Технические параметры и характеристики дорог
1.2.1. Основными параметрами и характеристиками, определяющими транспортно-эксплуатационное состояние дороги, являются:
- геометрические параметры, к которым относится ширина проезжей части, краевой укрепленной и остановочной полос обочин, продольные уклоны, радиусы кривых в плане и профиле, уклоны виражей и расстояние видимости;
- прочность дорожной одежды проезжей части, краевой укрепительной и остановочной полос обочин;
- ровность и сцепные свойства покрытия проезжей части, краевой укрепительной и остановочной (укрепленной связным материалом) полос обочин;
- прочность и устойчивость земляного полотна и его элементов;
- целостность и работоспособность водоотводных и дренажных сооружений;
- наличие и требуемое состояние элементов инженерного оборудования и обустройства дороги.
1.2.2. Необходимо, чтобы геометрические параметры (радиусы кривых, ширина проезжей части и обочин, габариты искусственных сооружений) соответствовали нормам, установленным для данной категории дороги (участка дороги). Отклонения фактических размеров допускаются в пределах, устанавливаемых соответствующими документами.
1.2.3. Прочность дорожных одежд на дорогах I-IV категорий определяются необходимостью беспрепятственного пропуска в расчетный период автомобилей с осевой нагрузкой до 10 тс (100 кН), а на дорогах V категории с твердыми покрытиями до 6 тс (60 кН).
1.2.4. Покрытиям проезжей части дороги, краевых укрепительных и остановочных полос обочин в процессе эксплуатации необходимо иметь предусмотренные проектом продольные и поперечные уклоны, обеспечивающие беспрепятственный сток воды.
1.2.5. Необходимо, чтобы кромки покрытия проезжей части, краевых укрепительных и укрепленных остановочных полос обочин были ровными в плане, имели правильные и четкие очертания, не имели разрушений и деформаций.
1.2.6. При эксплуатации дорог следует обеспечивать соответствие фактических показателей продольной ровности приведенным в таблице 1.4 предельно-допустимым значениям.
1.2.7. На покрытии проезжей части нельзя допускать образования колейности, при которой возникают опасные условия движения и создаются помехи для очистки покрытий от снежных отложений и удаления зимней скользкости. Пределы допустимой и предельно допустимой глубины колеи установлены для двух способов измерения глубины колеи при помощи двухметровой рейки: по упрощенной методике, когда рейка укладывается на поверхность покрытия или гребни выпора и по способу вертикальных отметок, когда отсчет ведется от рейки, выведенной в горизонтальное положение (табл. 1.5).
1.2.8. Работы по устранению колеи выполняют в первую очередь на участках дорог при ее глубине больше предельно допустимых значений не рекомендуется допускать образование уступов в местах сопряжения проезжей части и укрепительных краевых полос или укрепительных и остановочных полос обочин. На поверхности неукрепленных обочин и разделительных полос, не отделенных от проезжей части бордюрами, не рекомендуется иметь колеи в местах сопряжения с проезжей частью и иметь отметку ниже её уровня более, чем на 3 см при интенсивности движения выше 6000 автомобилей, приведенных к легковому автомобилю и более, чем на 4 см при меньшей интенсивности.
1.2.9. Шероховатость и состояние дорожного покрытия проезжей части должны обеспечивать требуемую ГОСТ Р 50597-93 величину сцепления колеса с покрытием - не менее 0,3 при измерении его шиной без рисунка протектора и 0,4 шиной, имеющей рисунок протектора.
1.2.10. Разница коэффициента сцепления по ширине проезжей части допускается не более 0,1, разница между коэффициентом сцепления покрытия проезжей части и укрепленной обочин - 0,15.
1.2.11. На покрытии проезжей части не допускается наличие выбоин, проломов и просадок с размерами по длине, ширине и глубине более, чем 15×60×5 см, а количество более мелких повреждений и дефектов в весенне-летне-осенний периоды менее значений, приведенных в таблице 1.6. Образовавшиеся деформации и разрушения ликвидируют в сроки, установленные ГОСТ Р 50597-93.
1.2.12. Состояние покрытия укрепительных полос по наличию дефектов должно соответствовать требованиям, установленным для покрытия проезжей части, а состояние укрепленных и неукрепленных остановочных полос - требованиям табл. 1.6.
1.2.13. Обочины дороги укрепляют с обеспечением прочности конструкции и поперечных уклонов, способствующих быстрому отводу поверхностных вод.
Таблица 1.4
Интенсивность движения, авт./сут. | Категория дороги | Тип дорожной одежды | Предельно допустимые показатели продольной ровности, см/км | Допустимое количество просветов под 3-метровой рейкой, превышающих указанные в СНиП 3.06.03-85, % | ||
по прибору ПКРС-2У | по толчкомеру ТХК-2, установленному на автомобиле | |||||
УАЗ-2006 | ГАЗ-31022 «Газель» | |||||
Более 7000 | I | Капитальный | ||||
3000-7000 | II | |||||
1000-3000 | III | Капитальный | ||||
Облегченный | ||||||
500-1000 | IV | Облегченный | ||||
200-500 | Переходный | - | - | |||
До 200 | V | Низший | - | - |
Таблица 1.5
Расчетная скорость движения, км/ч | Глубина колеи, мм | |||||
Измерения по упрощенной методике | Измерения по способу вертикальных отметок | |||||
Относительно правого выпора | Относительно левого выпора | |||||
Допустимая | Предельно допустимая | Допустимая | Предельно допустимая | Допустимая | Предельно допустимая | |
Более 120 | не допускается | |||||
60 и меньше |
1.2.14. Необходимо, чтобы откосы насыпей и выемок обладали устойчивостью к воздействию климатических факторов, обеспечивали быстрый отвод поверхностных вод, были укреплены согласно положений соответствующих документов. Откосы, особенно глубоких выемок и высоких насыпей имели обеспеченную общую устойчивость.
1.2.15. Покрытия проезжей части и обочин, разделительных полос и откосов, посадочных площадок у автобусных остановок, площадок отдыха, пунктов весового контроля и учета движения, а на участках дорог, проходящих через населенные пункты, и поверхность тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек следует содержать в чистоте, очищать от пыли, грязи, посторонних предметов и материалов.
Таблица 1.6
Показатели состояния конструктивных элементов дорог | Допустимые значения для дорог с интенсивностью движения, авт/сут. приведенных к легковому автомобилю | ||||
более 6000 | 2000-6000 | 1000-2000 | 200-1000 | менее 200 | |
ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ (включая используемые съезды) | |||||
Повреждения (выбоины) размером не более 15×60×5 см, площадью м2/на 1000 м2 покрытия: | |||||
а) летом | 0,3 | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 2,5 |
б) весной | 1,5 | 3,0 | 4,5 | 6,0 | 7,0 |
в) зимой | 1,5 | 3,0 | 4,5 | 6,0 | 7,0 |
Отдельные раскрытые необработанные трещины на покрытии шириной >5 мм. п.м./ на 1000 м2 | |||||
Наличие необработанных мест выпотевания битума, м2на 1000 м2 покрытия | |||||
Наличие полос загрязнения у кромок покрытия шириной до 0,5 м, площадью в % от общей площади покрытия не более | нет | ||||
ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО | |||||
Наличие отдельных повреждений, просадок и застоя воды на обочинах и разделительной полосе (в весенний период): | |||||
а) укрепленных: | |||||
-площадь, м2/1000 м2 покрытия | до 0,3(1,5) | 1.0(3,0) | 1,5(3,5) | 2,0(6,0) | 2,5(7,0) |
- глубиной, см | до 3 | до 3 | до 4 | до 4 | до 4 |
б) неукрепленных: | |||||
- площадь. м2/1000 м2 покрытия | 5,0 | 7,0 | 10,0 | 12,0 | 15,0 |
- глубиной, см | до 3 | до 3 | до 4 | до 4 | до 4 |
Примечание . В скобках даны значения для весеннего периода.
1.2.16. На поверхности неукрепленных обочин и разделительной полосы нельзя допускать наличия древесно-кустарниковой растительности и травяного покрова более 15 см.
1.2.17. В полосе отвода дорог, проходящих в IV-V дорожно-климатических зонах, а также на участках дорог, проходящих по лесным массивам в остальных дорожно-климатических зонах, допускается наличие древесно-кустарниковой растительности при условии обеспечения нормативной видимости.
1.2.18. Необходимо, чтобы система и устройства дренирования, сбора и отвода поверхностных и грунтовых вод (водоотводные канавы, кюветы водосбросы, водобойные колодцы и др.) постоянно находились в работоспособном состоянии и обеспечивали эффективный отвод воды от дороги.
Отдельные нарушения профиля водоотводных канав по длине, снижающие их пропускную способность более, чем на 20%, допускаются суммарно до 10 % от протяженности обследуемого участка на дорогах I-III категории и 20 % на дорогах IV-V категории.
1.2.19. Неорганизованные (несанкционированные) примыкания к дорогам всех категорий не разрешаются. Допускается наличие на автомобильных дорогах с интенсивностью менее 1000 авт./сут. временных технологических съездов, проходящих по сельскохозяйственным угодьям для использования сельскохозяйственной техникой, а также на участках, проходящих по лесным массивам для использования при пожарах.