,0 | 6,4 | 7,9 8,8 | 9,0 |
Показатель ослепленности можно регулировать за счет изменения высоты подвеса (установки) светильников. Наименьшая высота подвеса светильников (Hmjn ,м), обеспечивающая допустимый показатель ослепленности, в зависимости от максимального светового потока ламп одного светильника имеют значения, приведенные в табл. 2.6.
Таблица 2.6
Наименьшая высота подвеса светильников
Световой поток, лм | Высота подвеса светильников с лампами, м | |
накаливания | газоразрядными | |
<5 000 | 6,5 | 7,0 |
5 000-10 000 | 7,0 | 7,5 |
10 000-20 000 | 7,5 | 8,0 |
20 000-30 000 | - | 9,0 |
30 000-40 000 | - | 10,0 |
>40 000 | - | 11,5 |
Выбор типа светильников и размещение их на улице города -задача технико-экономическая. Так, увеличение высоты подвеса требует более высоких и дорогих опор, а также большей мощности ламп, но позволяет уменьшить количество светильников. Решение этой задачи зависит от требуемой яркости и освещенности. Для магистральных улиц шаг расположения осветительных опор составляет 30-60 м.
Отношение шага опор к высоте подвеса светильников должно быть не более 5:1 на улицах всех категорий. Исключение составляет шахматная схема размещения, для которой допустимо отношение 7:1.
Осветительные опоры должны располагаться на расстоянии не менее 0,6 м от лицевой грани бортового камня до цоколя опоры. Высота подвеса над проезжей частью улиц должна быть не менее 6,5 м, над контактной сетью трамваев - 8 м от головки рельса, троллейбусов - 9 м от уровня проезжей части.
2.8. Озеленение улиц и дорог
Озеленение улиц включает в себя размещение в пределах красных линий деревьев, кустарников и газонов. Озеленение выполняет несколько функций: архитектурно-декоративную, защитную (от пыли, грязи и выхлопов автомобилей) и разделительную
(потоков автомобилей и пешеходов). Зеленые насаждения положительно влияют на микроклимат, их используют в борьбе с городским шумом, для защиты от ветров и пыли, укрепления грунтов, осушения территорий и других целей.
Существует несколько приемов озеленения улиц, которые можно свести к следующим основным схемам:
• расположение посадок между проезжей частью и тротуара
ми в один,два и более рядов;
• озеленение разделительной полосы проезжей части;
• расположение одно- и многорядных посадок между тротуа-
ром и застройкой;
• комбинированное озеленение магистральных улиц и буль
варов.
Тип озеленения выбирается в зависимости от назначения насаждений, климатических условий, ориентации, ширины и назначения улиц, этажности застройки и других факторов. При выборе приема озеленения можно руководствоваться следующими рекомендациями:
• озеленению подлежат все улицы города и особенно улицы с
интенсивным движением транспорта и примыкающие к
промышленным предприятиям;
• предпочтительнее размещать деревья между проезжей ча-
стью и тротуаром, а на узких улицах - вдоль фасадов зданий;
• чтобы повысить эффективность борьбы с загрязнением воз
духа и шумом, следует широко внедрять посадку кустарников меж-
ду тротуаром и проездами;
• в посадках предпочтение отдается деревьям и кустарникам с
густой кроной, устойчивым к выбросам автомобилей (липа, тополь,
клен, каштан, акация, жасмин, жимолость и др.);
• на перекрестках и поворотах улиц посадки не должны мешать
пешеходам и водителям видеть дорогу и движущийся транспорт;
• ширина зеленых полос зависит от вида зеленых насаждений:
1) газон с рядовой посадкой деревьев в одном ряду с кустарником:
однорядная - 2 м, двурядная - 5 м; 2) газон с однородной носадкой
кустарников: высоких (выше 1,8 м) - 1,2 м, средних (до 1,8 м) - 1,0 м;
3) газон с групповой или куртинной посадкой: деревьев - 4,5 м,
кустарников - 3,0 м; 4) газон - 1,0 м;
• корневая система деревьев может разрушать фундаменты
зданий, сооружений и инженерных сетей, поэтому деревья (кустар-
ники) следует сажать не ближе 5 (1,5) м от наружных стен зданий,
5 (3) м от трамвайных путей, 2 (1) м от края проезжей части, 1,5 м
от газопроводов, 2 (1) м от теплопроводов, 2 м от водопроводов,
2 (1) м от силовых кабелей;
• расстояние между деревьями принимают равным 2-4 диа-
метрам их кроны в зрелом возрасте. При посадке деревьев вдоль
тротуаров необходимо около стволов оставлять открытый грунт
площадью не менее 4 м2. Предпочтение отдается деревьям с густой
кроной, имеющим большую поверхность листьев, что позволяет им
поглощать больше углекислого газа и давать больше тени для за-
щиты пешеходов от солнца;
• для устройства газонов по слою растительного грунта тол-
щиной не менее 0,2 м используют смеси трав (мятлика лугового,
райграса английского, овсяницы и других трав).
В условиях города зеленые насаждения существуют в неблагоприятной, агрессивной среде, негативно влияющей на жизнедеятельность растений. Поэтому необходим постоянный уход за зелеными насаждениями, под которым понимается комплекс мер, помогающих им выполнять свои функции. Уход за зелеными насаждениями должен осуществляться круглый год и включать в себя:
• уход за почвой (полив, рыхление, удобрение, мульчирова-
ние, утепление и другие меры;
• уход за наземной частью (обрезка, обмыв, борьба с вредите-
лями и болезнями).
Важным элементом озеленения является цветочное обрамление улиц и площадей города. Цветники оформляются, как правило, в виде партера правильной геометрической формы, рабатки - узкой цветочной полосы, «модулей», размер и форма которых подчиняется определенной композиции, с использованием переносного оборудования (ваз) и других приемов. Качество цветочного оформления зависит от умелого подбора ассортимента цветочных растений по срокам и продолжительности цветения, окраске и форме цветов и листьев.
Вопросы к главе 2
1.Дайте классификацию улиц и дорог,
2. Как определяются основные параметры улично-дорожной сети го
рода?
3. Каково назначение дорожных одежд?
4. Как можно определить интенсивность движения пассажирского и
грузового транспорта?
5. В чем заключается расчет и выбор дорожных одежд?
6. Каковы основные задачи проектирования улиц и дорог?
7. Что понимают под пропускной способностью улицы?
8. Как определяется ширина проезжей части улиц?
9. Каковы основные элементы поперечного профиля улиц, как они
расположены на общегородской магистральной улице?
10. Какие инженерные сети Вы знаете?
11. Каковы правила размещения инженерных сетей на улицах города?
12. Какие существуют способы прокладки инженерных сетей?
13. От чего зависит глубина заложения сетей?
14. Каковы правила производства земляных работ на улицах города?
15. Почему необходимо освещение улиц и дорог?
16. Какими показателями характеризуется освещение улиц?
17. Какие данные необходимы для расчета системы освещения улиц?
18. Что входит в систему озеленения улиц?
19. Какие приемы озеленения Вы знаете?
20. Как размещаются зеленые насаждения на улицах города?
21. Как осуществляется уход за зелеными насаждениями?
Глава 3 СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕМОНТ УЛИЦ И ДОРОГ