Характеристика главных и вспомогательных двигателей
Дизель 6ЧРН36/45(Г-70). Дизели 6ЧРН36/45 (Г-70) — используются в качестве главных двигателей морских и речных судов.
Рисунок 6.1 - Продольный разрез дизеля 6ЧРН36/45(Г-70)
Рисунок 6.2 - Общий вид дизеля 6ЧРН36/45(Г-70)
Конструкция. Основные детали остова дизеля — фундаментная рама и блок цилиндров – стянуты между собой анкерными связями, которые проходят от низа рамы до верхней плоскости блока. Блок имеет вставные втулки, на которые опираются крышки цилиндров. В крышках размещено по одному впускному и выпускному клапану, пусковой и предохранительно-декомпрессионный клапаны, форсунка и термопара. Коренные подшипники имеют взаимозаменяемые, тонкостенные вкладыши, залитые баббитом. Крышки коренных подшипников к фундаментной раме крепятся анкерными шпильками. Шатунные подшипники стальные, тонкостенные, с антифрикционным алюминиевым сплавом. Крышка нижней головки шатуна крепится четырьмя болтами. В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка. Поршень чугунный, охлаждается маслом, которое поступает из циркуляционной системы смазки. Поршневой палец плавающего типа. Масляный, водяной и топливоподкачивающий насосы приводятся от шестерни коленчатого вала. Привод распределительного вала осуществляется через систему цилиндрических шестерен. Распределительный вал управляет работой впускных клапанов и топливных насосов и в то же время приводит регулятор скорости, распределитель воздуха и тахометр. Кулачки впускных клапанов и топливных насосов съемные. Кулачки топливных насосов можно поворачивать вокруг оси для регулирования момента подачи топлива в цилиндры.
Топливная система включает в себя расходный топливный бак с приемным фильтром, промежуточный сетчатый фильтр, два фильтра тонкой очистки, шестеренчатый топливоподкачивающий насос, топливные плунжерные насосы золотникового типа — по одному на цилиндр и форсунки. Фильтры промежуточные и тонкой очистки — двухсекционные. Их можно чистить без остановки дизеля. Дизели (кроме Г72м) могут оборудоваться автоматизированной двухтопливной (дизельное, моторное) системой подготовки топлива.
Система топливоподготовки имеет два насоса с электроприводом (один — резервный), сепаратор топлива, подогреватели и распределитель топлива, пульт управления, дозатор присадки, охладитель топлива после форсунок, фильтры предварительной и тонкой очистки. Постоянная частота вращения коленчатого вала поддерживается прецизионным регулятором скорости, который соединен с топливными насосами. Управление регулятором скорости местное (рукояткой) и дистанционное (со щита генератора). С помощью механизма управления топливными насосами регулятор скорости и рукоятка управления независимо друг от друга связаны с топливными насосами. У судовых дизелей регулятор скорости всережимный, поддерживающий любую заданную частоту вращения в рабочем диапазоне, имеется также регулятор безопасности, автоматически останавливающий дизель при превышении частоты вращения заданного предела. Дизели оборудованы аппаратурой и механизмами аварийной защиты и сигнализации. При перегреве масла или воды, падении их давления, превышении допустимых пределов частоты вращения от соответствующего датчика поступит импульс к исполнительным приборам и механизмам. При аварийной остановке перекрывается доступ воздуха в цилиндры дизеля, и включаются топливные насосы. Одновременно от сети отключается генератор (у стационарных дизелей).
Система смазки у дизелей циркуляционная. Масло в систему подает шестеренчатый насос. У судовых дизелей — два насоса (нагнетательный и откачивающий), которые приводятся в действие от демпферной шестерни коленчатого вала. Охлаждается масло проточной водой в охладителе трубчатого типа. Фильтр — двухсекционный с сетчатыми сменными элементами, тонкая очистка масла осуществляется центробежным фильтром, который работает под действием давления в системе смазки. Система оборудована терморегулятором, который поддерживает температуру масла в строго установленном интервале. Перед пуском система смазки прокачивается и заполняется маслом автономным электроприводным шестеренчатым насосом. У судовых дизелей два насоса предпусковой прокачки, два фильтра предварительной очистки и один фильтр центробежной очистки масла. К системе смазки дизеля подключен турбокомпрессор.
Система охлаждения дизелей замкнутая, двух-контурная. Во внутреннем контуре с центробежным насосом, приводимым от коленчатого вала, циркулирует пресная вода, которая охлаждается в охладителе трубчатого типа. Воду внешнего контура через охладитель прокачивает электроприводный автономный насос. У судовых дизелей насос забортной воды навешен на дизель и приводится от демпферной шестерни коленчатого вала. Температура воды во внутреннем контуре поддерживается в установленном интервале терморегулятором. Для восполнения утечек и испарения воды система снабжена компенсационным баком.
Система впуска воздуха оборудована воздухоочистителем. Между турбокомпрессором ТК-30 и наддувочным коллектором находится заслонка системы аварийной защиты, которая при ее срабатывании перекрывает доступ воздуха в коллектор. Наддувочный воздух до поступления в цилиндры проходит через охладитель.
На переднем торце стационарных дизелей установлены масляный водяной и топливоподкачивающий насосы, которые приводятся от коленчатого вала, главный пусковой клапан, тахометр с приводом и рукоятка управления. С этой же стороны рядом с дизелем устанавливается панель с контрольно-измерительными приборами. На переднем торце судовых дизелей размещены пост управления, механизм и устройства системы ДАУ, топливоподкачивающий насос, водяные насосы (циркуляционный и откачивающий), демпфер крутильных колебаний (устанавливается по результатам расчета) и датчик тахометра.
Судовые дизели оборудованы системой пневматического дистанционного автоматизированного управления (ДАУ), которая позволяет управлять работой дизеля из ходовой рубки судна. Дизель может запускаться и останавливаться штурвалом местного поста управления на дизеле или из ходовой рубки рукояткой поста ДАУ. Контрольно-измерительные приборы устанавливаются в машинном отделении на выносной панели и в ходовой рубке на пульте ДАУ.
Основные параметры дизелей 6ЧРН 36/45(Г-70).
Таблица 6.1 - Основные параметры дизеля 6ЧРН 36/45 (Г-70)
Марка дизеля | Г-70 |
Номинальная длительная мощность на носке коленчатого вала, кВт (л. с.) | 735 (1000) |
Номинальная частота вращения коленчатого вала, об мин | |
Число цилиндров | |
Диаметр цилиндра, мм | |
Ход поршня, мм |
Продолжение таблицы 6.1
Среднее эффективное давление на номинальном режиме, 10аХ Х /м'- | 10,22 |
Средняя скорость поршня, м,с | 7,5 |
Топливо | |
основное | Моторное ДТ (ГОСТ 1667 -- 68) |
вспомогательное и заменители | Дивезельное С (ГОСТ 305 -- 62), ДС и ДЛ (ГОСТ 4749 -- 49)или ТЛ (ГОСТ 10489 -- 69) |
Удельный расход топлива, приведенный к теплоте сгорания топлива, г,(кВт ч) [г(э. л. с.ч)], не более: | |
моторного | 220+5%; |
(162+5%) | |
дизельного | 213+5% |
(157+5% ) | |
Смазочное масло: | |
основное | MI2B МРТУ 12 Н 3-62 |
заменители | ДС-11 (М10Б) ГОСТ 8583 -- 61; Дп11 ГОСТ 5304 -- 54 (при работе на топливе 0ГОСТ 4749 - 49); МС-20 ГОСТ 1013 -- 49(при повышенной температуре окружающей среды) |
заменители иностранных | SAE 30 USA Std М-1-1.-2104-В; |
марок | SAE Brit( h Вtd. DE F 2101-В |
Удельный расход масла, | 5. 4 (4) |
г (кВт ч) [г,(э. л. с ч)] | |
Сухая масса дизеля, т | 29.0 |
Передаточное отношение редуктора; | - |
Ресурс дизеля до первой переборки (извлечения поршней) | 7 000 |
Ресурс дизеля (моторесурс), ч | 35 000 |
Дизель-генератор АД150 (ЯМЗ 238ДИ).
Номинальная мощность, кВт 150
Резервная мощность, кВт 165
Род тока переменный трехфазный
Напряжение, В 400
Модель, двигателя ЯМЗ 238ДИ
Частота вращения коленчатого вала двигателя, мин 1500
Генератор XN274K-250
Частота тока, Гц 50
Номинальный коэффициент мощности 0,8
Номинальный ток, А 270
Расход топлива при 75%,л/ч 32
Расход топлива при 100%,л/ч 40
Заправочные емкости, л: -топливный бак, л 300
Минимальная температура запуска, °C -10
Масса не заправленного Электроагрегата в открытом исполнении, кг 2700
Габаритные размеры в открытом исполнении, мм:
длина 2642
ширина 1142
высота 1482
Рисунок 6.3 - Общий вид Дизель-генератор АД150 (ЯМЗ 238ДИ).