Оборудование для механизированного сбора яиц комплекта
МЕХАНИЗАЦИЯ СБОРА, ОБРАБОТКИ И УПАКОВКИ ЯИЦ
В современных крупных птицеводческих хозяйствах наиболее ответственной, сложной и трудоемкой технологической операцией является сбор, обработка и упаковка яиц. По мере развития птицеводства относительная трудоемкость этих процессов непрерывно возрастает. Ранее при содержании птицы в немеханизированных клеточных батареях затраты труда на эту технологическую операцию составляли 20% общих трудозатрат, в современных же механизированных клеточных батареях они составляют 60...65%, а в перспективе в поточно-механизированных и автоматизированных клеточных батареях — 80%. Поэтому полная механизация и автоматизация процессов сбора, обработки и упаковки яиц — это главный резерв повышения производительности труда в технологии производства яиц.
Машины и оборудование для сбора, транспортирования, обработки и упаковки яиц включают гнезда для кладки яиц, скатные подножные решетки клеточных батарей, яйцесборные ленточные транспортеры, элеваторы для вертикального транспортирования яиц, машины для мойки, сортировки, биологического контроля и упаковки яиц. Основные требования к такому оборудованию — это полная замена ручных операций и минимальное повреждение яиц.
Под повреждениями понимают не только разрушение скорлупы, но и взбалтывание, приводящее к нарушению внутренних связок и структуры яйца.
При содержании птицы в клеточных батареях уже при снесении, а также в процессе сбора и обработки происходят падение, скатывание, удары яйца и его транспортировка в
горизонтальном, наклонном и вертикальном направлениях. В целях предупреждения боя яиц скорость их транспортирования должна быть не более 0,2 м/с.
Сокращение боя в связи с массовым переходом к механизированному клеточному содержанию кур-несушек приобрело народнохозяйственное значение. Бой яиц в птицеводческих хозяйствах страны составляет 4...7%, что при современных масштабах его производства составляет 2,5...3 млрд. яиц в год.
Механизация сбора яиц
В первых механизированных клеточных батареях для сбора яиц использовали различные тележки, самоходные и навесные яйцесборники.
Современная механизация и автоматизация сбора яиц при напольном и клеточном содержании птицы осуществляются на основе применения яйцесборных ленточных транспортеров. Рассмотрим устройство и работу основного оборудования, используемого для этих целей.
Механизированные гнездаприменяют при напольном содержании кур-несушек (комплекты КПП-5, КПП-8,5) и индеек (комплекты ИВС-1,8). Предназначены для размещения птицы во время откладывания яиц и транспортировки яиц на яйцесборный стол для их упаковки. Основные сборочные единицы механизированных гнезд (рис. 84): натяжная станция 1 транспортерной ленты, секции гнезд 2 для яйцекладки; лебедка 3 для поднятия днищ в гнездах; яйцесборный стол 4; транспортная лента шириной 85 мм.
Механизированные батарейные гнезда устанавливают в виде одной или нескольких сплошных линий вдоль птичника. Их можно выполнять одно- или двухрядными и располагать в один или два яруса у внутренних стенок здания или между колоннами. В каждой линии предусмотрены проемы для лучшего освещения средней части птичника и для прохода обслуживающего персонала.
Гнезда устанавливают на общей деревянной раме-подставке, к которой прикреплены детали планчатого настила. Гнезда смонтированы над настилом так, чтобы не мешать свободному перемещению птицы. Перед входом в гнездо сделана взлетная полка. Днища гнезд наклонены в сторону ленточного транспортера. Входы в гнезда закрыты шторками из листовой резины или плотным материалом. Внутри гнезда перед лентой смонтированы клапаны, которые притормаживают яйца при выкатывании на ленту транспортера и скрывают их от несушек. Сверху гнезда закрыты двускатными крышами. Для того чтобы ночью птица не оставалась в гнездах и не загрязняла их, днища гнезд на ночь поднимают канатиками, прикрепленными к тяговому тросу. Вращающаяся вертушка и наклонная крыша гнезд не позволяют курам взбираться на гнезда.
При движении троса тяги поднимают днища и устанавливают их в вертикальное положение. Приводом тягового троса служит лебедка, закрепленная на стене птичника. Она состоит из электродвигателя, клиноременнои передачи и ходового винта с тяговой гайкой, к гайке прикреплен конец троса. При перемещении гайки по винту вправо днища гнезд поднимаются, при движении влево — опускаются. В крайних положениях гайка воздействует на конечные выключатели, которые отключают электродвигатель. Включают и отключают электродвигатель лебедки вручную или автоматически по сигналам командного прибора.
Яйца с транспортерной ленты поступают на приемно-накопительный стол, состоящий из сварной рамы, на которой установлен приводной шкив яйцесборной ленты. Приемная часть стола покрыта губчатой резиной и снабжена ограждением. Привод транспортера состоит из электродвигателя, редуктора, клиноременнои и цепной передач. Управление — кнопочное.
При клеточном содержании птицы для механизации сбора яиц в клеточных батареях используют яйцесборные транспортеры, обслуживающие один или два смежных ряда клеток (рис. 85, а, б).
Полотно транспортера расположено в приемном лотке, в который яйцо выкатывается по наклонной подножной решетке днища клетки.
Яйцесборный транспортер можно расположить между смежными рядами клеток (рис. 85, а), снаружи ряда клеток (рис. 85, 6) и внутри клеток (рис. 85, в). В последнем случае над ним
делают переходный мостик или защитный козырек, чтобы птица не повредила и не загрязняла яйца. Во втором случае механизированный сбор в случае неисправности яйцесборного механизма можно заменить ручным, в первом и последнем случае эта операция практически невозможна. Наиболее удачно механизация сбора яиц в клеточных батареях решена в одноярусных горизонтальных клетках ОБН-1.
Оборудование для механизированного сбора яиц комплекта
ОБН-1.Основные сборочные единицы механизма яйцесбора: коллектор с приемно-накопительным столом; приводная станция; продольные и поперечные яйцесборные транспортерные ленты с обводными роликами; механизмы очистки ленты. Рабочие ветви лент укладывают в желоба, расположенные вдоль линии батарейных гнезд, ниже их основания, и соединяющие гнезда с приемно-накопительным столом, а нижние холостые ветви лент поддерживают поперечинами.
Коллектор представляет собой сборную конструкцию из привода, вертикального элеватора и приемно-накопительного стола. Привод состоит из сварной рамы, в нижней части которой установлен электродвигатель и редуктор, соединенные между собой клиноременной передачей. В верхней части рамы находятся приводные и прижимные ролики поперечного и продольного транспортеров яйцесбора. Приводные ролики вращаются от выходного вала редуктора через цепные и клиноременные передачи.
Яйца выкатываются из клеток и продольными яйцесоорыми транспортерами, расположенными между смежными рядами батарейных гнезд, подаются на поперечный транспортер, находящийся в передней части птичника. С поперечного транспортера яйца направляются на элеватор, который подает их на приемный стол.
Применение системы продольных и поперечных ленточных транспортеров позволяет создать непрерывную поточную технологическую линию (ПТЛ) сбора яиц, которая доставляет яйца в одно место птичника для укладки в тару или на обработку.
Трехъярусные клеточные батареи БКН-3(рис. 86). Яйца в них скатываются по наклонным поликам на ленты транспортера, которые доставляют их к торцу батареи. Со второго и третьего ярусов яйца опускаются на поперечный транспортер яйцесбора по наклонным участкам лент с помощью ленточных элеваторов. Ленточные транспортеры первого яруса доставляют яйца непосредственно на поперечный транспортер, который далее подает их на стол-накопитель или в яйцесклад.
На птицефабриках и фермах с павильонной застройкой трудно ввести поточную линию сбора и обработки яиц из-за разрывов между птичниками и яйцескладом. В этих случаях основные затраты труда приходятся на процесс сбора и укладки яиц в птичниках. В современных поточно-механизированных птичниках основную часть своего рабочего времени птичницы затрачивают на укладку яиц. Автоматизация укладки позволяет в 2,5...3 раза увеличить производительность труда в птичнике.
Автоматический укладчик яиц(рис. 87) состоит из ориентатора 7, укладывающего механизма 4, ячеистого транспортера 5,магазина порожней тары 6, стопирующего устройства 2, накопителя 3 и транспортера заполненных прокладок /. Работает укладчик следующим образом. Яйцесборный транспортер 9 подает яйца на роликовый ориентатор, который перемещает и поворачивает яйца острым концом в одну сторону. Ориентированные яйца поступают на ячеистый транспортер. После заполнения пяти его ячеек выдвигается заслонка механизма укладки яиц, и они опускаются в тару острым концом вниз. После этого тара смещается на один ряд. Заполненная прокладка подается к стопирующему устройству, в котором набирается от двух до десяти прокладок. Собранная стопа автоматически передается на транспортер. В процессе накопления стопы (комплекта) прокладки через одну в соответствии со схемой их укладки автоматически поворачиваются на 90е.