Дорожные условия как фактор, влияющий на вероятность возникновения ЛТП. Статистические оценки влияния дорожных условий на аварийность

Тип дороги Геометрические параметры (на дорогах с неоднородными условиями движения |крутые повороты, уклоны, чередующиеся с прямыми участками| относительное число ДТП выше по сравнению с дорогами, обеспечивающими плавные и спокойные условия движения) Число пересечений и примыканий второстепенных дорог (с увеличением числа пересечений и примыканий на 1 км дороги число ДТП возрастает, поскольку возрастает вероятность неправильной оценки ситуации и возникновения ошибок водителей) Обустройство перекрёстков (число пересекающихся дорог, доля транспортных средств, въезжающих с второстепенных дорог на главную, способ организации движения на перекрёстке, скоростной режим, техническая оснащённость перекрёстка, качество его содержания) Скоростной режим (снижение средней скорости движения на перекрёстке ведёт к снижению числа ДТП с ранеными и числа ДТП с погибшими; и наоборот) Состояние дорожного покрытия (на скользком дорожном покрытии, сразу после наступления гололёда, риск возникновения ДТП возрастает, по мере адаптации водителей к сложным дорожным условиям, число ДТП постепенно снижается; негативно отражаются и неровности дорожного покрытия) Перегруженность дороги транспортными средствами (движение в насыщенном транспортном потоке повышает число ошибок участников дорожного движения, конфликтных ситуаций, что приводит к росту числа ДТП) Проведение дорожно-ремонтных работ.

16 Перевозки скоропортящихся грузов. К скоропортящимся относятся грузы, которые для обеспечения сохранности во время перевозки требуют соблюдения температурного режима и определенных санитарно-гигиенических требований. Санитарно-гигиенические требования в первую очередь касаются груза, водителя, состояния ПС, влажности, давления и газового состава воздуха в кузове АТС и т.п. Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы устанавливаются государственной системой санитарно-эпидемиологического нормирования Российской Федерации, основными документами которой являются Санитарные нормы и правила (СанПиН) Госкомсанэпиднадзора РФ. Грузоотправитель обязан при предъявлении к перевозке скоропортящегося груза: предъявлять продовольственные грузы к перевозке только упакованные в тару; обеспечивать перед погрузкой требуемую температуру груза и его качество в соответствии со стандартами или техническими условиями; проверять коммерческую пригодность поданного для погрузки ПС; прикладывать к транспортным документам необходимые разрешения, ветеринарные и карантинные сертификаты.

19. Актуальность и значение автомобильных перевозок для экономики РФ.От работы транспорта зависят развитие и нормальное функционирование предприятий промышленности, сельского хозяйства, снабжения и торговли. Велико его значение во внешнеэкономических связях, в деле обороны страны, в освоения новых экономических районов.Транспорт удовлетворяет одну из важнейших потребностей человека – потребность в перемещении грузов и пассажиров.Значение транспорта:1. Экономическое. Развитие транспорта вовлекает в экономику новые территории, природные ресурсы и трудовые резервы.2. Социально- политическое. Развитие транспорта повышает подвижность населения, улучшает культурный уровень и общественное настроение.3. Оборонное. 95% воинских перевозок приходится на железнодорожный транспорт.4. Политическое. Развитие транспортных систем, в т.ч международных транспортных коридоров, затрагивает интересы сопредельных стран и крупных международных транснациональных корпораций .

20. Понятия о погрузочно-разгрузочных пунктах и их производительности. ПРП называется объект, на котором при­нимают, отправляют, подготавливают, погружают и выгружают грузы, а также оформляют документы. Важным параметром ПРП является его грузооборот - пропускная способность. Пропускная способность пункта - это максимальное количество АТС или груза (в тоннах), которое может быть погружено и разгружено в пункте в единицу времени (час, смена, сутки). Расчет пропускной способности фронта ПРП выполняют для того, чтобы правильно распределить по отдельным складам или площадкам ПРП общее количество автомобилей, необходимое для завоза и вывоза грузов.

21. Надежность водителя как комплексное свойство (качество) оператора. Измерители надежности водителя и связь ее с БДД. Надежность водителя — это способность безошибочного вождения транспортного средства при различных дорожных и погодных условиях в течение рабочего времени. Надежность определяется комплексом взаимосвязанных медико-биологических, психофизиологических и внешних факторов(комплекс личностных качеств водителя(свойства нервной системы, память, время реакции, качества внимания и т. П), профессиональная пригодность, подготовленность и высокая работоспособность

22. Характеристика эксплуатационных факторы и их влияние на производительность автомобиля. Основными эксплуатационными свойствами автомобиля являются: динамичность, топливная экономичность, управляемость, устойчивость, проходимость, плавность хода, вместимость, прочность, долговечность, приспособленность автомобиля к техническому обслуживанию и ремонту и т.д. динамичность - свойство перевозить грузы и пассажиров с максимально возможной средней скоростью при заданных дорожных условиях. Чем лучше динамичность автомобиля, тем меньше время, затрачиваемое на перевозку, следовательно, тем больше производительность автомобиля. Топливная экономичность – свойство автомобиля рационально использовать для движения энергию сжигаемого топлива. Чем меньше расход топлива, тем дешевле эксплуатация автомобиля. Управляемость – свойство автомобиля изменять направление движения изменением положения управляемых колес. От управляемости зависит безопасность движения автомобиля. Под устойчивостью автомобиля понимают его свойство противостоять заносу, скольжению и опрокидыванию. Проходимость – это свойство автомобиля работать в тяжелых дорожных условиях и вне дорог (песок, болотистая местность).. Плавность хода – свойство автомобиля двигаться с большой скоростью по неровным дорогам без колебаний кузова. От плавности хода в большей степени зависят средняя скорость движения, сохранность грузов при их перевозке и комфортабельность езды в автомобиле, влияющая на утомляемость водителя и на пассажиров.

23. Принципы и виды планирования перевозок. Планирование грузовых перевозок подразделяется на перспективное, текущее и оперативное планирование.Перспективное (стратегическое) планирование – разработка основных направлений и показателей деятельности на длительный период от 5 до 15 лет. Все расчеты выполняются на основании прогнозов развития экономических и социальных процессов в регионе и анализа рыночной конъюнктуры. При перспективном планировании большое значение имеет правильное использование современных методов прогнозирования. Прогнозируемые объемы перевозок промышленных грузовопределяются относительно объемов существующих перевозок и прогнозов развития промышленности.Прогнозируемый объем перевозок строительных грузовопределяется исходя из планируемых объемов строительства отдельно по строительству промышленных и гражданских объектов.Прогнозирование объемов перевозки потребительских грузоввыполняется по нормам или уровню потребления на одного человека с учетом массы перевозимой тары и повторности перевозок. Текущее планирование проводится на год. В этом случае возможный объем работы и необходимые для его выполнения ресурсы рассчитываются на основании имеющихся и подготовленных к заключению договоров. При расчете ресурсов, необходимых для освоения объемов работ по договорам, используют коэффициент запаса, который должен учитывать выработку ресурса ПС и возможность выполнения разовых заказов. При составлении годового плана работы АТО по перевозкам грузов рассчитываются следующие показатели по типам ПС: коэффициент выпуска и использования парка АТС; автомобиледни в работе; возможные объемы перевозок; годовой пробег, в том числе с грузом; требуемые ресурсы для поддержания АТС в работоспособном состоянии, расход топлива и ГСМ; себестоимость перевозок. Оперативное планирование — это конкретизация плановых заданий по времени выполнения, в пространстве (по местам выполнения производственных заданий), по специфике технологии и организации производства управляемого объекта (структура ПС, ПРМ, выбор технологии и т.д.). Оперативное планирование вклю­чает в себя разработку планов работы в целом АТО и конкретных АТС и водителей на месяц, неделю и смену.

25 Все грузы, принимаемые к перевозке, должны иметь маркировку, которая на всех видах транспорта одинакова. Правила маркировки определяет ГОСТ 14192 — 96 «Маркировка грузов» (с изм. от 22.06.2000), являющийся межгосударственным стандартом стран СНГ. Транспортная маркировка должна содержать манипуляционные

знаки, основные, дополнительные и информационные надписи.

Манипуляционные знаки — это изображения, указывающие на способы обращения с грузом. Манипуляционные знаки должны соответствовать ГОСТ Р 51474 — 99 «Упаковка. Маркировка, указывающая на способ обращения с грузами». Знаки наносят непосредственно на тару или упаковку, ярлыки или этикетки на каждое грузовое место в левом верхнем углу на двух соседних стенках тары и упаковки. В зависимости от размера и формы тары габаритные размеры манипуляционного знака должны оставлять 100; 150 или 200 мм. Предупредительные надписи использую т на маркировке в тех

случаях, когда способ обращения с грузом невозможно выразить только манипуляционным и знакам и (например, За обвязку не поднимать). Способ нанесения маркировки должен обеспечить ее сохранность в течение всего транспортного процесса. Маркировка может быть вы полнена непосредственно на таре (грузе без упаковки) или на отдельной табличке (бирке), надеж но прикрепленной к грузу.

26 Диспетчер — это работник, регулирующий ход производственного процесса и координирующий взаимодействие всех его звеньев с помощью средств контроля, управления и связи. В АТО диспетчер (оператор диспетчерской) является основным сотрудником, непосредственно организующим и управляющим процессом перевозки грузов. Диспетчерская группа в службе эксплуатации выполняет следующие функции: выпуск ПС на линию, выдача и прием документации на перевозку грузов и ее подготовка на основании заданий водителям; оперативное руководство работой ПС на линии; первичная обработка путевой документации; составление сменно-суточного отчета (диспетчерского доклада) по выпуску ПС на линию, результатам работы за истекшие сутки и выполнению плана перевозок. Выпуск ПС на линию проводят на основании графика выпуска, при составлении которого учитывают режим работы АТС, график проведения технического обслуживания и перечень АТС, находящихся в ремонте. При выпуске ПС на линию сменный диспетчер проверяет наличие у водителя водительского удостоверения, контролирует сдачу предыдущей путевой документации и после этого выдает новую путевую документацию.

28 Классификация грузовых автомобильных перевозок Производственный процесс AT заключается в перемещении грузов и пассажиров и называется автомобильными перевозками. Процесс выполнения автомобильных перевозок можно разделить на четыре этапа: планирование; организация; контроль и оперативное управление; учет и анализ результатов работы. В связи с многообразием условий выполнения перевозок и видов грузов ГАП различают по следующим признакам: по отраслям (типы обслуживаемых предприятий и, следовательно, виды перевозимых грузов): промышленные — 30 % общего объема перевозок (это грузы промышленных предприятий, включая сырье, готовую продукцию, топливо, перевозимые между промышленными объектами, узлами внешнего транспорта и складскими территориями); строительные — 35 % (это грузы промышленного и гражданского капитального строительства, включающие в себя грузы строительной индустрии, сырьевые строительные ма­териалы, строительное оборудование и машины, грунт и строительный мусор); сельскохозяйственные — 10 % (это сельскохозяйственная продукция, семена, удобрения и т.п.); потребительские — 20 % (это грузы продовольственного, промтоварного снабжения и бытового обслуживания населе­ния, грузы очистки города от твердых бытовых отходов, сне­га и мусора, топливные грузы); прочие — 5 %; по размеру партий груза: массовые, для которых характерны перевозки большого объема однородного груза; мелкопартионные, при которых масса партии груза не превышает половины грузоподъемности ПС;

По территориальному признаку: технологические, выполняемые внутри предприятий или в пределах технологического цикла выпуска продукции; городские, выполняемые по территории города; пригородные, выполняемые на расстоянии не более 50 км от границ города; междугородние, выполняемые на расстоянии более 50 км от границ города; международные, выполняемые между государствами; способу выполнения: прямого сообщения, которые осуществляются от пункта отправления до пункта назначения одним АТС; терминальные, выполняемые через систему грузовых автостанций (складов, терминалов); смешанного сообщения (интермодальные, мультимодальные), которые осуществляются несколькими видами транспорта. Разновидностью этих перевозок являются комбинированные перевозки, осуществляемые несколькими видами транспорта без перегрузки (паромные переправы для перевозки ПС через водные преграды, контрейлерные перевозки ПС на железнодорожных платформах и т.п.); времени освоения: постоянные, наиболее характерные для промышленных и торговых грузов; сезонные, наиболее характерные для сельскохозяйственных грузов; временные, наиболее характерные для строительных грузов; организационному признаку: централизованные, когда перевозчик или специализированная фирма являются организаторами перевозок; децентрализованные, когда каждый грузополучатель самостоятельно обеспечивает перевозку груза. В зависимости от перечисленных условий сильно различаются требования к используемому ПС, технология и организация перевозок, методики планирования и средства контроля и управления движением ПС.

29 Создание единой государственной системы безопасности дорожного движения, осуществляющей планирование, финансирование, координирование, управление и контроль деятельности в сфере БД. Повышение транспортной культуры всех участников движения, совершенствование законодательства, касающегося изменений норм и правил дорожного движения, стандартов на ТС, нормативов на выброс отработавших газов, введение обоснованных штрафных санкций при обнаружении нарушений с целью повышения ответственности должностных лиц и граждан. Переход на экономические методы управления в сфере безопасности движения с целью обеспечения экономической целесообразности мероприятий по предупреждению аварийности на всех предприятиях AT независимо от форм собственности. Повышение качества профессионального отбора и подготовки водителей с обязательным обучением их правильным целенаправленным действиям в критических ситуациях. Конструктивное совершенствование автомобиля, прежде всего его активной, пассивной, послеаварийной и экологической безопасности, оснащение его современными средствами информации. Конструктивное совершенствование автомобильных дорог (обеспечение необходимого качества дорожного покрытия и его сохранности в процессе эксплуатации, строительство объездных путей вокруг городов, введение пересечений на разных уровнях, автоматизированных систем управления транспортом). Особое внимание следует уделять выявлению и устранению очагов аварийности, реконструкции наиболее опасных участков дорог. Улучшение системы сбора учета и анализа ДТП с целью выявления основных причин их возникновения и разработки эффективных мероприятий по их устранению. Совершенствование системы связи и оповещения для оказания помощи пострадавшим при ДТП.

30 Организация работы кабинета безопасности дорожного движения в АТОДля профилактической работы по предупреждению аварийности на АТП оборудуется кабинет по безопасности движения (КБД). Главное назначение КБД заключается в активной пропаганде новейших достижений науки, техники и передового опыта в области обеспечения БД, их внедрение в практику работы АТП, повышение профессиональных знаний и мастерства водителей, ремонтных рабочих и инженерно-технических работников. Активность работы и оснащение кабинета могут служить одним из показателей уровня всей работы по предупреждению аварийности на АТП.

Организация работы КБД должна обеспечивать индивидуальные и групповые занятия, проведение инструктажей, совещаний, семинаров по предупреждению аварийности, разборов обстоятельств и причин возникновения ДТП. Кабинет БД рекомендуется располагать вблизи диспетчерской для обеспечения максимальной его посещаемости водителями.

31 Характеристика транспортного процесса и его элементы.

Транспортный процесс — это перемещение грузов или пассажиров с учетом всех подготовительных и заключительных операций. Транспортный процесс перевозки грузов складывается из последовательно повторяющихся элементов: подача ПС к месту погрузки; погрузка ПС; перемещение груза; разгрузка ПС. Совокупность этих элементов, образующих законченную операцию доставки грузов, называется циклом перевозкиили поездкой.

32 Согласование работы транспортных и погрузочных средств. Понятие о нормах простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой. Согласование работы транспортных и погрузочных средств. Во избежание непроизводительного простоя автомобилей в погрузочных и разгрузочных пунктах должно быть обеспечено согласование их работы. Условием бесперебойной (синхронной) работы пунктов погрузки и автомобилей является равенство ритма работы пункта и интервала движения автомобилей на маршрутах. Время простоя автомобиля под погрузкой и разгрузкой зависит от большого числа факторов, а также и время оборота автомобилей определяется рядом факторов, поэтому этот процесс целесообразно рассматривать как случайный и расчет соотношения количества постов погрузочно-разгрузочных пунктов и автомобилей на маршруте целесообразно проводить по формулам теории массового обслуживания.

33. Эксплуатационные свойства дороги. Влияние Эксплуатационные свойства на вероятность возникновении ДТП. Нормативные требования к параметрам, оценивающим эксплуатационные свойства автомобильных дорог. Надежностью автомобильной дороги как комплексного транспортного сооружения является способность обеспечивать безопасное расчетное движение транспортного потока со средней скоростью, близкой к оптимальной, в течение нормативного или заданного срока службы дороги при достаточных значениях других показателей. Критериями эксплуатационной надежности автомобильных дорог являются следующие: непрерывное, безопасное и удобное движение транспортных средств;

работоспособность как состояние дороги, при котором она выполняет заданные функции с параметрами, установленными требованиями технической документации; фактический, по сравнению с требуемым, срок службы дороги; степень запаса по пропускной способности и прочности дорожной одежды; ремонтопригодность как приспособление сооружения к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и устранению их последствий проведением ремонтов и технического обслуживания.

К дорожным факторам, определяющим потенциальный риск ДТП, можно отнести тип дороги, ее геометрические параметры, число пересечений и примыканий второстепенных дорог, обустройство перекрестков, скоростной режим.

34. Состояние и перспективы развития автомобильных перевозок в РФ.Автомобильный транспорт в России становится самым популярным способом перевозки грузов. По данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (ФСГС РФ) на 29.10.2012 г., в 2011 году 67,9% грузов в РФ было перевезено с помощью автомобилей. Железной дорогой перевезли всего 16,6% всех грузов. В обзоре рынка определена и доля трубопроводного транспорта. Она составляет почти 14%. На воздушный и водный виды транспорта пришлось не более 2% от всего объема перевозки грузов.

35. Автобусные маршруты и их организацияГородские автобусные маршруты в зависимости от очертания их в плане города разделяются на: диаметральные — соединяют окраины города и проходят через центр города; радиальные — соединяют окраины города с центральной его частью или отдельные узловые пункты города; полудиаметральные — соединяют два городских района и проходящие через центр; кольцевые маршруты — организуются как в центральной части города, так и в отдельных районах, соединяющие отдельные районы города по замкнутой кривой; тангенциальные (хордовые) — соединяют отдельные районы города и не проходят через центр.

37. Классификация погрузочно-разгрузочных средств.Погрузочно-разгрузочные средства классифицируют по ряду признаков (эксплуатационных качеств). По степени подвижности различают: стационарные, полустационарные (переносные), передвижные, самоходные. По направлению перемещения груза погрузочно-разгрузочные средства подразделяют на: горизонтальные, вертикальные, наклонные, комбинированные. По принципу действия рабочих органов различают: механизмы прерывного (циклического) действия и механизмы непрерывного действия. В зависимости от вида перерабатываемого груза: для сыпучих грузов; навалочных (строительных, сельскохозяйственных непромышленных грузов); штучных (в таре и упаковке); жидких (наливных); тяжеловесных; крупногабаритных и длинномерных.

39. Особенности организации перевозки грузов специализированным подвижным составом.К достоинствам использования СПС можно отнести:повышение сохранности груза за счет исключения воздействия на груз окружающей среды;снижение вредных последствий перевозки на окружающую среду и людей (пыление, испарения и т.д.); снижение доли ручного труда при выполнении ПРР; уменьшение расходов на тару и упаковку. К недостаткам использования СПС можно отнести: снижение на 10...20% грузоподъемности АТС; повышенная в 1,5 — 2 раза стоимость СПС по сравнению с базовым универсальным ПС; невозможность загрузки СПС в обратном направлении.Таким образом, эффективность использования СПС должна

40. Понятия о системах сертификации деятельности, применяемых на автомобильном транспорте в РФ.Под сертификацией понимается - процедура подтверждения соответствия, посредством которой не зависимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письмен ной форме, что продукция, услуги или иные объекты соответствуют установленным требованиям. Проведение сертификации осуществляется в целях: - создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации , а также для участия в международном экономическом, научно- техническом сотрудничестве и международной торговле; - содействия потребителям в компетентном выборе продукции; - защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя); - контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; - подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем. Как видим продукция (процессы, услуги) сертифицируются по разным причинам . Однако среди них следует выделить две основные цели: Первая- подтверждение безопасности товара для здоровья и жизни человека, его имущества и окружающей природной среды. Вторая- завоевание рынка, т.е. повышение конкурентоспособности изделия. Первая цель достигается в большинстве стран путем проведения обязательной сертификации. В России - в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. В частности, по товарам народного потребления - Законом «О защите прав потребителей». Вторая - с помощью так называемой добровольной сертификации. Свидетельством того, что потенциально опасная продукция прошла обязательную сертификацию и, следовательно, безопасна в потреблении, является наличие у потребителя, поставщика или у исполнителя услуги сертификата, а также проставленный на изделии Знак соответствия.

41. Экологическая безопасность АТС. Измерители экологической безопасности. Нормативное регулирование показателей параметров, измеряющих экологическую безопасность АТС.Экологическая безопасность — это свойство транспортного средства снижать степень отрицательного влияния на окружающую среду в процессе всего срока эксплуатации. Основные негативные последствия, связанные с эксплуатацией автомобиля, — это потери полезной площади земли, загрязнение атмосферного воздуха, истощение природных ресурсов, уничтожение флоры и фауны, шум, вибрации, электромагнитные излучения.

42. Особенности организации перевозки тарно-штучных грузов.Можно выделить две основные технологии, используемые при перевозке тарно-штучных грузов: помашинные отправки; мелкопартионные перевозки. При помашинных отправках используют универсальный ПС. В зависимости от требований к защите груза от внешних воздействий можно использовать бортовые АТС, универсальные и специализированные фургоны или контейнеры. При мелкопартионных перевозках, как правило, обслуживают клиентов, не имеющих механизированные ПРП. В этом случае наиболее целесообразно использовать ПС, оборудованный погрузочно-разгрузочными приспособлениями. Чаще всего на ПС устанавливают: консольные крановые установки с шарнирно-сочлененной стрелой, балочной или неповоротными стрелами; портальные крановые установки; устройства бескранового типа (съемные кузова); грузоподъемный борт; комбинированные устройства. Основным способом повышения эффективности перевозки тарно-штучных грузов является максимально возможное укрупнение грузовых единиц. Для этого используют контейнеры, поддоны и пакеты.

Наши рекомендации