Управление оперативной работой станции
Основным методом управления оперативной работой станции является диспетчерское руководство расформированием и формированием поездов.
Сущность диспетчерского руководства состоит в том, что станционный и маневровый диспетчер единолично организует комплексный, взаимосвязанный процесс расформирования - формирования поездов. Эффективное управление работой станции достигается применением ЭВМ, обеспечивающей диспетчера необходимой информацией.
На станциях, где имеются в штате станционные (ДСЦС) и маневровые диспетчеры (ДСЦ), обязанности между ними распределены следующим образом.
ДСЦС руководит работой смены и обеспечивает:
- текущее планирование работы станции по 4-6 часовым периодам совместно с дежурным по району управления дороги, узловым диспетчером, дежурным по депо);
- организацию выполнения сменного плана по приему и отправлению поездов и грузовой работе и координацию действий работников других служб, обеспечивающих работу станции;
- контроль за ходом выполнения плана местной работы на самой и прикрепленных к ней станциях;
- эффективное использование технических средств станции;
- соблюдение мер безопасности движения и техники личной безопасности работников смены;
- на двухсторонних станциях – рациональное распределение сортировочной работы между системами станции, а также согласованную их деятельности, в том числе по передаче угловых вагонопотоков;
- предоставление «окон» для ремонта, профилактического осмотра технических средств.
Оперативное руководство работой сортировочной системы осуществляет ДСЦ. который обеспечивает:
- выполнение сменного плана по расформированию и формированию поездов, подаче и уборке вагонов;
- рациональное распределение работы между маневровыми районами (например, горкой и вытяжными путями);
- максимальное совмещение операций по расформированию, формированию и обработке составов в парках системы;
- формирование поездов в соответствии с установленным для станции планом формирования;
- заказ поездных локомотивов и бригад на нитки отправления поездов;
- безопасность движения и соблюдение техники безопасности при производстве маневров.
Рисунок 2.1 – Схема оперативного руководства работой станции Лиски
Свою работу ДСЦ организует, исходя из состояния путей парков станции, информация о подходе поездов и других данных, получаемых из АСУСС. Так, например, пользуясь информацией о подходе поездов и данными непрерывного номерного учета вагонов, ДСЦ устанавливает очередность роспуска состава поезда, с котором имеются вагоны, завершающие накопление составов, уборки вагонов с грузовых пунктов. Он распределяет работу между горкой и вытяжками таким образом, чтобы в случае поступления большого числа поездов на горку освобождать ее от работы, связанной с окончанием формирования составов, устранением «окон», а также сортировкой местных вагонов.
Руководство маневровой работой ДСЦ осуществляет через дежурного по станции, по горке, и по паркам. При отсутствии в штате станции ДСЦС его функции выполняет ДСЦ.
Маневровой работой с местными вагонами на станциях, где работает два и более локомотива, руководит маневровый диспетчер по местной работе (сменный инженер или старший техник по грузовой и коммерческой работе), который подчиняется ДСЦ.
Приемом и отправлением поездов, маневровой работой в границах своего района, а также пропуском поездных локомотивов из депо под поезд и обратно руководит единолично дежурный по станции.
Распоряжения ДСЦС и ДСЦ по своевременному и безопасному приему, обработке и отправлению поездов, выполнению маневровой работы, бесперебойной работе технических средств станции являются обязательными для работников всех служб, связанных с указанной работой.
Схема оперативного руководства работой сортировочной станции показана (см. рисунок 2.1)
Для контроля за выполнением сменного плана и работой отдельных районов станции ДСЦ ведет график исполненной работы (в ручном и машинном исполнении). На специальном бланке в процессе работы фиксируются время прибытия поездов, работа горки, вытяжных путей, маневровых локомотивов, занятие путей парков станции. Справка на графике показываются план отправления и фактическое отправление поездов, выполнение специальных заданий, положение парков станции на начало и конец работы смены, справки о работе горки, нарушения плана формирования.
Рабочее место ДСЦ, как правило, размещается на горке – это обеспечивает наилучшие условия для его работы (общение с работниками горки, СТЦ, дежурным по станции, хороший обзор путей сортировочного парка). Оно оборудовано: оповестительной парковой связью, прямой телефонной связью с ДОЦС, дежурным по парку формирования, по горке, операторами СТЦ и другими исполнителями; радиосвязью с машинистами маневровых локомотивов; дисплеем и печатающими устройствами – при использовании в технологии работы станции ЭВМ; селекторной связью с поездными диспетчерами и дежурным по горке.